Двухрядный окучник для мотоблока своими руками

Как настроить двухрядный окучник на мотоблоке: способы установки и регулировки окучника

При установке и регулировке окучника на мотоблоке необходимо его правильно ориентировать, чтобы он был направлен параллельно линии грядок на огороде, с оптимальным углом атаки и шириной борозды. Тогда производимая окучником мотоблока борозда будет и самая глубокая и симметричная: правый и левый гребень грунта будут одинаковыми по форме. Поэтому регулируемые окучники имеют несколько уровней регулировки. Для настройки угла атаки существует винтовая регулировка (на фото рукоятка с черным набалдашником) наклоняющая всю раму двухрядного окучника по отношению к мотоблоку, тем самым изменяя угол атаки окучника. Косвенно это влияет и на глубину окучивания, основная же регулировка глубины окучивания осуществляется при установке окучника посредством просверленных в стойке окучника крепежных отверстий. Два болта на кронштейне крепления стойки окучника мотоблока к раме позволяют повернуть окучник влево-вправо, регулируя тем самым параллельность окучников относительно друг друга, а первичная установка самих кронштейнов позволяет регулировать ширину между бороздами. Ну и вдобавок, если установлены регулируемые раздвижные окучники можно раздвинув или сузив лемехи окучника настроить ширину производимой борозды и высоту нагребаемого землей гребня

Посадка картофеля картофелесажалкой

Садить картофель, используя мотоблок и специализированное оборудование, намного проще, чем с помощью ведра и лопаты. Картофелесажалка состоит из нескольких конструктивных элементов:

  • бункера для картофеля;
  • механизма подачи семенного материала;
  • устройства для взрыхления почвы;
  • дискового механизма для засыпки борозды.

Есть несколько видов устройств для посадки картофеля, но все они работают по одному и тому же принципу: формируют углубление в почве и погружают в него картофелину. Таким образом осуществляется механизация ручного труда, позволяющая обработать большую площадь за короткое время с меньшими усилиями. Посадка с помощью картофелесажалки и мотоблока состоит из нескольких этапов:

  1. Выполняют подготовку почвы тем способом, который наиболее эффективен для данного типа грунта. Это может быть вспашка или боронование.
  2. Выполняют регулировку картофелесажалки: настраивают глубину борозд и ширину междурядий.
  3. Насыпают в бункер семенной картофель.
  4. Устанавливают мотоблок в нужном месте участка и запускают мотор.
  5. Осуществляют посадку клубней.

Как подготовить к работе?

Подготовка агрегата к работе включает в себя установку грунтозацепов, а также навешивание и регулирование плуга.

Установка грунтозацепов. Данные приспособления представляют собой металлические колёса диаметром до 60 см и шириной 17- 20 см. В продаже встречаются и более тонкие образцы, однако покупать их не рекомендуется. Это обусловлено тем, что с тонкими зацепами сделать ровную борозду очень трудно: мотоблок будет болтать в разные стороны и справляться с ним в таких условиях довольно проблематично. Для того чтобы установить грунтозацепы, агрегат ставят на ровную площадку, откручивают родные колёса с резиновыми шинами и снимают ступицы.

На оси привода надевают ступицы зацепов, закрепляют их с помощью шпилек и зашплинтовывают.

Ступицы зацепов несколько длиннее обычных, поэтому их использование приводит к увеличению ширины колеи, из-за чего мотоблок становится более устойчивым. После того как ступицы будут надёжно закреплены на них монтируют грунтозацепы. При навешивании металлических колёс необходимо следить за тем, чтобы протектор сужался вперёд. Желательно выбирать зацепы таким образом, чтобы после их навешивания общий вес агрегата был больше 70 кг. В ином случае машина будет пробуксовывать и обработка получится неравномерной и некачественной. В случае приобретения слишком лёгких грунтозацепов необходимо позаботиться о дополнительном утяжелении конструкции. Для этого можно приобрести набор дополнительных грузов, установка которых обеспечит нужный вес.

Установка и регулирование плуга. Закрепление плуга выполняется посредством сцепок, которые крепятся к агрегату при помощи шкворня. Соединение сцепки и агрегата рекомендуется сделать с люфтом в 5-6 градусов. Если зафиксировать плуг неподвижно, то при вспашке он начнёт мотать мотоблок из стороны в сторону, что обусловлено неравномерным воздействием на него почвы. При соединении сцепки с плугом затягивать гайки до конца не рекомендуется. Это обусловлено тем, что впереди предстоит процесс регулировки, во время которой их не раз придётся то затягивать, то ослаблять.

Для выполнения регулировки необходимо установить агрегат на кирпичи или сложенные друг на друга доски. Высота такой конструкции должна равняться глубине вспашки и составлять 20-25 см. Грунтозацепы при этом следует зафиксировать, обеспечив тем самым мотоблоку полную неподвижность. Затем плуг располагают так, чтобы полевая доска всей своей длиной лежала на земле. Стойка плуга при этом должна быть расположена строго перпендикулярно земле и параллельно по отношению к внутреннему торцу зацепа.

Затем регулируют угол уклона полевой доски, при этом расстояние от носа плуга (лемеха) до пятки должно соответствовать 3 см. Если регулировкой наклона пренебречь, то при работе плуг начнёт зарываться в грунт, двигатель будет перегреваться и работу придётся остановить. Далее следует отрегулировать ширину колеи. Для этого правую кромку лемеха выставляют в одну линию с внутренней частью правого грунтозацепа.

Грунт при таком расположении будет срезаться абсолютно ровно, и управлять агрегатом станет легче.

Запуск агрегата. Перед тем как запустить бензиновый или дизельный мотор, необходимо проверить уровень масла и залить топливо в бак. Двухтактные бензиновые модели работают на смеси бензина и моторного масла, в то время как мощные четырёхтактные «употребляют» чистый бензин марок А-92 и А-95. При заправке мотоблока дизельным топливом следует учитывать температурный режим и в холодное время года заливать зимнюю солярку. Также перед пуском следует проверить работоспособность руля, газа, реверса и сцепления, после чего можно заводить.

Для включения бензинового двигателя, оборудованного ручным стартером, открывают кран на топливном баке и выставляют рычаг подсоса в режим «Запуск». Затем, не включая зажигания, выполняют от 3 до 5 движений стартера, после чего включают зажигание и запускают двигатель. Как только двигатель запустился, подсос сразу переводят в режим «Работа». На мотоблоках, оборудованных электростартером, пуск мотора выполняется ещё проще. Для этого просто включают зажигание, электронасос при этом закачивает топливо в карбюратор и двигатель заводится.

Перед запуском дизельного двигателя весь находящийся в системе воздух выгоняют электрическим стартером, и после того как его место займёт солярка, двигатель запускают. Если же мотор оборудован ручным стартером, то просто открывают кран подачи солярки, устанавливают газ и нажимают на декомпрессор. Затем производят несколько качков стартером, декомпрессор встаёт на место и мотор заводится.

Самодельное навесное оборудование для мотоблоков

Список навесных агрегатов для мотоблоков весьма разнообразен. В него входят:

  • плуги;
  • бороны;
  • грабли;
  • картофелекопатели, окучиватели и картофелесажалки;
  • косилки;
  • плоскорезы-пропольники;
  • почвофрезы;
  • сеялки; подметальные щётки и снегоуборщики;
  • дровоколы;
  • отвалы;
  • водяные помпы;
  • насосы-опрыскиватели и т.д..

Очевидно, что столь богатый арсенал навесного оборудования не в ходит ни в одну комплектацию. Остаётся только представить, во сколько помимо самого мотоблока обойдётся покупка всех необходимых для ведения хозяйства агрегатов. Не стоит забывать и о том, что на рынке по-настоящему универсальные мотоблоки можно пересчитать по пальцам. То есть оборудование, которое подлходит к какой-либо конкретной модели довольно редко можно подключить к другой. К счастью, производители всё же предусматривают возможность модификации выпускаемой мотоблочной техники, в основном за счёт дополнительного навесного оборудования. К таковому можно отнести:

  • дополнительные полуоси (ступицы);
  • ходоуменьшители;
  • грузы (утяжелители);
  • грунтозацепы;
  • сиденья-адаптеры;
  • транспортировочные тележки и прицепы;
  • сошники (упорные рычаги);
  • сцепки и пр.

