Натяжение пильной гарнитуры и зачем вообще нужна эта процедура
В процессе эксплуатации бензопилы происходит нагрев не только двигателя, но и пильной гарнитуры. Это обусловлено перемещением цепи по плоскости шины, в результате чего выделяется тепловая энергия, которая влечет за собой расширение материалов. Шина имеет большой размер, за счет чего происходит быстрый отвод тепла, а режущая гарнитура нагревается до больших температур, и охлаждается очень медленно. Особенно снижается качество охлаждения детали, когда происходит распиливание твердой древесины большого диаметра.
В процессе нагревания цепи, происходит ее увеличение размера за счет линейного расширения от воздействия высоких температур. В итоге наблюдается провисание цепи относительно шины, что влечет за собой вероятность спадания гарнитуры
Последствия ее слетания с шины во время работы инструментом крайне неблагоприятные, и поэтому очень важно всегда перед тем, как работать агрегатом, необходимо проверить степень и качество натяжения режущей гарнитуры. Это относится абсолютно ко всем маркам бензопил Штиль, Хускварна, Эхо, Партнер, Макита и прочие
Причем учитывать натяжение следует не только на бензопилах, но и электрических пилах.
Причины, по которым нужно соблюдать качество натяжения цепи, следующие:
- Снижение эффективности пиления древесины. Инструмент, на котором ослаблена цепь, имеет меньшую производительность. Проявляется это тем, что увеличивается время распила древесины.
- Увеличение нагрузки на двигатель, сцепление, звездочку и шину — причем это относится не только к ослабленной цепи, но и перетянутой.
- Износ самой цепи — если работать агрегатом с неправильно натянутой гарнитурой, то это влечет за собой ускоренный ее износ. Связано это с тем, что увеличивается температура, поэтому быстрее затупляются зубья, и изнашиваются звенья.
- Небезопасность эксплуатации инструмента — работа агрегатом с ослабленной или перетянутой гарнитурой не только вредна для бензопилы, но еще и опасна для пильщика. Кроме ее спадания с шины во время перемещения на высокой скорости, цепь также может порваться (если будет чрезмерно натянута), что в итоге чревато развитием фатальных последствий.
Теперь Вы понимаете, насколько важной является процедура натяжения режущей гарнитуры бензопилы. И здесь неважно насколько качественным является инструмент или цепь, ведь ослабление натяжения гарнитуры — это естественный процесс
Интересно знать! При частых перепадах температур и эксплуатации инструмента происходит не только притупление зубьев цепи, но еще и растяжение звеньев. Именно за счет растяжения звеньев (увеличения диаметра), необходимо проводить процедуру регулировки степени натяжения.
Проблемы с цепью бензопилы
Кроме проблем с двигателем, у бензопилы могут появляться проблемы в работе из-за неисправности режущего (пилящего) узла, состоящего из масляного насоса, шины и пильной цепи.
На шину не поступает масло
Обычно, если не поступает масло на цепь бензопилы, требуется выполнить проверить каналы, по которым идет подача масла на шину, и очистить их от загрязнений. Если предыдущие действия не обнаружили причину неполадки, то придется проверять масляный насос. Для этого нужно:
- снять часть кожуха бензопилы;
- снять муфту;
- открутив 3 винта, снять крышку, скрывающую насос;
- добраться до шестерни червячного механизма, которая вращает вал насоса.
Если резьба на ней износилась, то вал не вращается, насос не работает, цепь не смазывается. Изношенную шестерню нужно заменить. Также можно вытащить сам масляный насос и вручную попробовать прокачать через него масло. Если оно не прокачивается, насос следует заменить.
Масляный фильтр бензопилы
Также недостаток смазки может быть по причине ее утечки. Следует проверить, насколько герметично подсоединены трубки, идущие от масляного насоса. Если герметичность нарушена, трубки меняются на новые.
Цепь рвется
Если цепь порвалась во время работы бензопилы, то произойти это могло при попадании ее на твердый предмет, например, на гвоздь. Если же цепь постоянно рвется, то причины могут быть следующие.
- Низкое качество металла, из которого изготовлена пильная цепь. Необходимо покупать пилы для бензорезов от известных брендов.
- Перегрев цепи из-за плохой смазки. В результате пила перегревается, изменяются свойства металла, и она рвется под нагрузкой. Требуется проверка всей системы смазки бензопилы (рассматривалось выше).
Также о причинах частых обрывов цепи можно узнать из этого видео.
Цепь не крутится
Данная неприятность часто преследует неопытных владельцев бензопил. Они забывают после запуска двигателя снять тормоз. В результате цепь не крутится, происходит перегрев тормозной системы, и выходит из строя механизм сцепления. Проблема решается снятием пилы с тормоза. Если сцепление не “сгорело”, вы заметите вращение цепи. В противном случае потребуется замена механизма сцепления.
Цепь быстро тупится
В основном, причина того, что цепь быстро тупится, является плохое качество пилы. Пытаясь сэкономить на покупке фирменных цепей, владельцы бензопил покупают пилы неизвестных производителей, либо по неопытности приобретают подделки под известные бренды. Лучше всего покупать режущий элемент для бензореза в фирменных магазинах. Большой популярностью среди владельцев данной техники пользуются пильные цепи Stihl (Штиль).
Цепь не останавливается
Если при работе бензопилой вы заметили, что пильная цепь не останавливается в нужный момент, то у этой поломки может быть 2 варианта.
- Загрязнилась тормозная лента. При работе пилы под ленту может попадать грязь, опилки, пыль и т.д. В результате происходит блокировка тормозного механизма, и цепь не останавливается при сбросе газа. Устраняется проблема чисткой данного узла.
- Износилась тормозная лента. Необходимо заменить данный элемент тормозной системы.
Цепь клинит
Такое случается, когда изнашивается ведущая или ведомая звездочка. Цепь обычно начинает клинить под нагрузкой. Но без нагрузки пила может вращаться. На фото ниже показана изношенная ведущая звездочка бензопилы.
На следующем фото видно, что причину, почему клинит цепь, нужно искать в месте расположения ведомой звездочки.
Но что же делать, если бензопилу заклинило полностью, и все попытки потянуть за стартер безрезультатны? Такая неисправность иногда встречается на бензопилах китайского производства. Вызывается она открутившимися от вибрации болтами, которыми прикручивается двигатель к пластиковому кожуху агрегата. Эти болты находится прямо под маховиком (магнето). На фото ниже стрелками показано расположение проблемных болтов.
Выкручиваясь, они начинают тереться о маховик и могут полностью заклинить бензопилу. На следующем фото показан маховик с имеющимися потертостями от болтов.
Для устранения неисправности потребуется снять маховик с вала двигателя и закрутить болты.
Бензопила криво пилит
Данная проблема может возникнуть, если цепь затупилась или неправильно заточена. Это, в большей мере, относится к новым бензопилам. Но если износилась шина, то даже после замены цепи вы заметите, что пилу уводит в сторону. Износ шины можно легко определить, если поставить ее на ровный стол и приложить к ней угольник, как показано на следующем фото.
В данном случае можно заметить, что между шиной и уголком есть зазор примерно в 2 мм. Именно из-за такого одностороннего износа шины бензопила пилит криво. Решается проблема только заменой шины на новую.
Почему течет масло
Многие владельцы бензопил сталкиваются с такой проблемой, как вытекание масла из-под агрегата. Чаще всего масло течет по причине повреждения масляного шланга, подсоединенного к масляному насосу. На фото ниже показан именно тот случай, когда конец шланга разорвался и плотно не одевается на патрубок насоса.
Но чтобы добраться до этого места, потребуется снять с вала механизм сцепления. В некоторых моделях бензопил масло может вытекать в месте соединения масляного насоса со шлангом масляного бачка (на фото указано стрелкой).
Читать также: Как закрепить провод на стене без сверления
Чтобы устранить утечку смазки, потребуется вытянуть данный шланг из места посадки. Для этого, можно воспользоваться плоскогубцами, потянув за наружную его часть. На конце шланга вы увидите резиновую пробку, которая и является причиной вытекания масла. Данную пробку нужно хорошо протереть, чтобы убрать остатки масла, после чего ее посадочное место нужно чем-либо уплотнить. Можно использовать автомобильный герметик или фум ленту, как показано на следующем фото.
Далее, вставьте шланг в отверстие, установите пробку на место и уплотните ее, используя плоскую отвертку. На этом операцию по устранению протечки масла можно считать выполненной.
