Как выбирать пневмотрамбовку?
Основными технологическими характеристиками пневматической трамбовки являются:
- Площадь трамбовочной лапы.
- Кинетическая энергия удара.
- Допустимое число ходов поршня со штоком.
- Давление воздуха.
Помимо этого, важное значение имеет назначение пневмотрамбовки. Например, для уплотнения формовочных смесей подходят установки, которые могут действовать на рабочем верстаке, они компактны, и имеют малые размеры
К таким относятся пневматические трамбовки марок Archimedes UF-203A, ПТ-4 и ПТ-6. Более крупные модели — ПТ-9 и ПТ-4503 предназначены для использования при строительно-дорожных работах (хотя при помощи ПТ-9 можно утрамбовывать и литейные формовочные смеси). ЗАО «Техмаш» выпускает целую линейку вибротрамбовок ТПВ.
Сравнительные характеристики наиболее распространённых типов трамбовок сведены в таблицу:
Модель | Наибольшее давление воздуха, кПа | Наибольшая энергия удара, Дж | Частота ходов поршня, мин-1 | Площадь трамбовочной лапы, мм2 | Масса пневмотрамбовки, кг | Страна-производитель |
ПТ-4 | 600 | 2,5 | 900 | 121 | 3 | Россия |
ПТ-6 | 600 | 4,0 | 840 | 121 | 6 | Россия |
ПТ-9 | 600 | 20,0 | 600 | 182 | 9 | Россия |
ПТ-4503 | 600 | 25,0 | 720 | 215 | 25 | Россия |
Archimedes UF-203A | 500 | 10,5 | 1200 | 63 | 2,5 | Польша |
При выборе типоразмера учитывают также предельное значение хода штока. Для стендовых пневмотрамбовок он обычно не превышает 75…100 мм, для более крупных может достигать 150 мм. Наибольшей популярностью пользуются типоразмеры, в которых предусмотрена замена трамбовочных лап – с круглой на квадратную, прямоугольную и т. п
Важно, что пневматрамбовки обычно ориентируются на определённую конструкцию шланга – обрезиненного, либо металлического – более прочного, но и менее гибкого. Наличие лубрикатора, который позволяет обогащать подаваемый воздух тонкодисперсными частицами масла, снижает силу трения в движущихся частях поршня и штока
Конструкция и принцип работы
Внешне пневмотрамбовка напоминает обычный велонасос. По сути, она им и является, разница заключается в том, что частота качаний насоса, задаваемая велосипедистом, не идёт ни в какое сравнение с частотой хода поршня, движимого сжатым воздухом.
Пневматическая трамбовка, предназначенная для уплотнения грунта или любого иного насыпного материала с мелкой фракцией частиц, включает в себя:
- Корпус, он же – пневмоцилиндр.
- Воздухораспределитель.
- Шток.
- Поршень.
- Управляющую рукоятку.
- Подсоединительный штуцер.
- Воздуховод к компрессору.
- Сменную трамбовочную лапу.
- Узел гашения вибрации.
Конструктивные возможности устройства предварительно согласовываются с показателями компрессора: в частности, его минимальная производительность и давление, создаваемое в системе, должны быть приемлемыми для создания необходимой частоты ударов трамбовочной лапы, и нужного давления на шток. При превышении указанных параметров лишний воздух будет стравливаться, разрушая уплотнительные элементы поршневого узла, а при недостаточности характеристик частота ходов поршня резко снизится, и процесс уплотнения окажется неэффективным. Избыточный расход воздуха компрессорной установкой при этом некритичен. Если в компрессоре не имеется качественных воздушных фильтров, пневмотрамбовка также будет действовать неустойчиво, поскольку давление воздуха будет колебаться в недопустимых пределах.