Область применения высокоскоростных смазок
На заводах меня часто спрашивают о температуре, при которой подшипники должны работать. Неоспоримым является тот факт, что подшипники, которые работают на высокой скорости, имеют более высокую температуру. Приведу такой пример: во время своего последнего визита на завод я осматривал подвесной вентилятор, оснащенный прямой ременной передачей от большого электродвигателя. Частота вращения двигателя составляет 1750 оборотов в минуту (об/мин). Поскольку размер шкива не менялся ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения, можно с уверенностью сказать, что частота вращения подшипников была практически одинаковой. Эти подшипники были обработаны смазкой слишком гутой консистенции, что приводило к перегреву и, соответственно, к сокращению срока их службы. Продлить срок службы подшипника можно путем подбора смазки, свойства которой максимально соответствуют поставленной задачи.
Здесь в качестве примера приведена ситуация с механизмами, которые используются на большинстве заводов (вентиляторы), однако высокоскоростные компоненты применяются и в других механизмах. Например, некоторые насосы с прямым приводом от двигателя, оснащенные подшипниками, для смазки которых используется пластичная смазка, могут работать при частоте вращения более 2000 оборотов в минуту. То же самое справедливо и в отношении некоторых смесителей, мешалок и воздуходувок. Эти компоненты выходят из строя, если смазывать их подшипники универсальной пластичной смазкой, не учитывая их характеристики. Чтобы определить, какая смазка подойдет подшипнику, необходимо узнать скоростной фактор подшипника.
Тип смазки | Вязкость базового масла (40°С), сСт | Скоростной фактор (NDM) |
Низкая скорость, высокое давление, промышленная смазка | 1000-1500 | 50000 |
Средняя скорость, высокое давление, смазка для промышленных подшипников | 400-500 | 200000 |
EP, NLGI #2, универсальная смазка | 100-220 | 600000 |
Высокая скорость, высокая температура, смазка длительного действия | <70 | 600000 |
Высокая скорость, смазка длительного действия | 15-32 | >1000000 |
Можно ли сделать смазку для редуктора самостоятельно?
Нередки случаи, когда нужно срочно смазать детали болгарки, но подходящего материала под рукой нет. В этом случае возникает необходимость срочно достать подходящее масло, которое может быть изготовлено собственником инструмента своими руками. При изготовлении таких материалов необходимо учитывать все описанные выше требования.
Чтобы обеспечить высокую адгезию масла для УШМ, необходимо взять за основу для его изготовления автомобильную смазку для ШРУСов. Помимо хорошей адгезии она отличается также способностью работать в условиях сильных загрязнений и высоких нагрузок, выдерживает высокую влажность и сильные температурные изменения.
Смазку можно сделать на основе автомобильной смазки для ШРУСов
К этой основе необходимо добавить жидкое масло МС-20, чтобы получившаяся масса обладала подходящей консистенцией. МС-20 следует постепенно добавлять к основе, желательно по каплям, и тщательно вымешивать состав миксером. Отличные результаты показывает самодельная смесь, изготовленная из взятого за основу Циатима-221 с добавлением ТАД-17. Из них получается очень качественная и функциональная самодельная смазка для редуктора.
Популярные марки смазок
Смазки в редуктор иностранного производства намного дороже, чем отечественные. Из иностранных широко известна марка Bosch. Она применяется для смазывания инструментов этой же марки, а также иных моделей болгарок. Покрытие обладает хорошими эксплуатационными качествами.
Универсальным смазочным материалом, по отзывам многих пользователей, считается марка Huskey. Она прекрасно подходит для многих редукторов.
Из отечественных производителей известна продукция фирмы «Нанотех» под названием «Металл Плак Электра». Смазочные составы этого бренда используются для многих узлов электрического инструмента.
Эксплуатация болгарки без смазочного покрытия приведет сначала к небольшим неполадкам в работе, а потом к выходу инструмента из строя. Смазываемые редукторы продлят период эксплуатации инструмента и повышают производительность. Какая смазка подойдет к имеющемуся устройству, решает сам мастер.
Обзор смазок для болгарки
Ранее говорилось, что, существует множество видов смазочных материалов как от зарубежного производителя, так и от отечественного. Хорошая смазка для редукторов электроинструмента выпускается фирмой Bosh. Она так и называется «Смазка для редукторов» и фасуется в тюбики по 65 грамм. Одного такого тюбика хватит на несколько обслуживаний болгарки.
Смазка для редуктора болгарки различных марок
Из смазок, предназначенных в редуктор болгарки, выпускаемых отечественным производителем, можно порекомендовать продукцию фирмы «Нанотек». Она носит название «Нанотек МеталлПлак Электра» и предназначена для инструмента, работающего с интенсивной нагрузкой. А также из отечественных смазок широко применяются ШРУС или Циатим-221, однако они требуют предварительной подготовки и, по сути, являются самодельным лубрикантом.
Зарубежные смазки
Чтобы определиться, чем можно смазать редуктор болгарки, необходимо рассмотреть ряд рекомендаций экспертов. Они утверждают, что следует выбирать масло, которое выпускает производитель техники. Такие составы стоят недешево. Однако они обладают сбалансированным набором присадок, которые обеспечивают длительную работу УШМ. Если пользователь оборудования приобретает для обслуживания электроинструмента другие смазки, на технику может даже не распространяться гарантия.
Однако при желании можно заменить рекомендованные производителем составы на аналогичные средства. Для зарубежных моделей УШМ вполне подойдут средства, в состав которых входят присадки, идентичные тем, которые применяет компания-изготовитель болгарки.
Если в смазке присутствовал молибден, необходимо приобретать состав с маркировкой MoS2. Для болгарок, которые обслуживаются расходным материалом второго класса вязкости, подходит состав NLGI2. Стандарту ISO соответствуют смазки с маркировкой ISOL-XBCHB 2. Если же средство было изготовлено по германским стандартам качества DIN, новое масло должно содержать в маркировке указание DIN 51825-KPF 2 K-20.
Отечественные смазки
Рассматривая, чем мазать редуктор болгарки отечественного производства, необходимо уделить внимание составам местного изготовления. Сегодня российские компании предлагают широкий выбор подобных средств. Они отличаются доступной ценой
Они отличаются доступной ценой.
Современные отечественные материалы для смазки редуктора УШМ характеризуются высоким качеством. Они соответствуют высоким зарубежным стандартам. Их применяют не только в болгарках, но и в других разновидностях электроинструмента.
Особой популярностью пользуются средства компании «Нанотех Металл Плак Электра». Однако существуют и прочие разновидности обслуживающих составов для любого узла болгарки, в том числе и редуктора.
Самодельные смеси
Ситуации, когда возникла острая необходимость в смазывании элементов УШМ, нередки. И при этом, как назло, достать подходящий для этих целей лубрикант нет никакой возможности. Тогда владелец может попробовать изготовить средство собственными руками из имеющихся материалов.
Для обеспечения требуемого уровня адгезии за основу принимается смазка для автомобильных ШРУС. Кроме отличных проникающих свойств, допускается ее применение для эксплуатации в условиях:
- значительных нагрузок;
- высокой влажности;
- колебаний температуры в широком диапазоне;
- значительного нагревания;
- воздействия твердых загрязняющих частиц.
Для разжижения материала и получения нужной для редуктора консистенции рекомендуется добавление масла МС-20. Жидкость вносится в основу постепенно, желательно каплями, при постоянном перемешивании образующегося состава миксером.
Не менее эффективно использование самодельного материала на основе «Цитиам-221» с добавкой ТАД-17.
Особенности
Производители болгарок, перфораторов, дрелей и другой электротехники, создавая механизм с подвижными деталями, которые трутся между собой, наносят на них специальную массу. Их внутренний состав может отличаться друг от друга. Поэтому думая, чем обработать механизм, необходимо заглянуть в инструкцию по эксплуатации данного электроинструмента. Там может быть написано, что именно нужно наносить на шестерни и другие детали.
Как известно, такие инструменты работают при больших нагрузках, из-за этого механизм может сильно нагреваться. Эти вещества не дают технике выйти из строя преждевременно. Компоненты, входящие в состав смазки, отвергают тепло от трущихся элементов. Также они могут не давать ржаветь металлу. С помощью этой продукции можно на долгое время увеличить работу техники.
Основное работающее звено болгарки – это редуктор. Он представляет собой деталь, состоящую из шестеренок. Ротор обеспечивает вращения инструмента. При этом малая шестерня передает момент вращения большой шестерне.
Данная жидкость в этом месте призвана снизить силу, что возникает при трении, а также уменьшить нагревательную температуру. Помимо шестеренок, обрабатывать желательно и подшипники.
Используемые смеси должны быть очищены от механических примесей, противостоять коррозии, крепко держаться на деталях, отталкивать воду и любую влагу, не расплавляться при повышении температуры. Электродвигатель и редуктор имеют разные подшипники. Из-за этого отличается и смазывающее средство для них. Ведь условия работы разные.
Брендовые изготовители углошлифовальных машин занимаются и производством массы, с помощью которой обрабатывают их изделия. Это очень удобно. Ведь в комплекте с инструментом сразу же можно приобрести качественную продукцию для его ухода. Производитель гарантирует качество продукта. Все нужные характеристики смазочных смесей продуманы и правильно подобраны.
Некоторые производители перестраховались и предусмотрели тот момент, что покупатель может выбрать не брендовую смазку, а продукт подешевле и под другим названием. В подобном случае производители не дают гарантию, а при поломке ремонт произведен не будет.
Много пользователей считают брендовую продукцию дорогими и отдают предпочтение средству для автомобиля. На первый взгляд, изменений в работе видно не будет. Но специалисты отмечают то, что при истечении определенного времени это приводит к износу деталей и уже придется платить не за смазку, а за новые детали для инструмента.
Советы по выбору
Смазки для редукторов и подшипников (например, конических) отличаются свойствами. Материалы для подшипников должны обладать повышенной адгезией. Нужно, чтоб смазочный материал крепко держался на зубцах редуктора во время работы. Смазывается редуктор при помощи разбрызгивания.
Взвеси смазывающего вещества во время работы образуют своеобразный туман. Помимо адгезии, должны быть и другие качества. Например, важным является устойчивость к высоким температурам смазки. Она без проблем должна выдерживать высокие температуры и не расплавляться при них.
Имеется несколько способов снижения фрикционного воздействия на взаимодействующие элементы редуктора болгарки. Выбор, чем смазать узлы трения, осуществляется из таких вариантов:
- использование дорогих специальных смазок для редукторов от известных брендов;
- применение универсальных составов, подходящих для любого электроинструмента;
- смазка редуктора литолом либо солидолом;
- использование самостоятельно изготовленного смазочного материала.
Нанесение специальных материалов – оптимальное решение. При выборе смазки для редуктора рекомендуется отдать предпочтение составам, выпускающихся под таким же брендом, что и сама болгарка. К примеру, если машинка марки AEG, то и лубрикант необходимо покупать этой же марки.
При применении специализированной продукции срок службы УШМ значительно увеличивается, так как производителем учитываются все особенности и нюансы эксплуатации собственной техники. Минусом применения брендовых материалов считается их высокая стоимость, что может сказаться на семейном бюджете.
Специалисты и мастера по обслуживанию рекомендуют приобрести любой бюджетный не брендированный состав, предназначенный именно для редукторов. Также можно воспользоваться смазкой, применяющейся для ШРУС – шарнира автомобилей с передним приводом, эксплуатируемым под значительными нагрузками. Ее можно без проблем приобрести в любом автомагазине. Такой вариант значительно хуже, чем использование брендовых материалов. Связано это с тем, что не учитывается специфика работы узлов трения двух разных механизмов.
Наиболее неблагоприятное решение – применение литола либо солидола, так как оба этих материала не рассчитаны на смазку нагревающихся до высоких температур узлов трения. Некоторые владельцы болгарок пользуются только этими составами, из-за чего их машинки не могут прослужить на протяжении заявленного производителем срока эксплуатации. В стремлении получить выгоду здесь и сейчас, они не учитывают будущие траты на приобретение нового инструмента или замену дорогостоящих частей.
Марки и их характеристики
Советы по выбору жидкости помогут приобрести качественный и подходящий товар. Особенность зарубежных производителей в том, что за основу для своей продукции они используют мази. Такие массы имеют специальную технологию разработки. Все виды жидкости имеют разные маркировки. Комбинациями букв и цифр зашифрованные те или иные характеристики.
Например, одна из самых дорогих импортных мазей имеет следующие характеристики:
- используется для молибдена;
- имеет второй класс по вязким свойствам;
- сохранены стандарты ИСО;
- в процессе разработки смазки применялись немецкие стандарты ДИН;
- принадлежит к типу К.
За смазку с такими характеристиками придётся дорого заплатить. Называется она «Макита». Приобрести её можно в тюбиках. Плюсом высокой цены можно считать качество и длительность использования. Поэтому на российском рынке представлены и более дешёвые смазки. Высокие цены на смазки от зарубежного производителя повысили интерес к отечественной продукции.
Русские жидкости подходят к разным видам инструментов и не уступают по качеству. Перфораторы, дрели, редуктора – все они имеют свои виды смазок.
Неплохие отзывы имеют литиевые смазки. Они хорошо отталкивают воду, а также предназначены для работы при разных температурах. Органически и неорганические компоненты способствуют сгущению.
Циатим-203 используют для закрытых видов подшипников. Другие подшипники им лучше не смазывать.
Существуют и пигментные смазки, они отличаются по своему цвету. Существует синяя и тёмно-фиолетовая смазки ВНИИНП. За первый вариант придётся заплатить больше, чем за второй. Поэтому покупают её реже. Хотя качество продукции довольно неплохое и стоит потраченных денежных средств.
Как заменить смазку в редукторе болгарки
Смазка редуктора УШМ может выполняться в мастерской или собственноручно.
При самостоятельной работе следует не забывать, что брать в работу допускается только соответствующие материалам инструмента жидкости и вещества.
Как смазать редуктор болгарки?
Электроинструмент разбирается: снимается круг, щиток, вскрывается корпус. Достается съемная часть редуктора. Старое вещество удаляется – в нем могут быть частицы металла. Внутренняя часть корпуса и все части (шестерни, валы и ребра жесткости) отмываются от старой смазки. Очищенные поверхности отмываются подходящей жидкостью – оптимален бензин.
Во время обсыхания частей подготавливается смазка. Она взмешивается для устранения комков, из нее удаляются ненужные примеси. На сухие и чистые детали наносится новое вещество. Смазкой нужно покрыть все соприкасающиеся части.
Болгарка собирается обратно и проверяется в режиме холостого хода пару минут. При появлении перегрева или более низких оборотах болгарку следует перебрать, удалив немного смазки.
Удаление старой смазки
Перед нанесением новой смазки обязательно необходимо удалить старую. В редукторе и на зубьях не должно остаться использованных старых веществ. Именно веществ – в ходе частых смен нагревания и охлаждения происходит разделение смазки на фракции. В ней скапливаются частицы металла и мелкая стружка, неизбежные при повторяющемся механическом контакте металлических деталей. Вначале твердым инструментом, а затем тряпками остатки убираются, что приведет к нормальной работе.
Обязательно следует обезжирить и освежить поверхности. Если останутся старые частицы, смазывающей характеристике нового лубриканта это на пользу не пойдет.
После очистки следует обязательно дождаться пока не высохнет бензин. Он может начать растворять соединения, что ухудшит работу нового вещества.
Нанесение новой смазки
Порядок непосредственного нанесения нового вещества в редуктор болгарки прост.
Перед использованием нужно ее обязательно перемешать. Цель этого действия – в устранении неоднородностей и посторонних элементов. Если между движущихся и соединяющихся на большой скорости зубьями передачи попадет достаточно твердый предмет, может произойти поломка.
Нанесение оптимально выполнять посредством шприца – точечно и без лишних затрат. Смазывание выполняется в отношении подшипников, зубьев шестеренок и нижней полости корпуса редуктора. В корпус вещество впрессовывается вручную – для уплотнения, и чтобы кажущийся большим объем не оказался воздушным. В последнем случае смазка может болтаться по стенкам в процессе работы, а зубья будут «сухими».
Количество смазки
Нюанс количества важен потому, что слишком большое количество может тормозить вращение валов. При этом вещество будет выдавливаться из корпуса и начнет пачкать все вокруг.
Оптимальным – без привязки к марке или особенности устройства – считается заполнение примерно половины внутреннего объема. Более детально и точно всегда указывает производитель, в инструкции по эксплуатации электроинструмента.
При этом следует заполнять все пространства – вдавливать в подшипник, уплотнять к ребрам жесткости корпуса и небольшим слоем наносить на зубья.
При появлении вытекания в ходе проверки нужно вновь разобрать редуктор и удалить небольшое количество. Оно определяется как образовавшиеся на стенках излишки.
При появлении шумов смазывающее вещество необходимо добавить. Шум возникает из-за «сухой» работы зубчатой передачи. Поэтому смазывать болгарку следует внимательно и осмотрительно.
Смазочные материалы для редуктора УШМ
Углошлифовальная машина (УШМ, или «болгарка») предназначена для резки, шлифования и зачистки изделий из камня, металла и других материалов.
Подвижные части УШМ в процессе эксплуатации инструмента подвержены интенсивному износу. Подшипники якоря и шестеренок, а также сами шестерни, находящиеся в редукторе, на заводе покрываются смазкой, однако со временем она стареет и теряет свои свойства.
Чтобы избежать преждевременного выхода деталей из строя, необходимо периодически очищать подшипники и шестерни, а также обновлять смазку.
О том, что пора это делать, свидетельствуют повышенная вибрация инструмента и посторонний шума во время его работы.
Смазочные материалы для болгарки не должны:
- Содержать твердые частицы, которые могут стать причиной выкрашивания подвижных частей механизма
- Терять вязкость и становиться жидкими при температурах менее +120 °С.
- Впитывать влагу
На деталях смазки должны образовывать прочную пленку, защищающую их от коррозии и износа.
Консистенция или вязкость материалов по NLGI (National Lubricating Grease Institute) подбирается в зависимости от частоты вращения редуктора, чем она выше – тем более жидким должна быть смазка. Для УШМ (а также циркулярных пил и мотокос) рекомендуются составы класса NLGI-0, полужидкой консистенции.
Практически все мировые производители углошлифовальных машин рекомендуют применять для их обслуживания только материалы, выпускаемые под собственным брендом. В этом случае они могут гарантировать долговременную и правильную работу инструмента.
Однако весомым недостатком брендовых смазок является их высокая цена.
Так, в качестве смазки для редуктора болгарки отлично подходят материалы Haskey, Castrol, Liqui Moly и других брендов.
Хорошая смазка для редукторов электроинструмента выпускается фирмой Bosh. Она фасуется в тюбики по 65 грамм, одного хватает на несколько обслуживаний болгарки.
Российские производители не отстают от зарубежных и предлагают свою продукцию. Большой популярностью пользуется смазка для конического редуктора УШМ «Нанотек Металлплак Электра».
Из отечественных смазок широко применяют также ШРУС или Циатим-201, однако они требуют предварительной подготовки и, по сути, являются самодельными лубрикантами.
Поведение различных смазок в инструменте (фото)…
Доброе время суток.
Решил ваш непокорный слуга начать темку о поведении различных смазок в инструменте. Иногда здесь на форуме раздаются вопросы – какую смазку можно заложить, если нет желания брать фирменную втридорога, хаскей – непонятно что, а литол некоторые ругают в этом смысле. А кто-то мыслит, что быстрее умрут другие слабые звенья инструмента, чем редуктор с любой смазкой, подшипники и щетки можно и поменять, так что вообще не стоит заморачиваться на этом вопросе. Знаю, что сложно ответить на вопрос, насколько смазка противостоит износу на протяжении времени. Я лишь ставлю задачу увидеть один из аспектов работы смазки – «будет ли она смазывать» — то есть будет ли оставаться на деталях в процессе работы, или будет слетать по действием центробежных сил, смазывать и защищать стенки редуктора, но не детали.
Хочется, чтобы выкладывались фото реальных случаев, инструментов с указанием времени наработки, типа смазки (название), количества закладки. Пока буду выкладывать фотки на 300К — если для кого много — уменьшу в дальнейшем до 170К. Открытым остается вопрос о том, должна ли смазка быть явно видимой на шестернях, или может существовать незаметный, но вполне достаточный слой смазки для нормальной работы со штатным износом.
Я не профессионал в этом вопросе, но мне стал интересен этот аспект работы электроинструмента. Среди прочих моих занятий удается иметь доступ к обслуживанию некоторого количества эл.инструмента одной отделочной фирмы, так что можно поэкспериментировать. Постараюсь показать как ведет себя штатная смазка некоторых инструментов, и как поведет себя заложенная мной – есть некоторое количество МС-1000, 158-й, ЦИАТИМ-201, Huskey Coolube #2. Думаю, что будут не очень интересны планетарные редукторы шуруповертов, там и так будет работать любая смазка. Постараюсь наблюдать за дрелями, болгарками, в меньшей степени перфораторами.
Будет здорово, если кто-нибудь ускорит понимание этого вопроса своими подобными фото, чтобы сэкономить время и силы. Тем более, что часть наработок на этом форуме уже есть.
Прошу тех, кто считает, что инструмент нужно обслуживать в сервис-центрах, что нужно доверять производителю инструмента, его штатной смазке, отнестись к моей затее как к увлечению, чему-то наподобие тюнинга. Я признаю и ваш подход. Тем более, если окажется, что у брендов с этим все в порядке. Тем более, если народ в процессе обсуждения скажет, что не видел на своем веку сломанный по причине изношенного редуктора инструмент.
Надеюсь, что отнял у вас достаточно времени объяснениями, чтобы не пинать меня сразу за эту затею. Если будет мало отзывов – прикроем тему.
Итак…
Способы
В современных механизмах применяют следующие способы охлаждения редуктора.
- Водяное охлаждение – конструктивное проектное решение (искусственное водяное охлаждение). Применяется в специальных редукторных механизмах в 1 из 2 вариантах.
- В первом случае предусмотрена перфорация корпуса (устройство нескольких каналов, через которые подается вода).
- Во втором водяное охлаждение осуществляется с помощью змеевика (устанавливается в блок картера, заполненный смазочным веществом).
- Воздушное охлаждение редуктора. Может быть искусственным или естественным.
- При искусственном воздушном охлаждении на червяк устанавливается крыльчатка вентилятора (центробежного). Крепление осуществляется через кожух, в который помещена крыльчатка. При этом корпусные ребра должны идти вдоль оси коробки. Искусственное воздушное охлаждение актуально для обеспечения работы мощных габаритных редукторов.
- Система воздушного охлаждения самоотводом строится на использовании алюминиевых коробов с ребрами вертикального расположения. Такой подход хорош для легких приборов небольших размеров.
Смазка редуктора болгарки
Угловая шлифовальная машинка работает в экстремальных условиях и под большой нагрузкой. В силу чего необходима периодическая смазка редуктора болгарки, так как к движущимся узлам электроинструмента выдвигаются высокие требования к смазке. В противном случае при дефиците смазочного материала происходит повышенный износ и сокращается срок службы электроинструмента.
Редуктор УШМ устроен таким образом, что консистентная смазка пары шестерен под воздействием центробежной силы перемещается на стенки корпуса. Признаком «осушения» редуктора является повышенный шум во время работы болгарки. При вскрытии корпуса редуктора проблема становится очевидной. Вся заводская смазка находится на стенках корпуса, косозубые шестерни практически сухие.
Проверяем степень износа пары шестерен, и повреждения зубцов. При необходимости заменяем шестерни.
Очищаем поверхность шестерен от механической пыли. Смазываем жидким моторным маслом закрытые подшипники ротора двигателя и рабочего вала редуктора. Интенсивно прокручиваем ротор, для равномерного проникновения смазки внутрь подшипника. Избыток жидкой смазки удаляем чистой ветошью. Если этого не сделать, она смешается с консистентной смазкой шестерен, и сделает ее более жидкой. Жидкая смазка будет плохо удерживаться на зубьях шестерен.
Если заводская смазка для болгарки в редукторе нормального качества, наносим ее на зубья обеих шестерен как можно гуще. Если есть признаки старения смазки – промываем редуктор керосином или другой проникающей жидкостью, и заменяем смазку.
К вопросу о том, чем смазать редуктор болгарки – подойдет любая высокотемпературная консистентная смазка, например, для смазки ШРУСов и ступичных подшипников автомобиля. Не забываем при этом нанести её и на опорный подшипник вала.
Собираем редуктор, тщательно затягивая крепеж. Если оставить люфт в шестеренной паре, редуктор может заклинить.
Также, при обслуживании УШМ необходимо смазать второй подшипник ротора и проверить состояние щеток двигателя.
В зависимости от интенсивности использования, подобную процедуру (смазка редуктора болгарки и проверка состояния движущихся узлов) необходимо производить регулярно. Это продлит жизнь вашему электроинструменту.
Угловая шлифовальная машинка работает в экстремальных условиях и под большой нагрузкой. В силу чего необходима периодическая смазка редуктора болгарки, так как к движущимся узлам электроинструмента выдвигаются высокие требования к смазке. В противном случае при дефиците смазочного материала происходит повышенный износ и сокращается срок службы электроинструмента.
Редуктор УШМ устроен таким образом, что консистентная смазка пары шестерен под воздействием центробежной силы перемещается на стенки корпуса. Признаком «осушения» редуктора является повышенный шум во время работы болгарки. При вскрытии корпуса редуктора проблема становится очевидной. Вся заводская смазка находится на стенках корпуса, косозубые шестерни практически сухие.
Проверяем степень износа пары шестерен, и повреждения зубцов. При необходимости заменяем шестерни.
Очищаем поверхность шестерен от механической пыли. Смазываем жидким моторным маслом закрытые подшипники ротора двигателя и рабочего вала редуктора. Интенсивно прокручиваем ротор, для равномерного проникновения смазки внутрь подшипника. Избыток жидкой смазки удаляем чистой ветошью. Если этого не сделать, она смешается с консистентной смазкой шестерен, и сделает ее более жидкой. Жидкая смазка будет плохо удерживаться на зубьях шестерен.
Если заводская смазка для болгарки в редукторе нормального качества, наносим ее на зубья обеих шестерен как можно гуще. Если есть признаки старения смазки – промываем редуктор керосином или другой проникающей жидкостью, и заменяем смазку.
К вопросу о том, чем смазать редуктор болгарки — подойдет любая высокотемпературная консистентная смазка, например, для смазки ШРУСов и ступичных подшипников автомобиля. Не забываем при этом нанести её и на опорный подшипник вала.
Собираем редуктор, тщательно затягивая крепеж. Если оставить люфт в шестеренной паре, редуктор может заклинить.
Также, при обслуживании УШМ необходимо смазать второй подшипник ротора и проверить состояние щеток двигателя.
В зависимости от интенсивности использования, подобную процедуру (смазка редуктора болгарки и проверка состояния движущихся узлов) необходимо производить регулярно. Это продлит жизнь вашему электроинструменту.
Смазки отечественных производителей для подшипников и редукторов болгарок
С ростом цен на зарубежные смазочные материалы, особенно востребованными стали смазки отечественных производителей.
Российские изготовители смазочных материалов научились выпускать высококачественные смазки, подходящие к любым инструментам.
Разработаны смазочные материалы для редукторов шлифмашинок, перфораторов, дрелей.
Особой популярностью пользуется продукция Нанотех Металл Плак Электра. Выпускаемый ряд смазочных материалов данной фирмой позволяет подобрать нужную для каждого узла смазку
Смазка для подшипников УШМ
В конструкции углошлифовальной машинки устанавливается три подшипника. Два подшипника устанавливаются на роторе инструмента, один подшипник монтируется на валу ведомой косозубой шестерни большего диаметра.
В УШМ применяются подшипники, уже заполненные смазкой. Но от неправильной эксплуатации, перегрева инструмента смазка вытекает.
Как правильно подобрать смазку для подшипников болгарки?
Смазка для подшипников должна удовлетворять следующим требованиям:
- увеличивать скольжение;
- уменьшать трение между составными частями деталей;
- равномерно распределять тепло и выполнять роль охлаждающей жидкости;
- предотвращать возникновение коррозии;
- защищать от попадания внутрь загрязнений и пыли;
- работать в требуемом температурном диапазоне до +150С;
Условия работы подшипников электродвигателя отличаются от условий работы подшипника редуктора не только из-за температурных требований, но и из-за режимов работы, режимов нагрузок, частоты и скорости вращения.
Смазка для подшипников электродвигателя должна обладать защитными свойствами, препятствующими попадание грязи, пыли и влаги на детали подшипника.
На российском рынке представлен широкий круг зарубежных смазок, предназначенных для подшипников, работающих в разных условиях. Но их стоимость заставляет искать более дешевые, не уступающие по качеству, отечественные смазочные вещества.
Из отечественных смазок рекомендуем обратить внимание на смазки Циатим-221, ВНИИНП-246 (ГОСТ 18852-73), ВНИИНП-235. Хорошо зарекомендовали себя литиевые смазки. Хорошо зарекомендовали себя литиевые смазки
Хорошо зарекомендовали себя литиевые смазки.
Обладая высокими водоотталкивающими свойствами, они имеют широкий температурный диапазон. Роль загустителя в них выполняют органические и неорганические вещества. Для закрытых подшипников лучше всего использовать смазки ЦИАТИМ-203, ВНИИНП-242.
Из пигментных смазок для подшипников электродвигателя распространение получили синяя смазка ВНИИМП-246 и темно-фиолетовая мазь ВНИИНП-235. Первая смазка из-за высокой цены менее распространена, чем вторая.
На сегодняшнем российском рынке отечественные производители смазочных материалов представлены в широкой линейке продуктов.
Смазка для редуктора УШМ
Смазка для редуктора болгарки отличается от смазки для подшипников главной особенностью — повышенной адгезией. Она должна прочно держаться на зубцах редуктора при большом его вращении.
Вообще процесс смазки редуктора в углошлифовальных машинках происходит за счет мелкого разбрызгивания смазывающего вещества и его взвесей. Редуктор работает как бы в масляном тумане. Поэтому требования к смазке для редукторов несколько отличаются.
Кроме повышенной адгезии, смазка для редукторов должна обладать высокой термостойкостью и не расплавляться при повышенных температурах.
Смазка для редуктора болгарки своими руками
А можно ли составить смазку для редуктора углошлифовальной машинки своими руками
И на этот вопрос есть утвердительный ответ.
Поскольку основные технические характеристики смазочных материалов для редукторов УШМ представлены выше, то они могут быть взяты за основу составления смазки нужных характеристик своими руками.
Основу самодельной смазки для редукторов должна составлять смазка, обладающая высокой адгезией. Она должна крепко держаться на соприкасающихся деталях.
Повышенной адгезией обладает смазка для ШРУСов. ШРУС — это шарнир в переднеприводном автомобиле, работающий в условиях повышенной загрязненности, ударных нагрузок, температурных колебаний и влажности.
Взяв за основу смазку для ШРУСов, необходимо добавить жидкую смазку(МС-20) для придания массе нужной консистенции. Масло МС-20 надо подавать по каплям, тщательно вымешивая массу при помощи самодельного миксера.
Хорошие результаты дает смесь смесь смазки Циатим-221 и ТАД-17, где основу составляет Циатим.