Любой из этих узлов можно сделать самостоятельно или взять от других моделей и адаптировать под вашу. Но прежде всего следует удостовериться в их совместимости. Мощность двигателя, габариты и вес, способ подключения, рабочие нагрузки и т.д. – всё это следует учесть ещё на стадии разработки, иначе вы рискуете потратить силы и средства впустую.

Модели окучника

Окучник листерного типа

Конструкция этого приспособления считается наиболее простой. У нее фиксированная ширина захвата.

Состоит из двух присоединенных, разветвленных и зафиксированных между собой крыльев. В связи с тем, что крылья неподвижны, невозможно устанавливать размер ширины захватывания, настраивая прибор под размеры междурядий. Именно по этой причине во время работы с этим окучником приходиться подстраивать сами междурядья под размеры окучника, а не наоборот.

В основном все производители выпускают модели с размерами ширины захватывания 25-30 см. Это не очень удобно, потому что технология выращивания и посадки картофеля имеет размеры ширины между рядами 60 см.

У этой конструкции имеются специальные стойки с тонкой конструкцией, которые предотвращают перегрузку мотоблока во время рыхления окучника глубоких слоев жестких почв.

Есть приспособления, конструкция которых имеет обтекаемый вид. Это наиболее удобно, потому что такие модели можно подстраивать под любой размер междурядий.

С переменной шириной захвата

Это приспособление считается наиболее удобным, поскольку у него имеется регулировочный механизм, который обеспечивает быстрое изменение положения крыльев. Благодаря этому свойству, его можно с легкостью подстроить под любой размер грядок. Однако у них есть один весьма неприятный недостаток – с ними очень сложно работать. Это связано с тем, что при рыхлении крылья прибора раздвигают землю в разные стороны, небольшое количество которой высыпается снова в борозду.

В итоге начинают уставать руки и спина, и основная часть мощности двигателя тратится впустую. Но все же, несмотря на эти недостатки, эти модели являются популярными и пользуются огромным спросом среди многих землевладельцев.

Дисковая разновидность

Этот вид инструмента обладает следующими достоинствами:

отлично сочетается с мотоблоком. Если дисковый окучник использовать на пониженной скорости мотоблока, то мощность инструмента становится еще больше. За счет этого повышается эффективность вскопки почвы, а также оказывает благоприятное влияние на рабочий процесс инструмента;

удобное использование. Во время рыхления или вскопки с этим прибором не нужно прилагать много сил. Он сам продвигается вперед и не нужно делать дополнительный упор сзади;

универсальное предназначение. Этот инструмент можно применять для рыхления почвы, как перед посадкой картофеля (О том, как сделать ручной окучник для картофеля читайте в этой статье), так и после высадки во время активного выращивания для дополнительного рыхления.

Это интересно: дисковый окучник имеет такое же значение как плуг и лебедка. Благодаря этому инструменту можно с легкостью сделать грядки для высаживания растений, а также его можно использовать для посадки посадочного материала, например, картофеля.

Если выбирать из предложенных моделей в магазинах, то лучше всего выбирать окучники, сделанные из металла легированного типа, конструкция которых имеет подшипники качения, большой размер диаметра и толщину дисковых элементов.

Пропеллерные окучники

Весь принцип действия состоит в работе пропеллерных элементов. Под их воздействием первым делом вскапывается земля и вычищаются сорняки, а уже потом рыхлятся сами однорядные грядки. Эти модели в основном используются для переднеприводных мотокультиваторов (О разновидностях культиваторов читайте здесь) и мотоблоков с двумя передачами. Это объясняется тем, что на вторых передачах уровень мощности повышается до 180 оборотов в минуту.

Когда уровень мощности достигает максимума, этот инструмент можно использовать не только для окучивания почвы, но и для перекидывания земли с грядки на грядку.

Из этой статьи вы узнаете, что лучше использовать мотоблок или культиватор. Читайте здесь то, что нужно знать о дереводробилке.

Самостоятельное изготовление окучника

Своими руками сделать окучник помогут инструкции, а также понятные эскизы деталей с нужными размерами. Они представляют собой довольно простые конструкции. Любые тонкости и особенности всегда можно разглядеть на фото или видео процесса изготовления. Это позволит правильно и быстро установить все компоненты, чтобы впоследствии не переделывать работу.

Необходимые инструменты и материалы

Для работы следует подготовить целый ряд инструментов: слесарный (тиски, молоток, зубило, гаечные ключи), электрический (болгарка, электродрель с комплектом сверл, сварочный аппарат), разметочный (рулетка, штангенциркуль). Также надо запастись расходными материалами: абразивными кругами, сварочными электродами. Разметку наносят мелом, карандашом или фломастером. Удобно использовать для этих целей корректор текста в виде шариковой авторучки. Его легко наносить, за счёт образования тонкой линии точность раскроя увеличивается.

Если необходимый минимум рабочего инструмента есть практически у каждого умельца (или его можно попросить у знакомых), то с нужными материалами ситуация сложнее. В зависимости от принятой конструкции, потребуется различный сортамент метала и его количество. Не всегда у мастера под рукой есть такой ассортимент. Его придётся покупать. Однако в магазине или на складе могут отказать в продаже столь малого количества. В этом случае нужно искать альтернативные источники на производстве, в ремонтных мастерских или пунктах приёма металлолома. Для изготовления потребуются:

  • лист толщиной не менее 3 мм;
  • полоса 40 х 4, 50 х 5 мм;
  • труба профильная 15 х 15, 30 х 15 мм;
  • крепёжные детали (болты, шайбы, гайки).

Как сделать картофелесажалку своими руками: чертежиКартофель любим многими огородниками, поэтому его часто высаживают на земельных участках. При этом используют как…

Подготовительные мероприятия

Первоначально следует подготовить чертежи всех деталей и перенести их на плотную бумагу в масштабе 1 : 1. Затем вырезают картонные лекала, размещают их на поверхности металла так, чтобы оставалось как можно меньше обрезков. Болгаркой делают заготовки. Для этого абразивным кругом очерчивают контур на глубину до одного миллиметра, а затем выполняют полноценный раскрой. Гнут детали в тисках или подходящих оправках. Размечают отверстия при помощи штангенциркуля и сверлят ручной электродрелью или на станке.

К сведению! Для облегчения гибки детали предварительно нагревают паяльной лампой, газовой горелкой или в печи.

Изготовление окучника листерного типа

Основная деталь почвообрабатывающего инструмента такого типа – лемех. Это плуг окучника для мотоблока, который врезается в землю. Построение конструкции необходимо начинать именно с него. Для повышения прочности лемех желательно закалить. Однако это накладывает ограничение на перечень материалов для его изготовления. Следует использовать углеродистые низколегированные стали. Они хорошо поддаются закалке и обработке резанием. Крепится лемех к передней части при помощи болтового или сварного соединения. В последнем случае закалку проводят после сборки.

Переднюю часть изготавливают из стального листа толщиной 3 мм. Сгибают его в двух плоскостях. Для придания детали плавных изгибов и переходов её предварительно нагревают до 900 °C. Нижняя часть должна сопрягаться с лемехом без зазоров или перекосов. Для подгонки деталей их подгибают или подрезают. С двух сторон сопрягают переднюю часть с отвалами. При этом контролируют плавность форм и переходов. Подошву делают из стальной полосы шириной 5 см, толщиной 5 мм. Кронштейн вырезают из профильной трубы сечением 30 х 15 мм.

Дискового окучника

Своими руками навесное оборудование для мотоблока можно изготовить из старого газового баллона. При этом вырезают верхнюю часть и дно. Края заготовок обрабатывают болгаркой или заточным станком. В центре сверлят отверстие для крепления к стойке. Последнюю изготавливают из стальной трубы диаметром 26 мм. Траверсу, на которой крепятся стойки, делают из металлического профиля сечением 40 х 40 х 3 мм. Сцепку с мотоблоком самодельного дискового окучника варят из толстостенного стального проката.

Сборка

Собирают все детали в единое целое на ровной поверхности. Для предотвращения смещения применяют зажимы или струбцины. Болтовые соединения предварительно скручивают. Места сварных соединений зачищают от ржавчины, окалины или старой краски. Постепенно соединяют элементы и фиксируют их точечными прихватками. Когда конструкция станет жесткой, проверяют её соответствие чертежу, а также плавность перемещения подвижных деталей. После этого выполняют окончательную сварку.

Изготовление ручного окучника дискового типа

Приступая к работе, сперва следует сделать чертёж окучника дискового типа, руководствуясь подробной схемой сборки и проставив точные размеры.