Работая бензопилой, в некоторых случаях можно заметить, как при распиле ствола дерева диаметром более 30 см, шину понемногу начинает уводить вбок. Это особенно заметно, когда необходимо разрезать стволы большого диаметра, применяя технику двойного реза, т. е. сначала пилят сверху, а потом переворачивают и допиливают до конца.
Чурки, криво отпиленные бензопилой, имеют неровную поверхность, это доставляет некоторый дискомфорт при их расколе на поленья. А использование такой бензопилы при кладке сруба, например, для торцевания брусков и вовсе не допустимо, т. к. торцы будут получаться неровными.
Cовет от Stihl – Натягивайте цепь правильно!
Своевременная регулировка натяжения пильной цепи не только увеличивает безопасность оператора, но и предотвращает излишнее провисание самой цепи и ее повреждение. Натяжение и регулировка цепи должна производиться перед началом работы или когда в этом возникнет явная необходимость. Во время работы пилы цепь нагревается и постепенно и незначительно, но все же растягивается, требуя время от времени дополнительной регулировки. Фирма Stihl производит предварительную растяжку своих цепей во время изготовления, поэтому во время работы они растягиваются очень медленно.
Рис.1. | Рис.2. |
Рис.3. | Рис.4. |
Как правильно натянуть пильную цепь? Большинство бензопил Stihl оснащены боковым винтом натяжения цепи, с помощью которого можно мгновенно произвести регулировку. Для этого заглушите двигатель бензопилы, и ослабьте винты крепления боковой крышки, см. рис 1
Возьмите отвертку и поворачивая винт натяжения натяните цепь, одновременно слегка оттягивая и протягивая цепь вдоль пильной шины; при этом нужно соблюдать меры предосторожности чтобы не поранить руку об острые зубья, поэтому эту операцию лучше производить в перчатках, см. рис
4. Правильно натянутая цепь не должна провисать внизу шины, см. рис. 3, но одновременно при ее оттягивании Вы не должны прилагать слишком много усилий. Некоторые модели цепных пил Stihl оборудованы устройством для быстрого безинструментального натяжения цепи, см. рис. 2. Для того, чтобы натянуть цепь, достаточно руками отвернуть большой специальный винт-барашек, тем самым, отпустив боковую крышку и вращая рукой черное колесико добиться правильного натяжения цепи. Затем следует снова затянуть боковую крышку ведущей звездочки специальным винтом от руки и пильная гарнитура автоматически самоустановится для работы. Перед установкой новой цепи обязательно надо очистить паз («канавку») пильной шины от грязи. Скопления грязи в пазе мешает процессу смазки как цепи так и всей пильной гарнитуры, поэтому «невычищенная» шина и цепь сильно перегреваются во время работы. Идеальным инструментом для прочистки пазов является обыкновенная отвертка или другой подходящий инструмент.
Важно! Производите операцию по натяжению цепи, когда она холодная и никогда не регулируйте теплую или горячую цепь! При чрезмерном натяжении, когда цепь охладиться и еще сожмется, она может вызвать серьезные проблемы с пильной шиной и гарнитурой. Поэтому даже следует чуть-чуть ослабить цепь перед началом работы, например, во время измороси
По материалам официального сайта производителя www.stihl.com
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Цепь не режет
Уменьшение производительности бензопилы связано с затуплением зубьев цепи. Это часто встречающаяся неувязка, т.к. заточку необходимо создавать часто. Как это делать при помощи станка, ратфиля либо болгарки, читайте в соответственной статье.
Бензопила не пилит под нагрузкой и глохнет
- Забит воздушный фильтр. Нужно достать фильтр, отлично прочистить либо даже помыть, просушить и установить назад.
- Некорректная пропорция маслобензиновой консистенции. Слейте горючее и поновой смешайте масло и бензин в правильной пропорции.
Глохнет сразу после запуска:
- Топливная смесь приготовлена некорректно, в ней очень много масла, потому октановое число бензина меньше, чем должно быть, потому бензопила работает лишь на подсосе либо сразу глохнет.
- Нагар на свече зажигания либо неверный зазор меж свечой и проводом.
Устройство рабочего элемента бензопилы, его направляющей, тормоза и механизма натяжения
Цепь
дежурит режущие и приводные звенья.
Рабочий элемент пилы состоит из трех типов элементов:
- Режущие звена
- Ведущие звена
- Соединительные элементы.
Все элементы собраны заклепками. Самыми сложными конструктивными элементами являются режущие звенья. Этот тип структурного элемента может быть двух типов: правый и левый. Эти элементы позволяют распиливать древесину.
Шина важнейший конструктивный элемент устройства, который служит для наведения пильной цепи. Шина изготавливается из износостойкой стали, имеет высокую эластичность. На периферии шина имеет специальный направляющий паз. Масло протекает через паз для обеспечения смазки. Особенностью инструмента является наличие открытого режущего корпуса, опасного для человека. Для обеспечения безопасной работы используется специальный прибор, который называется тормозом. Устройство включается нажатием защитного щита.
Когда тормоз введено, тормозная полоса затягивается на барабане сцепления и останавливается. В результате этих действий режущее тело останавливается.
Система натяжения резака включает винт, передвигается. Когда винт вращается, штифт перемещается по канавке в корпусе пилы, из-за чего штанга движется. Движение штанги накладывает напряжение на фрезу. Для удобства работы натяжной винт на некоторых моделях устройства располагается сбоку, вне крышкой защитного кожуха, закрывающего приводную звездочку устройства. Каждая новая установка цепи требует регулировки натяжения лезвия.
Sources:
https://yargeo.Com/benzopila-krutitsja-cep-na-holostyh-oborotah/ https://stroy-dvorik.Ru/pily/tsep-benzopily-vrashhaetsya-na-holostom-hodu.Html
Регулировка карбюратора бензопилы – что нужно знать новичку?
Изначально все регулировочные болты находятся в заводских положениях – это гарантирует всасывание оптимального количества горючего и воздуха. Тем не менее, из-за длительной эксплуатации пилы в сложных условиях, заводские настройки ее карбюратора могут нарушиться. Даже незначительный сдвиг одного из болтов на 1/5 оборота приведет к серьезному нарушению в работе двигателя пилы. В связи с этим оператор должен постоянно следить за тем, чтобы регулировочные болты находились в оптимальных, установленных на заводе-производителе, положениях.
Если по каким-то причинам работа узла была нарушена, то его потребуется заново настроить. Для этого в устройстве узла предусмотрены 3 регулировочных болта. Первый из них обозначен буквой H – он нужен для настройки двигателя бензопилы при работе на максимальных оборотах. Второй винт с маркировкой L используется для регулировки мотора во время его работы на низких оборотах. Третий винт может иметь маркировку T, S или LA. Его задача заключается в настройке ДВС при работе в режиме холостых оборотов.
Настройка карбюратора бензопилы обязательно должна проводиться при полностью исправном двигателе. Непосредственно перед регулировкой потребуется осмотреть воздушный фильтр, и, при необходимости, очистить его или заменить.
READ Распилить Рельсу Ножовкой По Металлу
Ремонт бензопил своими руками: система подачи топлива
Если топливная смесь в цилиндр не поступает, но свеча работает нормально, это может означать, что:
- Засорился топливный фильтр.
Для очистки этого узла следует снять топливный шланг и проверить струю. Если она слабая, фильтр нужно достать через заливное отверстие топливного бака и очистить либо заменить в случае полного износа.
- Засорился сапун.
Это не что иное, как отверстие в крышке топливного бака, которое прочищается с помощью шила.
- Топливная смесь не подается или подается в недостаточном количестве.
Причин этому может быть несколько:
- засорился воздушный фильтр (в этом случае его необходимо снять, промыть водой, высушить и поставить на место);
- сбились настройки карбюратора (значит этот узел необходимо заново отрегулировать);
- нарушена целостность мембраны карбюратора (подлежит обязательной замене);
- засорились каналы карбюратора (его необходимо разобрать и очистить все детали и узлы).
Поломки двигателя бензопилы
В процессе эксплуатации детали цилиндропоршневой группы пилы из-за сил трения, высоких температур и нагрузок выходят из строя. Если при запуске инструмент не развивает полную мощность и глохнет на холостом ходу, возможная неполадка может заключаться в поломке деталей двигателя. Для разборки силового агрегата необходимо выкрутить 4 болта и извлечь цилиндр. Владельцу требуется тщательно осмотреть его внутреннюю рабочую поверхность на присутствие сколов, забоин и трещин.
Цилиндропоршневая группа бензопилы Stihl MS180
При диагностике ДВС производим также визуальный осмотр поршня и компрессионных колец. Изготовленные из дюралевого сплава и чугуна соответственно, они в большей мере подвергаются истирающим нагрузкам в отличие от стального цилиндра. При поломке и чрезмерном износе поршневых колец необходимо произвести их замену.
Если при визуальном осмотре наблюдается овальность рабочей поверхности цилиндра, потребуется его растачивание. Для этого замеряем его диаметр по большему размеру, подбираем поршень и производим последующую механическую обработку.
Сбои в системе смазки бензопилы 180: причины и ремонт
В процессе распилки древесины режущая часть инструмента подвергается высоким нагрузкам. С целью снижения сил трения и последующего износа цепи бензопила штиль оснащена системой смазки, постепенно подающей масло на шину. Быстрая потеря зубьями режущих свойств и отсутствие следов смазочной жидкости могут свидетельствовать о ее подтекании или засорении патрубков.
Принцип смазки цепи Stihl 180
В первую очередь при диагностике системы смазки цепи для бензопилы ms 180 обращаем внимание на подводящие масло шланги и места их фиксации. Поврежденные патрубки не подлежат ремонту, а потому их следует заменить. Прочистить масляные каналы можно посредством сжатого воздуха
Для этих целей используем компрессор или обычный автомобильный ручной насос
Прочистить масляные каналы можно посредством сжатого воздуха. Для этих целей используем компрессор или обычный автомобильный ручной насос.
Благодаря своей простоте эксплуатации и ремонту, бензопила этой модели получила широкое признание среди профессионалов и любителей в области деревообработки.
№10. Не срабатывает тормоз цепи
Все бензопилы оснащаются основным и инерционным (аварийным) тормозом. Последний включается только тогда, когда происходит обратный удар. Основной тормоз предназначается для остановки цепи при работающих оборотах двигателя. Почему зажимает цепь на бензопиле и она не останавливается? Варианта два:
- Тормозная лента сильно изношена и не обеспечивает достаточный останавливающий эффект. Необходимо заменить тормозную ленту.
- Загрязнение ленты. При работе в подкрышечное пространство может забиваться мусор: стружка, опилки, грязь и т.д. Мусор блокирует работу тормозного механизма, поэтому если тормоз не срабатывает, необходимо прочистить тормозной механизм.
Почему бензопила пилит криво
Работая бензопилой, в неких случаях можно увидеть, как при распиле древесного ствола поперечником более 30 см, шину понемногу начинает уводить вбок. Это в особенности приметно, когда нужно разрезать стволы огромного поперечника, применяя технику двойного реза, т. е. поначалу пилят сверху, а позже переворачивают и допиливают до конца.
Как правильно установить цепь на электропилу
Цепи
2. Теперь проверьте, располагается ли цепь свободно на направляющей. Используйте для этого, пожалуйста, рабочие перчатки. Если цепь внизу провисает, то она слишком свободная, и Вам необходимо цепь подтянуть еще с помощью натяжного винта.
Читайте:
3. Если цепь на нижней стороне шины не провисает, но ее можно еще легко протянуть, то она натянута оптимально. Должна также еще иметься возможность потянуть ее немного вверх. Чтобы избежать опасности причинения травм в результате контакта с острой цепью, Вам следует при этом обязательно иметь рабочие перчатки.
Вы можете удобно и без инструмента натягивать цепь с помощью устройства быстрого натяжения цепи STIHL. многие моторные пилы STIHL уже оснащены этой техникой. Действовать нужно так:
Освободить крышку звездочки вручную с помощью барашковой гайки. При вращении расположенного выше регулировочного колеса влево натяжение пильной цепи уменьшается, при вращении регулировочного колеса вправо пильная цепь натягивается. При затягивании крышки звездочки цепи направляющая шина фиксируется автоматически.
Когда Вы хотите заменить цепь, то необходимо заранее тщательно очистить паз направляющей шины от загрязнений. Цепь растянулась. Почему растягивается цепь на бензопиле чтобы цепь слетела с шины. В случае сильных отложений грязи в пазе цепь в противном случае может легко соскочить с шины. Кроме того, имеется опасность, что цепное адгезивное масло раньше времени впитается в грязь и не попадет на особо нагруженную нижнюю сторону шины. Сильное нагревание и износ цепи и шины могут быть последствиями этого. Вы можете выполнить очистку с помощью, например, тонкой отвертки или другого острого предмета. Новую цепь необходимо приработать в течение нескольких секунд перед подводом к древесине.
ВНИМАНИЕ:
так как цепь после охлаждения вновь немного сокращается, то цепь никогда не следует подтягивать или заменять в горячем состоянии. В противном случае это может привести тяжелым повреждениям направляющей шины или коленчатого вала двигателя. После выполнения работы рекомендуется вновь немного снять натяжение цепи
Это важно, прежде всего, в морозную погоду
Бензопила Stihl нет искры причина – Почему бензопила Stihl 180 не заводится: причины и устранение
Проверка состояния топливного и воздушного фильтров.
Если с качеством топлива все в порядке, двигатель бензопилы может не заводиться, по причине засорения топливного и воздушного фильтров. Для диагностики этих элементов потребуется произвести ряд манипуляций связанных с их демонтажем.
Для топливного фильтра:
- Отсоедините канал подачи бензина от карбюратора;
- Произведите подкачку топлива.
При слабом давлении или его отсутствии в патрубке следует отсоединить фильтр. Перед этим освободите бачок от смеси и извлеките сам фильтрующий элемент. Демонтаж производится посредством проволочного крючка. Забитый сменный картридж, ставший причиной плохой заводки двигателя бензопилы, можно почистить, но лучше всего смените его на новый. При работе инструментом в пыльных условиях, очистку стоит производить на регулярной основе.
Засорение воздушного фильтра может стать причиной неустойчивой работы двигателя бензопилы, из-за чего она будет глохнуть или трудно заводиться. Пыль и грязь, осевшие на адсорбирующем материале, затрудняют поступление воздуха в систему, делают топливную смесь настолько обогащенной, что завести инструмент будет подчас сложно.
Проверка воздушного фильтра один из первых шагов в поиске причин плохого запуска
Извлечение воздушного фильтра следует производить с осторожностью, так как пыль, накопившаяся в процессе эксплуатации пилы на его поверхности, может попасть в карбюратор. А это чревато более дорогостоящим ремонтом
После отсоединения картриджа тщательно очистите его от скопившейся грязи и промойте с добавлением моющего средства. Просушите элемент и так же аккуратно поставьте его на место.
Немного про контактное и электронное зажигание
Когда я начинал работать в лесхозе, в конце 90-ых, то валили мы старым Уралом, а кряжевали Хускварной 262. Лес был добротный, поэтому раскряжевщик только и успевал, что делить хлысты на кряжи нескончаемый поток пачек. Зажигание на Урале было уже не кулачковое (контактное), а электронное. Кстати, для начинающих лесорубов, кто не сталкивался с контактным зажиганием, но проявляющим интерес, хочу кратко прояснить о старом виде зажигания.
Кулачковое контактное зажигание на старых моделях бензопил («Дружба», «Урал») отличалось простотой, а самое главное оно не имело в своей конструкции никакой электроники (различных электронных плат). Прерывателем работали «кулачки», ток подавала высоковольтная катушка. Устранить неисправность зажигания в то время мог любой опытныйлесорубза короткое рабочее время. Однако зажигание чересчур часто «накрывалось». Недостатком кулачкового зажигания являлась «открытая» искра, которая негативно влияла на сами металлические контакты – со временем они покрывались нагаром, слой которого рос и искра ухудшалась, и пропадала. Приходилось зачищать контакты, выставлять заново зазор. Еще один аргумент против кулачкового зажигания состоит в большем размере и большем весе, нежели в электронном (данное сравнение актуально для современных безредукторных пил).
Электронное зажигание, в свою очередь, представляет собой модуль, в который входит не только катушка, но и электронная плата. На первых «Уралах» с электронным зажиганием, насколько я помню, электронная плата заливалась слюдой (эпоксидная смола), которую, в случае ремонта, расплавляли и извлекали плату. Позже стали использовать герметик. Хотя платой это трудно назвать, так как это отдельные радиодетали – симистр, диоды, конденсатор, резистор. Катушки было две – высоковольтная и низковольтная, которые располагались друг против друга. Под низковольтной катушкой располагалась еще дополнительная катушка (искровая), которая «высекала искру». Честно скажу, мы никогда не ремонтировали электронное зажигание на Урале и отдавали в электромеханический цех местного ЛПК, где нам в короткие сроки его реанимировали.