Как проверить блок зажигания у бензопилы.
После проверки электронного блока и тестировании его катушек на устройстве проверки производим полную разборку электронного блока.
- Контактные клеммы катушек отсоединяют от схемы и катушки демонтируются с корпуса блока.
- Залитая электрическая сборка на корпусе блока зажигания вынимается полностью, то есть корпус блока должен быть полностью освобождён от всех элементов.
- Осматриваем катушки блока на предмет выявления механических повреждений, изменение цвета защитного покрытия.
- Проводим измерение сопротивления каждой катушки по соответствию эталонным.
Механические повреждения защитной оболочки катушек блока зажигания, которые не привели к повреждению защищаемой обмотки, можно заделать силиконом, эпоксидной смолой, паркетным лаком, ПВА клеем , краской ПФ и другими подобными материалами.
Если же повреждения задели и саму обмотку, то катушку выбраковывают.
Наличие на оболочке тёмных пятен или оплавления свидетельствуют о прожиге обмотки и непригодности катушки к дальнейшему её использованию.
Тестирование катушек блока электронного зажигания бензопил.
- Катушка зарядная — 3,26кΩ.
- Высоковольтная катушка — 1,4кΩ и1Ω.
- Сигнальная катушка — 69Ω.
Меньшее значение сопротивление на десятки процентов говорит о межвитковом замыкании катушек, случающимся при прожиге или пробое витков катушки повышенным напряжением или перегревом провода.
Увеличенное значение омического сопротивления или его отсутствие — это полный обрыв обмотки при её перегорании или механическом повреждении.
Дополнительно каждая катушка проверяется специально сделанным самодельным устройством.
В магнитный зазор устройства помещается отдельная катушка, сердечник которой должен находится между концами подковообразного сердечника устройства и который образует замкнутую магнитную цепь: сердечник катушки+сердечник устройства. При включении устройства в сеть переменного напряжения между зазорами его сердечника появляется переменное магнитное поле, а так как в этом поле расположен сердечник проверяемой катушки, то магнитное поле пересекает его и обмотку катушки, тем самым возбуждая в её проводнике переменный электрический ток.
- Катушка зарядная — 80v-100v.
- Сигнальная катушка — 5,5v-6,5v.
- Высоковольтная катушка:
- между высоковольтным выводом и выводом на корпус напряжение будет около 50v-60v;
- между выводом на корпус и выводом на конденсатор — 0,4v-0,8 v;
- между высоковольтным выводом и выводом на конденсатор — 47v-52v.
Перемотать катушки не сложно, если имеется необходимое количество обмоточного провода и требуемого сечения, но обычно высоковольтную катушку и катушку зарядки заменяют на заведомо исправные.
Ремонт электронного зажигания бензопилы.
Сигнальную катушку можно перемотать.
Для сборки нашей схемы электронного зажигания мы использовали следующие элементы:
- VD-КУ201 (взамен BT136);
- D1-EM516;
- R1-27ом(КФ4-3);
- C1-0,25-0,5мкф(630v).
- D2-IN4007(LD). При использовании тиристора КУ-201 элемент D2 не нужен.
Тиристор укорочен в резьбовой части(анод). Контакт катода также немного укорочен.
Вся сборка после настройки и проверки блока на устройстве для защиты от влаги, пыли и вибрации залита силиконом.
Предложенную схему может собрать любой начинающий или увлекающийся электротехникой человек. Она содержит минимум элементов и проста в сборке.
голоса
Рейтинг статьи
Зачем нужен глушитель
Длительное воздействие чрезвычайно громких шумов, несомненно, опасно и может привести к потере слуха. Бензопилы могут быть очень громкими — от 80 до 120 децибел. Для сравнения, нормальный разговор составляет в среднем около 60 децибел.
Чем дольше и чаще вы подвергаете себя воздействию громких шумов, и чем ближе вы находитесь к источнику, тем больше вреда будет получать ваш слух.
Давайте посмотрим на некоторые данные и временные рамки:
- Звуки до 70 дБ безопасны, и вы можете слушать их в течение продолжительных периодов времени.
- Звуки на 85 дБ опасны, если вы слушаете их более 8 часов.
- Звуки при 111 дБ чрезвычайно опасны и могут привести к потере слуха менее чем за минуту.
- Звуки около 200 дБ приводят к летальному исходу.
Интересно, что громкий шум от бензопил опасен не только для ваших ушей. Громкие шумы создают еще больший риск для здоровья. Они могут привести к:
- расстройству желудка;
- повышенному кровяному давлению;
- увеличению частоты сердечных сокращений.
После недолгой работы с бензопилой, вам может потребоваться как минимум 18-часовой перерыв для восстановления слуха.
Угол опережения зажигания
Механическое устройство и заводская установка магнето обеспечивают совпадение времени разряда свечи с оптимальным положением движущегося поршня. Для четырехтактных бензиновых двигателей проскок искры должен происходить еще до прихода поршня в верхнюю мертвую точку — это объясняется тем, что процесс полного возгорания топливовоздушной смеси занимает определенное время. Скорость движения деталей двигателя сопоставима со скоростью воспламенения топлива, поэтому поршень с момента проскока искры до момента создания горящими газами экстремально высокого давления успевает пройти некоторый путь.
Для каждого двигателя существует угол опережения зажигания. Он равен выраженному в градусах повороту кривошипа с момента пробоя в межэлектродном пространстве свечи зажигания до момента, когда поршень окажется в верхней мертвой точке. Этот показатель зависит от многих параметров, включая конструктивные особенности двигателя и свойства топливной смеси.
- не заводится двигатель;
- мотор работает, но с заметными перебоями;
- наблюдается снижение мощности инструмента.
В этих случаях не следует торопиться обращаться в сервисный центр. Попробуйте сначала отрегулировать зажигание самостоятельно.
Основные неисправности и их устранение
Если запустить пилу с первого раза не удается, причин может быть несколько. Чаще всего проблема связана со свечой зажигания:
- износ электрода или повреждения керамического изолятора;
- неплотное прилегание съемного колпака (если он имеется);
- гуляние искры вдоль керамической обмотки, признаком чего является коричневый остаток на внешней оболочке;
- трещины в колпачке свечи (пила с такой проблемой и дальше будет работать, но может причинять боль пользователю при касании).
Если со свечой никаких проблем не было обнаружено, рекомендуется осмотреть провода, идущие от катушки. Они могут быть оборваны либо иметь другие механические повреждения. Возможны разрывы проводов внутри изоляции, поэтому иногда обнаружить эти нарушения при визуальном осмотре нельзя.
Причина поломки может крыться в тумблерах выключения. Проверить их несложно. Для этого надо отсоединить провода от модуля, а затем проверить зажигание. Если после отключения искра появляется, то выключатель нужно заменить.
Устройство и принцип работы системы зажигания бензопилы
Стандартная система зажигания карбюраторного мотора состоит из:
- магнето;
- свечи зажигания;
- электрокабеля, соединяющего их между собой;
- клавиши отключения двигателя.
Схема зажигания бензопилы «Урал»
Магнето представляет собой вид генератора переменного тока, который снабжает электроэнергией свечи зажигания. Он состоит из неподвижной обмотки катушки индуктивности и постоянного магнита, закрепленного на маховике, вращающемся вместе с коленвалом бензинового мотора. Движущееся магнитное поле создает в низковольтной обмотке электродвижущую силу, которая преобразуется трансформатором в напряжение с потенциалом, достаточным для получения искры.
У контактных магнето первый вывод высоковольтной обмотки подключен к свече зажигания, а второй через механический выключатель – на землю. В определенный момент специальный элемент конструкции разводит контакты, что приводит к резкому повышению напряжения в сети и проскоку искры в межэлектродном пространстве свечи.
Схема зажигания бензопилы с бесконтактным магнето основана на работе управляющей катушки, играющей роль регулятора подачи напряжения. В электронный блок входят также диод, конденсатор и тиристор, пропускающий ток с напряжением определенной величины. При его открытии конденсатор интенсивно разряжается, образуя ток в витках первичной обмотки, который индуктируется в высоковольтное напряжение, дающее пробой на свече зажигания, установленной в цилиндре. Электрическая сеть работает в импульсном режиме в такт с поворотом коленчатого вала и поступательным движением цилиндров.
Конструктивные составляющие
Все бензиновые двухтактные двигатели имеют схожий принцип работы, а потому и система зажигания в них имеет типовую структуру и устройство.
Устройство зажигания бензопилы:
- Магнето: устройство, преобразующее механическую энергию в электрическую, обеспечивает импульс тока к свече зажигания бензопилы;
- Свеча зажигания: предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси, через разряд, возникающий между электродами;
- Электрокабель;
- Кнопка отключения двигателя.
Свечи бывают искровые, дуговые, накаливания и каталитические. В устройствах бензопилы применяют искровые свечи для 2-тактных двигателей. Принципиальная схема зажигания бензопилы показана на изображении.
Порядок проверки и настройки правильной работы двигателя
Наиболее уязвимым элементом карбюраторного двигателя является свеча. Она же позволяет судить о вероятных причинах неисправности отдельных агрегатов бензинового мотора. Рекомендуется следующий порядок действий.
Демонтировать свечу и произвести ее осмотр. Сухая свеча с легким коричневым оттенком электродов может считаться исправной.
- При обнаружении следов топлива на свече следует проверить работу карбюратора, который дает в цилиндр избыточное количество бензина, заливая его. Наличие темного налета свидетельствует о вероятных изменениях в геометрии цилиндра или поршня.
- Если внешний вид свечи не выявил отклонений от нормы, проверяют работоспособность электрической схемы. Сначала высоковольтный кабель, подающий напряжение на свечу, подносят с небольшим зазором к цилиндру и приводят в движение шнур стартера. При этом должна возникать искра пробоя. Ее отсутствие может говорить о неисправности кабеля. В этом случае его проверяют тестером и меняют на исправный, если обнаружится его надлом или повреждение изоляции.
- В случае исправности высоковольтного кабеля следует проверить катушку зажигания и провод, идущий к кнопке отключения. Если визуальный осмотр не выявил явных повреждений, надо прозвонить катушку зажигания, сравнив показания тестера с характеристиками, указанными в инструкции по эксплуатации бензопилы. При обнаружении неисправности придется заменить весь блок на аналогичный.
Катушка зажигания бензопилы
В процессе установки на двигатель нового электрического модуля следует настроить зазор магнето. Оптимальное расстояние между маховиком и катушкой зажигания составляет для большинства бензопил 0,2-0,4 мм.
Зазор между магнето и маховиком
При столь малом зазоре использовать для прямого измерения доступный измерительный инструмент не удастся. На практике для пилы Хускварна применяют шаблон в виде прокладки, вырезанной из тонкого и гибкого листового материала необходимой толщины. Его зажимают в пространстве между маховиком и катушкой при ее установке, а затем вытягивают наружу.
Чтобы не требовалось прибегать к регулировке зажигания, эксплуатируйте инструмент аккуратно, избегая ударов. В частности, это касается бензопил с электронными чипами в системе зажигания, так как они очень чувствительны к механическим повреждениям.
Как отрегулировать зажигание на Дружбе
Искра на свече должна вспыхивать строго в определенный момент. На Дружбе — когда поршень с порцией топливно-воздушной смеси приближается к свече, не доходя 4 мм до ВМТ. Только при точно отрегулированном моменте искрообразования двигатель будет работать нормально. Отклонения называют ранним или поздним зажиганием.
При небольших отклонениях в ту или другую сторону двигатель будет работать хуже (недобор мощности, перегрев, перерасход топлива, плохой запуск). При более значительных не будет работать совсем. Может стрелять в выхлопную систему или в карбюратор.
Механический прерыватель бензопилы Дружба регулируется просто.
Перед регулировкой нужно проверить — возможно, крепление всей платформы системы ослабло и оно провернулось. Проверяется по совпадению заводских меток (рисок) на металлической основе зажигания и картере двигателя. Как правило, они выбиты в виде полосок в правой верхней части зажигания и должны совпадать. Если есть смещение, его корректируют.
Максимальный зазор (на пике расхождения) между кулачками (контактами) должен быть от 0,2 до 0,4 мм. В идеале 0,3 мм. Проверяется калиброванным щупом в положении поршня НМТ. Этот зазор может увеличиться выше допустимого из-за уменьшения толщины контактов (выгорание, стачивание при чистках). Его поправляют до 0,2-0,4 мм поворотом регулировочного винта за счет эксцентрика, при ослабленном креплении площадки всего прерывателя.
Но искра возникает в момент начала разъёма контактов, потому его регулировка более важна, чем максимальный зазор в НМТ. Когда поршень не доходит до ВМТ 4 мм, контакты прерывателя должны начинать расходиться. Это положение также регулируется поворотом винта за счет эксцентрика. Чаще всего этот момент проверяется визуально.
Минус аккумулятора подключают к массе двигателя. Один провод индикатора-лампочки подключают к плюсу аккумулятора. Второй провод лампочки-индикатора прижимают к корпусу подвижного изолированного контакта. Если контакты замкнуты, лампочка светит.
От руки слегка проворачивают маховик. Как только контакты размыкаются, лампочка тухнет. Это и есть момент начала разъема контактов и образования искры. Поршень в этот момент должен находиться в положении не дошёл до ВМТ 4 мм.
Проверить катушку зажигания на бензопиле
Если предварительные действия не помогли в выявлении причины неисправностей бензопилы, то необходимо проверить катушку зажигания пилы. Диагностика выполняется в несколько этапов:
- Измерить сопротивление катушки с использованием мультиметра. Для этого следует знать оптимальные параметры, которые указаны в инструкции по эксплуатации. Однако из-за использования полупроводниковых элементов в системе при попытке “прозвона” катушки результатом станет показание “Разрыв цепи”. Это нормально. Признаком же неисправности является положительный результат проверки. Т. е. если удалось определить сопротивление катушки с помощью специального инструмента, то она однозначно неисправна.
- Проверить наличие искры специальным прибором. Это устройство следует установить в разрыв цепи, расположенный между свечой и высоковольтным выводом катушки зажигания пилы. Показатели будут видны на дисплее. Такой метод проверки чаще используется в сервисных центрах, поскольку прибор, необходимый для этого, дорогой, и затраты будут не сопоставимы с оказанной пользой.
- Тестирование катушки с помощью свечи, т. е.выполнить самодельное зажигание. Для этого ее надо вывернуть, а затем корпусом приложить к цилиндру. Теперь нужно потянуть за стартер и наблюдать за искрой. Но этот метод дает лишь приблизительный результат, поскольку маховик крутится быстрее из-за неестественного положения свечи.
Если ни один из этих методов не дал результата или при необходимости выполнения проверки в полевых условиях, можно поступить следующим образом:
- Снять колпачок со свечи, вставить в сердечник гвоздь без шляпки на расстоянии 6-7 мм от цилиндра. Делать это нужно максимально аккуратно, чтобы не повредить деталь.
- Выполнить действия, которые требуется сделать при заводе инструмента. Теперь нужно смотреть на наличие искры и ее цвет. Если неисправности нет, то искра будет сильной, а цвет ярко-синим.
Этот метод можно использовать в крайнем случае и лишь, если отсутствуют электронные узлы, при этом важно выполнять правила:
- нельзя полностью выкручивать свечу, поскольку это может привести к более быстрому вращению маховика, что не является правильным режимом работы двигателя;
- располагать нужно на расстоянии, которое соответствует модели компрессии и диэлектрическим свойствам топливной смеси, поэтому данный параметр можно посмотреть в инструкции (значение в 6-7 мм является усредненным).
рис.8
Шпенек с контргайкой вворачивают
в рычаг до упора и контрят гайкой. Размеры и конфигурация шпенька и поводка
соответствуют друг другу (см.рис.
5). Карбюратор без кожуха ставят на место, а тягу — на поводок и
шпенек. Магнето поворачивают по часовой стрелке до упора. При полностью закрытой
заслонке рычаг должен находиться в горизонтальном положении, при котором
крепежный винт рычага должен входить в отверстие на оси заслонки. Закрепляют
винтом рычаг и проверяют работу механизма в целом (фото
10).
В исходном состоянии красная
метка магнето должна быть на5 ммлевее
ответной метки на картере. По мере открывания дроссельной заслонки магнето
начинает перемещаться против часовой стрелки. При этом красная метка должна
приближаться к ответной, пройти ее и остановиться на2
ммправее — это положение магнето
соответствует полностью открытой дроссельной заслонке. При отпускании заслонки
шпильчатая пружина должна сразу же вернуть всю систему в исходное положение.
К Г-образному лепестку
управляющей катушки припаивают изолированный провод длиной 20-25 см. От
генераторной катушки отпаивают штатные провода и припаивают такие же куски
провода. Отрезок провода, идущий к кнопке «стоп», припаивают также к Г-образному
лепестку. Все три провода протягивают в резиновую или хлорвиниловую трубку и
выводят наружу через отверстие в картере, в которое раньше проходил провод
высоковольтного трансформатора, идущий к свече зажигания. Перед установкой
маховика водило и шпенек зашплинтовывают.
ДОРАБОТКА СИСТЕМЫ
ЗАЖИГАНИЯ
Поскольку в штатном исполнении
элементы системы зажигания залиты компаундом, использовать их для
модернизированной системы зажигания невозможно. Кроме того, диоды и тиристор
штатного магнето — бескорпусные и при температуре +85°С могут выйти из строя
(см. описание бензопилы). Между тем при эксплуатации этого двигателя в режимах,
отличных от штатного, возможно повышение температуры этих радиокомпонентов выше
+85°С. Например, при эксплуатации подвесных или стационарных лодочных моторов
двигатель, как правило, работает в режиме максимальной мощности или близком к
нему. При этом лодка или катер может идти и час, и другой. Поэтому весь блок
электронного зажигания, исключая, естественно, управляющую и генераторную
катушки, собирают на корпусных элементах в виде отдельного внешнего блока.
Мощность искры повышают за счет увеличения емкости конденсатора С и применения
катушки зажигания с большей индуктивностью.
Новую катушку зажигания от
автомобиля ВАЗ-01-07 устанавливают на двух дюралевых уголках сечением 25×25 мм и
длиной 25 и72 мм. Уголки двумя и
четырьмя винтами М4х10 соответственно с потайными головками и гайками крепят на
картере и крышке картера с левой стороны двигателя (вид со стороны стартера нафото
11).
Крепление катушки к уголкам
осуществляют болтами М6х20. Пластину, на которой в дальнейшем будет закреплен
внешний электронный блок зажигания, вырезают из листового алюминия толщиной4
мми также крепят на длинном уголке
(см.фото
11).
Внешний электронный блок
зажигания собирают по штатной схеме. Конденсатор С блока зажигания — три
включенных параллельно конденсатора К73-17 по 0,47 мкФ х 630 В. Тиристор ставят
на теплоотвод общей площадью 35×40 см2.
Детали блока зажигания собирают
на плате из текстолита или гетинакса размерами 62×72 мм. Раскладывают их на
плате, делают нужные отметки и сверлят отверстия. Выводы деталей пропускают
через эти отверстия и на обратной стороне припаивают их друг к другу по схеме.
Из листовой резины вырезают прокладку размерами 62×72 мм и укладывают под плату
(на выводы деталей). В необходимых местах в плате сверлят отверстия, через
которые пропускают стойки из голой луженой проволоки (d2 мм) и с обратной
стороны припаивают их к выводам деталей.
Из жести изготавливают обечайку с
высотой бортов 35-37 мми плотно
надевают ее на плату блока зажигания. После этого весь объем обечайки заливают
эпоксидным клеем, но не сразу, а слой за слоем в течение часа, так как если
залить клеем весь объем сразу, то после застывания клея в нем возникнут
объемные напряжения и могут появиться трещины. Стойки при этом должны быть выше
уровня застывшего клея на 12-15 мм.
После полного застывания клея
(1-2 суток) обечайку снимают, блок крепят на место и припаивают провода (фото
12).
Маховик ставят на место и
закрывают крышкой картера. Закрепляют катушку зажигания.
Свечу из головки цилиндра вывинчивают. Вращая маховик, проверяют наличие искры
на свече. При правильно собранном блоке и исправной свече искра голубого цвета
появляется уже при 80-100 об/мин коленчатого вала. Нарис.
9показана схема
внешнего электронного блока, нарис.
10— монтажная схема
этого блока.
Необходимые материалы и инструменты
В стандартных режущих изделиях выхлопная система сделана максимально короткой. Такое решение принимается для достижения мощности, необходимой для быстрого вращения цепи. Чтобы не ухудшать эксплуатационные характеристики техники и сделать ее тише, необходим продуманный и комплексный подход.
Изготовление глушителя для бензопилы своими руками предполагает наличие таких инструментов:
- рулетка;
- сварочный аппарат;
- ножницы по металлу;
- болгарка;
- молоток;
- керн;
- маркер;
- заклепочник;
- напильник;
- электрическая дрель;
- строительный фен;
- отвертки.
В зависимости от особенностей вносимых усовершенствований могут потребоваться материалы:
- листовая нержавеющая сталь;
- заклепки;
- болты;
- шурупы;
- базальтовый огнеупорный шнур;
- проволока;
- массив древесины для вальцов.
Чтобы обезопасить руки, кожу, органы зрения и дыхания, во время работы следует пользоваться следующими средствами:
- респиратором;
- плотной одеждой;
- монтажными перчатками;
- очками;
- строительной каской.
Конструкцией инструмента предусмотрено частичное поглощение шума корпусом. Если в нем имеются большие щели, их можно заделать мастикой на основе силикона. Материал снизит вибрацию, дребезжание пластика и металла.
сделать тише бензопилу
Нуждаюсь в специалисте который изготовит глушитель для штиля. Занимаюсь производством деревянных домов и когда рабтают 10-12 пил это катастрофа. В 100 метрах жилые дома и боюсь что жители скоро меня мягко говоря невзлюбят. Если кто сможет сделать – куплю .
О электропилах не думали?
мастера говорят что бензо инструмент имеет какую-то отдачу, вобщем продовали неполучается
Что не получается?
а электро нет что ли
Заборчик поставьте звукоотражающий, можно даже мобильный вариант сделать а у двухтактников (если пилы таки двухтактные, а мне, например, 4-тактными работать не приходилось ) подхимичить что-либо с выхлопом не очень легко.
На бензопилах глушители уже есть. Дорабатывать их не имеет смысла, т.е. теоретически это сделать можно, но как изменяться характеристики двигателя и будет ли он вообще работать предсказать сложно.
Я тоже сталкивался с подобными проблемами.
Наверно только такие варианты:
hitman_II написал : электро
И шумные работы выполняйте только строго в рабочее время, чтоб спать соседям не мешать, скажем с 10-00 до 18-00. Если этот режим будет строго выполняться, то соседи, скорее всего, привыкнут.
Ну вообще то сложного то ничего вроде нет. Чисто теоретически: Взяли обычную консервную банку наделали в ней отверстий, обернули стекловатой и саморезами прикрутили к штатному глушаку. Но я думаю звук реально уменьшится децибелл на 10 а чтоб совсем тихо было глушитель должен быть как у автомобиля Про заборчик звукоотражающий зачётная идея. Может сработать.
Фланец на цилиндр, на фланец шланг и в канистру с водой. Будет как на лодочном моторе. Мобильность правда уменьшится..Но.
привет, а кто-то повторял?
Тоже хотел 10 копеек бросить, т.к. работал в автосервисе раньше, делали прямоточные глушители с бас-насадками для стритрейсеров. Для интересующихся: ” >
Вставка типа как у бура для зимней рыбалки. Сделали шнек на 20 оборотов и засунули его в трубу глушителя. Звук тише не стал, а только изменился. Ревел на одной ноте, на букве: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ. Как шланг воздушного компрессора с пескоструйной установкой. Дико и неприятно.
Я бы выбрал электропилы, чтобы ими орудовать где только можно, а бензо запускать когда невозможно работать электро. Электропилы наверно не катят, т.к. уже кучу бензопил купили, накладно ещё и электро покупать. Самый тихий но немобильный вариант уже упоминался – шланг в ведро с водой. Так химичат лесорубы-браконьеры. Если глушитель в виде кубика-бочонка, то откручиваем 3 болта (гайки) что торчат из него, вынимаем заглушку (или что там внутри? конус?) и на 3 отверстия сажаем самодельный фланец какой-нить, к которому подсоединяется шланг в ведро с водой. Тут главное посчитать: 10-12 таких фланцев вырезать из кровельного железа ножницами по металлу или 10-12 противошумовых заборчиков наделать Кстати, шлангами запаситесь – резиновые быстро прогорают, надо что-то с метал. оболочкой. А насчёт “не будет мотор нормально работать”, – посмотрите как у американцев на авиамоделях конвертированые бензопилы работают 2-тактные: просто выхлопной патрубок и всё!
Конструкция и принцип действия системы зажигания бытовой бензопилы
Каждая пила, работающая на бензиновом двигателе, обязательно оборудуется системой зажигания. Основная функция этого узла заключается в своевременном воспламенении горючего внутри цилиндра. Для этого система зажигания бензопилы создает электрический разряд, который пробивает пространство между электродами штатных свечей. От исправности этого узла бензопилы во многом зависит правильность и эффективность работы ее двигателя
В связи с этим проверке этой важной части инструмента нужно уделить особое внимание
Электронное зажигание хозяйственной бензопилы в стандартной комплектации состоит из ряда следующих деталей:
- магнето;
- свечи зажигания;
- клавиши, отключающей мотор;
- проводки, соединяющей элементы между собой.
Магнето – это отдельный тип генератора, работающего с переменным током. При работе он создает электрическую энергию, и направляет ее к свече зажигания бензопилы. В устройство магнето входит катушка индуктивности, на которой намотана неподвижная обмотка. Также в конструкцию элемента входит постоянный магнит, который крепится на маховике. При работе бензопилы маховик вращается одновременно с коленчатым валом двигателя.
В нужный момент определенная штатная деталь устройства разводит имеющиеся контакты. Это приводит к резкому увеличению напряжения и вспышке искры между электродами заводской свечи.
При этом повышается риск перегрева контактов. Чтобы исключить это, а также окисление проводки, электрическая схема штатной системы зажигания оборудована конденсатором.
После этого ток преобразуется в высоковольтное постоянное напряжение, которое создает пробой в штатной свече зажигания, расположенной в цилиндре. Стандартная электрическая сеть бензопилы действует по принципу импульса одновременно с поступательными циклическими движениями моторного цилиндра и вращением коленчатого вала.
Зажигание бензопилы
Бензопила, как и всякое устройство, работающее на двигателе внутреннего сгорания, имеет систему зажигания. Она отвечает за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндре мотора. Это происходит через подачу электрического разряда, который пробивает пространство между электродами свечи зажигания.
Понятно, что без воспламенения топлива ни один двигатель не заведется, и работать не будет. Однако проблема не только в этом: качество работы бензопилы зависит от того, насколько точно выставлено зажигание. Говоря другими словами – вовремя или не вовремя воспламеняется топливо. Поэтому бензопила со сбитыми настройками нуждается в ремонте. Устранение неполадки можно поручить опытному механику, но можно отремонтировать зажигание бензопилы своими руками.
Некоторые китайские бензопилы поставляются с некачественными свечами – возможно, есть смысл иметь в комплекте несколько свечей зажигания.В нашем обзоре мы познакомим вас с устройством и принципом работы системы зажигания, ее основными неполадками и способами их устранения.
Основные неисправности и их устранение
Если запустить пилу с первого раза не удается, причин может быть несколько. Чаще всего проблема связана со свечой зажигания:
- износ электрода или повреждения керамического изолятора;
- неплотное прилегание съемного колпака (если он имеется);
- гуляние искры вдоль керамической обмотки, признаком чего является коричневый остаток на внешней оболочке;
- трещины в колпачке свечи (пила с такой проблемой и дальше будет работать, но может причинять боль пользователю при касании).
Если со свечой никаких проблем не было обнаружено, рекомендуется осмотреть провода, идущие от катушки. Они могут быть оборваны либо иметь другие механические повреждения. Возможны разрывы проводов внутри изоляции, поэтому иногда обнаружить эти нарушения при визуальном осмотре нельзя.
Причина поломки может крыться в тумблерах выключения. Проверить их несложно. Для этого надо отсоединить провода от модуля, а затем проверить зажигание. Если после отключения искра появляется, то выключатель нужно заменить.
Переделка зажигания бензопилы Дружба
Поскольку двигатели на моделях бензопил Дружба 4А и Дружба 4А Электрон абсолютно идентичны, вполне возможна взаимозаменяемость контактных и электронных систем зажигания на всех моделях.
Причем иногда возможна переделка вышедшей из строя катушки старого контактного зажигания, и установка его вместо вышедшего из строя электронного варианта.
Переделка катушки контактного зажигания
Катушку снимают и удаляют всю пришедшую в негодность высоковольтную вторичную обмотку из тончайшего провода. Первичная обмотка, состоящая из нескольких витков мощного провода, практически никогда не выходит из строя. Её оставляют на месте.
Главное, не повредить изолирующие слои лака при демонтаже.
Вместо снятой обмотки используют выносную высоковольтную катушку (бабину) от мотоцикла, двухскоростного мопеда советского периода, автомобиля. Катушку крепят любым способом в удобном месте. Восстанавливают схему подключения такой же, какой она была при стационарной обмотке:
- от первичной обмотки катушки к контакту + (плюс) на бабине;
- от контакта — (минус) на бабине к массе (корпусу двигателя).
Недостаток такого варианта — на корпусе бензопилы Дружба появится дополнительная деталь.
Преимущество — высоковольтные катушки легко меняются, они доступны.
Также в сети можно найти описания, как отремонтировать электронную систему зажигания Дружбы, которая обоснованно считается практически не пригодной к ремонту. Возможен и такой вариант, но для этого надо быть опытным специалистом в области электроники и электротехники.
Об устройстве зажигания на бензопиле Дружба рассказывают в следующем видео, в котором также даны рекомендации по регулировке:
Для жителей СССР Дружба была единственной бензопилой, всегда дефицитной, но относительно доступной. (Урал был создан на базе Дружбы как более мощный вариант для лесной промышленности). За десятки лет были выпущены сотни тысяч Дружб. Много их, ввиду хорошей ремонтопригодности, до сих пор в рабочем состоянии. А запчасти, в том числе и системы зажигания двух видов, до сих пор можно найти на развалах барахолок и даже в сети на площадках типа Авито.
Устройство и принцип работы системы зажигания на бензопиле Дружба
Более 30 лет, до конца 1980-ых годов бензопилы Дружба выпускались с контактным зажиганием (механический прерыватель). Принцип выработки электричества у него такой же, как у более современных электронных систем. Магнитный ротор, насаженный на коленвал, вращается внутри катушек. Первичная обмотка катушки состоит из нескольких витков толстого медного провода и вырабатывает ток слабого напряжения (В, Вольт), но достаточно большой силы (А, Ампер).
Вторичная обмотка состоит из множества витков тонкого провода. В некотором роде это повышающий трансформатор. Проходя по нему, электрический заряд меняет свои характеристики. И на выходе напряжение составляет 15-30 000 В при мизерной силе тока (миллиампер). Такой ток способен дать высокотемпературную искру (дугу) между электродами через зазор, что можно наблюдать на каждой свече зажигания.