Для изготовления такого приспособления понадобятся следующие инструменты:

  • газовый резак – для вырезания деталей из листового металла и стальных профилей;
  • газосварочный пост – для соединения деталей сварными швами;
  • газовая горелка – для нагревания участков металлических деталей перед тем, как изогнуть их;
  • тиски и прочие слесарные инструменты;
  • мощная дрель и набор твердосплавных свёрл по металлу;
  • углошлифовальная машина (болгарка) – для зачистки сварных швов;
  • трубогиб – желательно, но не обязательно.

Схема сборки ручного дискового окучника

Земля с ростками картофеля; 2. Диски – 2 шт.; 3. Механизм кулачкового типа – 2 шт.; 4. Кронштейн – 2 шт.; 5. Стойка – 2 шт.; 6. Скребок – 2 шт.; 7. Мостовая балка – 1 шт.; 8. Болт стопорный – 2 шт.; 9. Рукоятка-грядиль – 1 шт.

Мостовая балка выполнена из трубы диаметром 32 мм с толщиной стенки не менее 2,5 мм.

Стойка (поз. 5 рис.5)

Втулка – 2 шт. Толстостенная стальная труба диаметром 45 мм (45х6,5);

Перемычка – 1 шт. Труба стальная диаметром 32 мм (32х2,5):

Гайка М10 – 2 шт.

Рукоятка-грядиль (поз.9 рис. 5)

Втулка – 1 шт. (стальная труба 45×6,5, длиной 120 мм);

Гайка Ml0 – 2шт.;

Связь – 2 шт. (стальная труба 21×2,5, длиной 1400 мм);

Укосина – 1 шт.(стальная труба 21×2,5, длиной 700 мм);

Поперечина – 1 шт. (стальная труба 21×2,5);

Рукоятка – 1 шт. (стальная труба 21×2,5 длиной 450 мм).

Схема регулировки ширины захвата дискового окучника

Вид а – развал; вид б – схождение

Описание процесса сборки

Основной элемент конструкции – соединённые между собой два металлических диска вогнутой формы диаметром от 370 до 700 мм с заострёнными кромками. Они должны быть из стального листа толщиной не менее 2 мм. Умельцы по-разному решают эту задачу, кто-то даже приспосабливает крышки от вышедших из строя больших кастрюль. Другие срезают дно и верхнюю часть от нагревательного бачка старого бойлера, можно снять диски с сеялки, отслужившей свой срок. Допустимо использовать старые пильные диски большого диаметра. Но лучше всего, конечно, изготовить диски из нержавеющей стали и придать им нужную форму на производстве.

Простейший вариант – скрепить диски с помощью сваренных между собой втулок (двух отрезков трубы диаметром 25 мм и длиной 50–80 мм). В этом случае расстояния между нижними точками и углы наклона дисков всегда остаются неизменными. Диски вращаются за счёт скольжения осей во втулках, набитых смазкой (для осей подбирают болты подходящего диаметра и длины). При подобной конструкции ширину междурядий придётся делать равной этому расстоянию.

Если к дискам приварить ступицы, в каждой из которых будет установлено по два подшипника скольжения (подойдет 203, шариковый однорядный), а оси дисков совместить со стойками с помощью самодельных кулачковых механизмов, то диски смогут свободно вращаться, что значительно облегчит работу. Стальной скребок, установленный на оси с вогнутой стороны каждого диска, будет очищать его во время работы от налипшей земли.

На мостовой балке высверливают несколько сквозных отверстий с шагом 50 мм, чтобы регулировать расстояние между дисками под размер междурядий. С таким механизмом можно работать и в одиночку, но легче и удобнее – вдвоём. Желательно сделать переднюю и заднюю тяги. Тогда толкать устройство сзади будет один человек, а направлять и тянуть вперёд – напарник.

На рис. 6, 7, 8 соответственно показано, как устроены вертикальные стойки и как выглядит рукоятка-грядиль. На рис. 8 – крепление дисков и способы их регулировки.

Установка самодельного окучника на мотоблок

Окучник, устанавливаемый на мотоблок, необходимо оснастить узлом сцепления с агрегатом. Его нужно изготовить, учитывая присоединительные размеры ответной детали, и предусмотреть штыри, которые будут прочно соединять навесное оборудование с агрегатом. Все детали узла сцепления должны быть выполнены из листа высокоуглеродистой стали толщиной не менее 5-7 мм. В качестве штырей можно использовать болты подходящего диаметра и длины.

Схема дискового окучника, предназначенного для установки на механический или электрический культиватор

Для того чтобы была возможность регулировки угла поворота дисков, на балку устанавливают два талрепа (см. рис. 10). Для изменения расстояния между дисками в балке просверливают ряд отверстий для болтовых соединений. Конструкция должна быть полностью симметрична, иначе во время работы будет сложно выдерживать движение по прямой, окучник начнёт уходить в сторону.

На рис. 10 показано расположение талрепов и специальных болтов (Б и С), с помощью которых производят регулировку положения дисков.

Изготовление

Вовсе необязательно покупать это приспособление в магазине. Мы расскажем, как своими руками сделать разные виды окучников для мотоблока, в том числе дисковый, на основании чертежей с размерами и фото.

Листерный окучник

Чтобы сделать листерный тип насадки с нерегулируемой шириной будем использовать следующие чертежи и схемы:

Схема листерного навесного устройства.

Конструктивные элементы:

Листерный окучиватель для мотоблока.

Для вырезания крыльев окучника следует воспользоваться чертежом на картинке ниже:

Шаблон для вырезания половинок изделия.

Пошаговое изготовление:

  1. Из листов металла толщиной 2 мм нужно по шаблону выше вырезать две идентичные части рабочего инструмента. Далее половинки сгибаются и скрепляются между собой при помощи сварки в несколько подходов.
  2. Швы необходимо обработать и зачистить.
  3. Из трехмиллиметровых листов металла необходимо сварить основание.
  4. Из листов металла толщиной 4-5 мм нужно изготовить кронштейн и полевую доску.
  5. Из толстого листа металла нужно изготовить стойку.
  6. У двухрядного окучивателя можно добавить функцию регулировки ширины при помощи шарнирных механизмов. А чтобы контролировать угол наклоны листов, используйте штанги.

Важно! Для изготовления стойки необходимо использовать металл толщиной от 8 мм. Эта часть конструкции должна быть очень прочной и надежной, поскольку на нее припадают самые большие нагрузки.

Конструкция листерного окучника

Конструкция листерного окучника.

Дисковый окучник

Для создания такого типа насадки на мотоблок потребуется чертеж:

Чертеж дискового окучника.

Также подготовьте материалы и инструменты для работы:

  • сварочный аппарат;
  • шлифовальная машина;
  • наждачный станок;
  • электродрель с набором сверл;
  • крепежные элементы (болты и т.д.);
  • два металлических диска диаметром около 50-60 см, толщина стали – около 3 мм;
  • металлическая труба длиной 1 м, шириной от 2,5 см;
  • регулируемые переходники;
  • винтовые талрепы – 2 шт.;
  • кронштейн;
  • газовая лампа.

Cовет: для изготовления дисков умельцы часто используют металлические крышки от кухонной посуды, старые диски от сельхозтехники и даже донца от газовых баллонов.

Дисковый окучник в работе.

Процесс изготовления пошагово:

  1. Заточите диски по всей окружности.
  2. При помощи молотка дискам нужно придать правильную форму – выпуклую с одной стороны, и вдавленную с противоположной. Именно за счет этого они будут способны собирать грунт.
  3. Из трубы необходимо сделать Т-образную конструкцию. Для этого элементы можно скрепить посредством сварки или болтами.
  4. При помощи сварки необходимо соединить Т-образный поводок, стойки и тарлепы.
  5. Для изготовления окучника с фиксированным шагом закрепите диски на ширину, равную междурядьям. Если же это вид с регулируемой шириной, диски нужно закрепить при помощи регулируемых переходников.
  6. Закрепите устройство к мотоблоку при помощи кронштейнов, поводка, болтов.

Важно! Диски должны быть зафиксированы строго симметрично. При малейшем отклонении мотоблок будет водить в стороны, работать с ним будет очень проблематично и неэффективно.

В данном видео вы можете посмотреть об изготовлении дискового окучника:

В данном видео вы можете посмотреть об изготовлении дискового окучника:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий