Талреп крюк-крюк. Как выбрать подходящий размер?

Как выбирать размер талрепа крюк-крюк?

Определяющими параметрами считаются требуемая грузоподъёмность талрепа (она должна быть с запасом в 500…900% , что зависит от вида фиксируемого предмета) и размер узла. DIN 1480 устанавливает три типоразмера талрепов крюк-крюк, которые различаются диаметром резьбы на хвостовике крюка:

  • Исполнение С: резьба до М8, длина муфты 110 мм, рекомендуемая нагрузка – не выше 200 кг;
  • Исполнение В: резьба от М10 до М16, длина муфты 140 мм, рекомендуемая нагрузка – не выше 1000 кг;
  • Исполнение А: резьба от М18 до М30, длина муфты 260 мм, рекомендуемая нагрузка – не выше 3000 кг;

Талрепы исполнения С могут иметь гнутую конструкцию муфты, которая изготовлена из толстолистового проката, остальные типоразмеры должны снабжаться штампованной или сварной муфтой.

Литые талрепные муфты в данных конструкциях не используются. Это связано со следующими особенностями фиксирующей системы крюк-крюк:

  • Зев крюка всегда открыт, что при внецентренных нагрузках может вызвать отклонение растягивающего усилия от оси талрепа. Возникают напряжения, изгиба, к которым литые детали особенно чувствительны;
  • Удельный вес штампованных (и, тем более – сварных) муфт значительно меньше, чем литых. Учитывая то, что масса талрепа крюк-крюк и без того максимальная из всех конструкций муфтовых талрепов, дальнейшее увеличение собственного веса такелажного узла недопустимо;
  • С ростом габаритов литой муфты увеличивается неоднородность её макроструктуры, что вынуждает изготовителя использовать более сложные и дорогие технологические процессы литья. Себестоимость конечного изделия при этом возрастает.

Устройство конструкции

В соответствии с нормативными требованиями ГОСТ 9690, а также европейского стандарта DIN 1480, талреп крюк-крюк состоит из следующих деталей:

  1. Соединительной муфты – штампованной, сварной либо литой, которая имеет на противоположных торцах резьбовые отверстия, причём на одном конце резьба – левая, а на другом – правая.
  2. Двух крюков, каждый из которых снабжён резьбовым стержнем.
  3. Стопорной гайки, которая приваривается к муфте, и фиксирует крюки в необходимом положении.
  4. Шайбы, устанавливаемой под гайку, и предназначенной для снижения износа стенок муфты.

При использовании подобных талрепов их крюки зацепляются за соответствующий захват – строп, траверсу или гак, которые смонтированы в неподвижном основании: стене, потолку, фундаменту. Противоположный крюк присоединяется к крепёжной скобе предмета (например, мачты, стойки или антенны), фиксация или удержание которого производится талрепом. Слабина в соединении выбирается вращением стопорной гайки, которая увеличивает расстояние между крюками, обеспечивая необходимую нагрузку. По достижении нужной степени затяжки (её, при  желании, можно проверить при помощи динамометра) гайку фиксируют.

Несущая способность талрепа крюк-крюк зависит от диаметра резьбы, материала муфты и технологии её изготовления. Основным материалом для производства муфт талрепов является качественная конструкционная сталь марки не ниже Сталь 25 по ГОСТ 1050. Остальные детали такелажной оснастки могут быть изготовлены из низкоуглеродистых сталей обыкновенного качества, которые хорошо свариваются. Для снижения коррозии все части талрепов имеют цинковое поверхностное покрытие, плотность и толщина которого должна соответствовать требованиям ГОСТ 9.306.

Требования к деталям

Крюк талрепа изготавливается из конструкционных сталей типа сталь 20 и выше (по ГОСТ 1050). В зависимости от марки заготовку после горячей объёмной штамповки подвергают термообработке – цементации или нормализации, а далее на деталь наносят антикоррозионное поверхностное покрытие из цинка, либо хрома. Кованые крюки не используют, поскольку при последующей механической обработке поверхностей волокна макроструктуры перерезаются, и эксплуатационная прочность детали уменьшается.

Штамповкой получают и муфту талрепа, хотя в случае удерживания небольших по массе предметов возможно применение литых или сварных муфт.

Литые муфты изготавливают из сталей 40Л  по ГОСТ 977, а для сварных конструкций могут быть использованы трубы, либо толстолистовой прокат сталей типа ВСт3сп по ГОСТ 380, которые хорошо свариваются. Для того, чтобы обеспечить требуемую надёжность сварного корпуса муфты, соединение проводят электродами марки Э42А согласно ГОСТ 9467, а после окончания сварки готовые швы зачищают.

С целью повышения безопасности (бывает важным при монтаже и фиксации конструкций, находящихся вне помещений) корпуса талрепов выполняют закрытыми. В таком случае конструкция муфты предусматривает сквозное поперечное отверстие. Но используется как для вращения муфты, так и для очистки её корпуса от загрязнений.

Кольцевой захват талрепа крюк-кольцо в плане может иметь форму круга или овала. Овальный вариант более практичен, поскольку позволяет использовать в качестве смежных элементов такелажа тросовые захваты. Длина резьбовой части хвостовика должна быть не менее 3…4 его диаметра, в конструкции должны отсутствовать потенциальные концентраторы напряжений (подрезы, галтели, резкие переходы от одной части контура к другой). Применяются только штампованные захваты (сварные кольца имеют граничную грузоподъёмность на 20…25% ниже, кроме того, они чаще должны подвергаться осмотру).

4 Стяжки крюк-крюк – схемы применения, преимущества и недостатки

Главное преимущество талрепа гак-гак в его универсальности. Благодаря тому, что у этого приспособления с обеих сторон крюки, его можно использовать абсолютно во всех случаях, где требуется применение талрепов. Так, например, стяжку с кольцами ни за что не прикрепишь к монтажным (технологическим) проушинам или отверстиям конструкций и оборудования. Эти же операции с талрепом вилка-вилка (если еще его втулки и сами вилки подойдут по размерам) потребуют больше времени. А крюками моментально зацепляешь и сразу начинаешь закручивать стяжку. В этом второе преимущество – быстрота монтажа.

Главное преимущество талрепа гак-гак в его универсальности

И еще устройство гак-гак удобно тем, что у стягиваемых объектов можно заранее подготовить хороший прочный и даже неразборный фиксатор. При этом вовсе необязательно, чтобы во время этих работ стяжка крюк-крюк была под рукой для примеривания. И последнее преимущество – этот талреп, когда уже не нужен, всегда снимается без лишних манипуляций. Не надо ничего расклепывать, откручивать, разваривать, расплетать или развязывать.

Недостатки у этого талрепа тоже из-за крюков:

  • уступает по допустимой нагрузке изделиям типа кольцо-кольцо и вилка-вилка;
  • в начале установки стяжки, пока есть слабина (провисание, например, тросов), крюки могут соскакивать (выскальзывать) с фиксаторов прикрепляемого объекта.

Талрепы крюк-крюк М8, М10, M12, M14, M16 практически без ограничений можно применять во всех случаях, когда нагрузка на них небольшая, в том числе для любых бытовых нужд. Самые мелкие – M5 и M6 – обычно используют для натягивания бельевых веревок, струн занавесов и штор, а также различных слабонагруженных тросиков.

2 Главные технические характеристики и выпускаемые типоразмеры

Самыми важными характеристиками любого талрепа являются следующие. В первую очередь – это допустимая нагрузка. Вторыми по значимости характеристиками являются: общая длина в исходном перед установкой состоянии, внешние габариты и ход (разница длин приспособления в предельно раскрученном и полностью затянутом положениях). От этих параметров зависит возможность использования талрепа в тех или иных конкретных условиях. И, наконец, последняя важная характеристика – диаметр резьбы винтов. И чем на более высокую нагрузку рассчитан талреп, тем больше у него длина, внешние габариты, ход и мощнее резьба.

Наиболее широко используются открытые стяжки крюк-крюк

Как уже отмечалось выше, наиболее широко используются открытые стяжки крюк-крюк и, главным образом, те, что производят по DIN 1480, ОСТ 5.2314 и ГОСТ 9690. Поэтому далее будут представлены сведения только о талрепах данных трех стандартов. Изделия указанных DIN, ОСТ и ГОСТ конструктивно идентичны. Однако в продаже чаще всего можно встретить устройства гак-гак, производимые по DIN 1480.

А вот список выпускаемых типоразмеров и маркировка продукции, выпускаемой по DIN 1480, ОСТ 5.2314 и ГОСТ 9690, отличаются. Хотя при этом оба вида изделий для определения и выбора их по типоразмеру и допускаемой нагрузке обозначают по номеру (диаметру) резьбы. По последним двум стандартам (отечественным) изготавливают открытые талрепы гак-гак в следующем сортаменте: M6, M8, М10, M12, M14 и M16. По  DIN 1480 тоже выпускают открытые стяжки крюк-крюк этих типоразмеров, а также еще: M5, M18, M20, M22, M24, M28, M30 и M32.

Талрепы

Талрепы грузовые

VRH в закрытом корпусе.

РазмерРабочая нагрузка, тнРазрывное усилие, тнA, ммB, ммC, ммD, ммДлина корпуса, ммВес, кг
M60,21918,54,8175 – 2371030,15
M80,31,59185,9200 – 2901280,3
M100,52,511,218,28235 – 3501520,5
M120,73,518,8309,5357 – 5302371
M161,26194511,2405 – 5402301,4
M201,57,5213916400 – 5482302,2
M222,21123,53918,6460 – 7003053
M245253251,522575 – 8203604,7
M33735376424655 – 9203808,1
M3910504673,532715 – 99047011,9
M45136550,58936,5775 – 97041518,6
M50178551,49643805 – 98041322,6

Талрепы такелажные               

 в открытом корпусе

Типоразмер метрическийТипоразмер в дюймахРазрывная нагрузка, тн.Длина min/max в мм.Масса/шт.,кг.
М61/4х40,23200/3200,16
М85/16х40,36238/3530,25
М103/8х60,54289/4410,37
М121/2х60,98330/5080,71
М121/2х90,98406/6600,79
М121/2х90,98406/6600,79
М121/2х120,98482/8121,09
М165/8х61,6377/5621,23
М165/8х91,6454/7141,56
М165/8х121,6530/8661,77
М193/4х62,35421/6121,86
М193/4х92,35497/7642,48
М193/4х122,35574/9162,92
М193/4х182,35726/12213,66
М227/8х123,27617/9663,71
М227/8х183,27770/12714,89
М261х124,5661/10175,68
М261х184,5814/13226,87
М261х244,5966/16278,2
М321 1/4х126,84750/11189,34
М321 1/4х186,84902/142311,19
М321 1/4х246,841055/172812,79
М401 1/2х129,7800/118113,92
М401 1/2х189,7952/148516,67
М401 1/2х249,71104/179018,45

Талрепы DIN 1480

такелажные в открытом корпусе.

Практическое применение талрепов во многом зависит от их конструкции. Максимальный уровень надежности растяжек и других элементов грузовой оснастки обеспечивает талреп “вилка-вилка”.
Для неответственных операций и бытовых нужд применяется:

талреп “крюк-крюк”

Следует помнить, что у последних двух разрушающая нагрузка крюка значительно ниже кольца и корпуса.

ТипоразмерДлина min/max в мм.Разрывная нагрузка, тн.Масса 100 шт.,кг.
талреп крюк-кольцоталреп кольцо-кольцоталреп крюк-крюкКОРПУСКОЛЬЦОКРЮКталреп крюк-кольцоталреп кольцо-кольцо, талреп крюк-крюк
M6172/252167/247180/26010,10,049,59
М8182/257179/254195/2701,20,20,0816,515,5
М10213/298210/295230/3151,50,50,152927
М12238/318230/310250/330220,354341
М14263/353250/340280/370220,356260
М16320/430330/440320/430330,792100
М20367/497335/465400/530441163154
М22398/543268/513428/573551,5220200
М24447/617420/590490/660662300270
М30512/662510/670530/6908103460435

1 Как талреп с крюком и кольцом появляется на свет?

Талреп изготавливается только из металла, вернее, сырьем служит низкоуглеродистая сталь с различным содержанием углерода, но не выходящим за 0,25 %. Чем больше этого элемента будет содержаться в материале, тем выше прочность и твердость изделия, но оно теряет всякую пластичность. А значит, любая неосевая нагрузка приведет к разрушению талрепа. Низкое содержание углерода рождает еще один недостаток – легкость коррозии. Поэтому изделия почти не выпускают без защитного покрытия.

Талреп из металла

Кстати созданию антикоррозионного слоя в производстве талрепов уделяют большое внимание, потому что эти приспособления зачастую несут свою службу на открытых площадках, постоянно подвергаясь воздействию осадков, холодов, ветров и палящих лучей солнца. Как правило, защита состоит из слоя цинка, который наносят гальваническим или диффузионным напылением

Иногда талреп просто красят после установки на рабочее место, но эта защита не продержится долго, и вряд ли приспособление можно будет использовать повторно.

Конструкция талрепов обычно состоит из продолговатого корпуса, с разных концов которого есть отверстия с резьбой разного направления (левая и правая). Туда вставляются винтовые крепежи, каждый из них имеет вид стержня с резьбой, которая подходит по направленности к той, что нарезана в отверстии корпуса. На концах этих стержней имеются различные приспособления для фиксирования внешних объектов – крюк, кольцо, вилка и др. Так как стержней в одном талрепе два, то и комбинаций с этими наконечниками много, в этой статье мы рассмотрим крюк-кольцо.

Конструкция талрепов

Недостатки талрепов крюк-крюк

Кроме избыточного веса, использование талрепов рассмотренной конструкции сопровождается и иными ограничениями:

  1. Чтобы исключить самопроизвольное соскальзывание удерживаемого предмета с оси крюка, пользователи часто снабжают такие талрепы фиксирующими планками, которые накидываются на крюк сверху, и стопорятся специальными скобами.
  2. Талрепы крюк-крюк не рекомендуется применять совместно с текстильными стропами, у которых коэффициент трения ниже, чем у стальных тросов.
  3. Угол наклона крюка со смежным грузозахватным элементом не может отклоняться от вертикали на угол более 60º.

Цена талрепов типа крюк-крюк находится в пределах 150…2000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=BYp_AkFEccQ

Газовая горелка. Главный инструмент наплавляемой гидроизоляции

Кромочный фрезер. Секреты выбора и эксплуатации

3 Маркировка, материал изготовления и особенности изделий DIN, ОСТ и ГОСТ

Пример маркировки (условного обозначения) продукции, выпускаемой по ГОСТ 9690:

Талреп 1,2 ГГ-ОШ.

Так обозначается стяжка крюк-крюк (отмечено сочетанием букв ГГ – то есть гак-гак) с открытой штампованной муфтой (ОШ), рассчитанная на допускаемую (максимальную) нагрузку 1,2 тс. Согласно ГОСТ 9690 это соответствует талрепу крюк-крюк М16.

Точно такое же изделие по ОСТ 5.2314 маркируется:

Талреп 12 ГГ-ОШ.

Просто по ОСТ допустимая нагрузка в маркировке указывается в кН (1 тс равна примерно 10 кН, а точнее – 9806,65 Н, но обычно округляют).

Пример маркировки продукции, выпускаемой по DIN 1480:

DIN 1480 HH 10.

Так обозначается стяжка крюк-крюк (отмечено сочетанием букв HH) с резьбой винтов М10. А вот допустимая нагрузка у этого талрепа может быть разной. Это относится ко всем изделиям DIN 1480 (всех диаметров резьбы винтов). Дело в том, что по этому стандарту талрепы производят из нескольких видов стали: углеродистой и нержавеющей A2 и A4. У них у всех разная прочность. Более того, у разных производителей стяжки из одной и той же стали могут отличаться по допустимой нагрузке. Так, например, для того же талрепа крюк-крюк М16 величина этой характеристики может равняться 6, 7, 13,6 кН или другому значению.

Применение изделия DIN 1480 HH 10

У продукции указанных ОСТ и ГОСТ строгое соответствие каждому номеру резьбы винта определенной допустимой нагрузки. И с указанными выше диаметрами талрепы этих стандартов рассчитаны на усилие соответственно, тс (кН): 0,1 (1), 0,2 (2), 0,3 (3), 0,5 (5), 0,8 (8) и 1,2 (12). Это достигнуто за счет того, что каждую деталь изделий ОСТ и ГОСТ производят только из одной определенной своей марки стали и изготавливают эти талрепы только отечественные производители.

1 Приспособления крюк-крюк – виды, принцип действия и область применения

О том, что такое талреп вообще, то есть о его назначении, конструкции и принципе действия достаточно подробно изложено в первой главе статьи сайта об одном из видов этих устройств. Эта публикация называется “Талреп кольцо-кольцо”.

Как следует из описания конструкции талрепов, рассматриваемое приспособление крюк-крюк отличается от всех остальных видов этих устройств только оголовками на концах винтов, вкрученных в муфту. Это крюки с обеих сторон. Еще их называют гаками (слово “гак” нидерландского происхождения, переводится как “кованый крюк”).

Гак переводится, как “кованый крюк”

Муфта у талрепов гак-гак (крюк-крюк) может быть одной из следующих модификаций:

  • открытая сварная в виде вытянутой правильной прямоугольной формы рамы (как на фотографии с изделием типоразмера М10);
  • открытая штампованная (внешний вид аналогичен предыдущей конструкции);
  • закрытая сварная, представляющая собой глухой полый цилиндр с резьбами под винты на торцах.

Соответственно, различают 2 основных вида талрепов гак-гак: открытые и закрытые. Производят их по нескольким стандартам.

Наиболее широкое применение при различных монтажных и крепежных работах, а также в разнообразных областях техники получили приспособления крюк-крюк открытого типа. Именно ими в основном заполнены все прилавки и склады продавцов талрепов. Хотя на самом деле, согласно стандартам, по которым их производят, они в первую очередь предназначены для применения в судовых устройствах надводных кораблей и прочих плавсредств всех типов и классов. Но при условии соблюдения требований ГОСТ могут использоваться и в других областях. Причем основная масса предлагаемых продавцами открытых талрепов гак-гак – это приспособления, произведенные по стандартам DIN 1480 и ГОСТ 9690-71 и ОСТ 5.2314-79.

Устройства крюк-крюк закрытого типа выпускаются только для выполнения довольно узкого круга монтажных и крепежных работ. Они рассчитаны на создание значительных натягивающих усилий и последующее удержание больших нагрузок. Сами устройства довольно громоздкие и, как правило, цепного типа (крюки на них не являются продолжением шпилек, вкрученных в муфту, а крепятся к ним цепями). Вращение муфты производится рычагом, являющимся частью конструкции талрепа. Вручную с этим приспособлением гак-гак не совладать. И чтобы предотвратить самопроизвольное раскручивание муфты, в ней установлена трещетка. За такую конструкцию эти талрепы еще часто называют рэтчет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий