Заточка цепи, а про ограничительный зуб забывают! Подробно.

Дополнительные рекомендации, как наточить цепь бензопилы своими руками

При работе следует неукоснительно соблюдать требования безопасности. Работать нужно обязательно в перчатках из грубого материала, чтобы не травмировать руки, так как рабочая поверхность зубьев очень острая.

Если технология заточки предписывает демонтаж цепи, при обратной установке не рекомендуется прилагать к резьбовому крепежу чрезмерных усилий. Для затяжки винтов крепления шины лучше всего использовать откалиброванный по лимбу электрический шуруповёрт.

Специалисты рекомендуют способ повышения прочности и износостойкости цепей, который известен под названием «стабилизация внутренней структуры металла». Для этого новая шина на протяжении полутора-двух недель при температуре 55-65ºС прогревается в масляной ванне. Эксплуатация подтверждает эффективность такой технологии.

Особенности заточки пильных цепей

Пильная цепь представляет собой набор связанных между собой с помощью шарниров режущих зубьев сложной конфигурации. При обработке цепи необходимо обеспечить равномерность и одинаковость заточки всех зубьев, выдержать правильный угол режущей кромки, сохранить нужную конфигурацию зуба. Для решения этих задач существует несколько способов заточки, а также много разных инструментов и приспособлений.

Бензопила ФОТО: spila.ru

Пилу надо точить вовремя, иначе можно получить много неприятностей – снижение производительности, ухудшение качества реза, ускоренный износ механизма, даже травму.

Конфигурация зуба и угол заточки цепи бензопилы

Зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию, которая зависит от направления движения цепи. У зуба две рабочие кромки: боковая, расположенная перпендикулярно оси перемещения звеньев, и верхняя, которая находится под определённым углом к направлению движения цепи. Каждый зуб имеет ограничитель глубины реза. Он определяет высоту снимаемой стружки. Главное усилие при резе приходится на рабочую кромку. Угол заточки зуба определяет качество работы инструмента.

Функциональные части зуба бензопилы и их вид ФОТО: proinstrumentinfo.ru

Каждая модель пилы имеет свой шаг режущих кромок, значение которого для бытовых и полупрофессиональных моделей связано с мощностью агрегата и крутящим моментом привода. Для продольного пиления шаг принимают меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность работы при этом снизится, но требуемое усилие тоже уменьшится. При валке деревьев с большим диаметром ствола мощность двигателя не превышает 2500 Вт. Толщина режущей кромки у большинства бензопил устанавливается равной 1,3 мм.

Высота цепного профиля либо 0,625 мм, либо 0,762 мм, причём для бытовых пил применяется низкий профиль. При этом, немного возрастает вибрация пилы.

Кромка зуба для продольного распила должна быть очень острой и иметь угол в диапазоне 6º…12º, для поперечного – до 25º…30º.

В первом случае заточка должна производиться чаще, поскольку недопустимо малый угол наклона зуба способствует его быстрому выкрашиванию. Это особенно заметно у звеньев, которые изготовлены из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.

Шаблоны и приспособления для заточки цепи бензопилы

Гораздо легче работать, имея большую уверенность получить правильный результат, в том случае, если мастер обеспечил себя набором вспомогательных приспособлений, в который входит шаблон. С его помощью выдерживаются правильные значения всех углов заточки зуба. Угол передней кромки записан в инструкции, обычно его значение 65º — 80º. Оценку значения заднего угла верхнего лезвия можно выполнить только по шаблону. Его величина должна быть в диапазоне от 50º до 60º.

Задний угол заточки пилы уменьшается с увеличением твёрдости древесины. Оптимальным при продольном распиле считается значением угла 10º…12º, и 25º…30º – при поперечном распиле.

Шаблон конфигурации зуба пилыФОТО: proinstrumentinfo.ru

Периодичность заточки цепей бензопилы

Решение о заточке цепей пилы принимается не по календарю, а по оценке её работы. В первую очередь, следует осмотреть опилки. Если они имеют вид мелкой пыли, то цепь требует заточки. В противном случае, можно перегреть двигатель, что приведёт к образованию задиров на цилиндре. У тупой пилы повышенная вибрация и затруднённый заход гарнитуры в каждый новый пропил, что существенно снижает производительность распиловочных работ.

Тупые советы по заточке цепи

  • Цепь можно точить треугольным напильником
  • Цепь можно точить пилкой для ногтей
  • Цепь можно точить болгаркой
  • Заточить зубы под 90° или в другую сторону
  • Сточить ограничители больше, чем на 1 мм от высоты зуба (или вообще сточить нафик)
  • Точить цепь по Фэн-шую (не знаю как, но думаю уже есть способы)

п • р

Цепные пилы

ПроизводителиStihl
ЦепиOregon • Stihl • Заточка цепи • Масло для цепи
ИнфаБензо-масляная смесь‏ • Как выбрать бензопилу • Как работать бензопилой • Отработка • Уход за бензопилой
Хау-НоуБензопила для женщин • Бензорез из бензопилы • Китайская бензопила (Хускварна / Штиль) • Четырёхтактная бензопила
Бензопилы
Цепи для бензопил любой конфигурации производства Stihl (Швейцария) в Москве узнать о наличии и цене товара можно по телефону +7 Для поддержки сайта называйте его при звонке или покупке товара

Как понять что цепь на бензопиле затупилась?

Понять, что цепь на бензопиле затупилась можно несколькими способами. Давайте их разберём вместе:

1. Благодаря визуальному осмотру

Для этого стоит обратить внимание на ряд признаков которые указывают на то, что необходимо заточить цепь бензопилы:

  • Края зубьев затуплены или имеют повреждения;
  • на цепи имеются следы ржавчины;
  • отсутствует стальной блеск.

2. Непосредственно при работе инструментом. Является эффективным и проверенным методом, чтобы понять, что цепь бензопилы затупилась

Для этого при работе пилой, стоит уделить внимание ряду признаков:

  • Стружка древесины на много мельче чем была раньше, либо вовсе похожа на пыль;
  • чтобы распилить материал, требуется гораздо больше времени;
  • при пилении наблюдается появления дыма и запаха подпалённой древесины;
  • во время работы, пила постоянно идёт на перекос.

Ну а теперь, давайте плавно перейдём к ключевому вопросу: «Как заточить цепь в домашних условиях?»

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена мало изменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но все предпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы с вибрацией и обратной отдачей.

Система смазки

Смазка цепи и шины – очень важный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака к режущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет сама цепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее по всей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы «хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки в хвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системе смазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительные углубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не только увеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так что постоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя. Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические капли масла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы на любой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираются пилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал, указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы (проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И еще один момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различной длины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, что масляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители в России предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе (например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся в течение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологических преимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных. Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом

Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как это бывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемый симптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют свою чувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияние высокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальных амортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновения режущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат между деревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передается через цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепь сообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силу удара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила – благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает с режущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы на ведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пятка режущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть в момент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и сила этого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но и износ шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратном ударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердой поверхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовым циферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает, создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационные выступы минимизируют этот эффект.

Шаблон для заточки цепи бензопилы

Приобретая бензопилу, целесообразно обзавестись и специальным шаблоном (см. рис. 3), при помощи которого можно легко установить оптимальные значения углов зуба. С его помощью контролируются значения задних углов верхнего и торцевого лезвий, а также передний угол кромки (он указывается в инструкции производителя, и может изменяться в пределах 65…80°).

Особенно важно применение шаблона для оценки значения заднего угла верхнего лезвия. Этот угол заточки цепи бензопилы определить иначе очень сложно, а между тем его необходимо выдерживать в довольно ограниченных пределах — от 50 до 60°. Измерение угла заточки выполняют определением угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной к направляющей цепи

Измерение угла заточки выполняют определением угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной к направляющей цепи.

Угол заточки цепи бензопилы можно менять, в зависимости от того, какие работы будут производиться. С увеличением твёрдости древесины, его значение должно быть меньше. В целом считается оптимальным значением угла 10…12° – при продольном распиле, и 25…30° – при поперечном распиле.

Рисунок 3 – Внешний вид шаблона для затачивания зубьев бензопилы

Заточку можно выполнять вручную, используя круглый напильник рабочим диаметром 4…5.5 мм, либо на станке

В первом случае крайне важно правильно располагать инструмент относительно затачиваемого зуба. Верхняя кромка рабочей части напильника располагается примерно на пятую часть выше верхней кромки зуба. Инструмент располагают перпендикулярно оси цепи, и под углом в 25…30° к верхней кромке зуба

Инструмент располагают перпендикулярно оси цепи, и под углом в 25…30° к верхней кромке зуба

Одного круглого напильника недостаточно. Для заточки ограничителя потребуется плоский напильник, а для очистки места проведения работ – крючок, снимающий образующиеся опилки. В продаже имеются также специальные державки, на которых проградуированы линии направления движения напильника относительно оси цепи. Как видно из рис. 4, державка может быть установлена на зуб сверху, и опираться на его верхнюю кромку. Поскольку высота державки адаптирована под определённый шаг цепи, то её следует выбирать применительно к бензопилам конкретных моделей и торговых марок.

Минимально необходимый комплект для того, чтобы получить верный угол заточки цепи ручным способом, представлен на рис. 5.

Рисунок 5 – Комплект заточного инструмента и приспособлений

Сначала затачиваются зубья одного направления, а затем – другого. Начинают с лёгких нажатий инструмента в направлении от себя, постепенно увеличивая нагрузку. В ходе заточки круглый напильник периодически проворачивают вдоль своей оси.

Механизированная заточка на станке Заточка на станке значительно более удобна, и не требует высокой квалификации исполнителя. Такие станки имеют электропривод, и оснащаются специальными заточными кругами. Для бытовой мастерской стоит приобретать компактные агрегаты, не занимающие много места при хранении, и пригодные для быстрого и качественного затачивания цепей бензопил от разных производителей

Такие агрегаты должны работать от стационарной электросети напряжением 220 В, обладать небольшим энергопотреблением (до 100 Вт) и лёгкостью своей установки на цепь

Выбирая станок, необходимо обращать внимание на следующие его технологические характеристики: Возможность обработки зубьев с различной толщиной верхней кромки и разным шагом цепи; Возможностью регулирования угла заточки, в пределах, указанных ранее; Наличие сменных шлифовальных дисков; Постоянным значением ширины реза. Конструкция станка проста, и включает в себя приводной электродвигатель, вал с посадочным местом для заточного диска, ручку с органами управления, приспособление для закрепления станка на цепь

Регулировка силы нажатия на затачиваемый элемент обеспечивается пружинным прижимом

Современные модели заточных станков снабжаются дифференцированным зажимом, которые предусматривает самоцентрирование изделия на станке. Для удобства проведения работ на корпусе зажима имеется измерительная шкала. Опционно станки могут снабжаться также миниатюрной электрической лампочкой, которая производит подсветку рабочей зоны, а также гидроусилителем, облегчающим заточку. Безопасность проведения работ обеспечивается откидным предохранительным щитком.

Станки для заточки цепей

Как было сказано ранее, в продаже можно встретить два вида станков для заточки цепей, это ручные и электрические. В свою очередь, электрические точила, могут быть автоматическими и полуавтоматическими.

Ручной станок, это приспособление, которое закрепляется на шине бензопилы, своего рода станина с установленным напильником нужного диаметра. Станина имеет несколько регулировок, благодаря которым можно выставить угол заточки.

Ручное приспособление позволяет достаточно точно выдерживать угол заточки, а совершать возвратно поступательные движения напильником приходится оператору.

Электрическое точило, это наждак, установленный на специальную подставку, которая используется, как направляющая для цепи. В точило устанавливаются заточные круги, их толщина выбирается в зависимости от параметров гарнитуры, которую необходимо затачивать. Станина имеет несколько регулировок, благодаря которым можно настраивать оптимальный угол и глубину заточки. Перемещать цепь и устанавливать ограничитель обратного хода, оператору приходится самостоятельно.

В продаже можно встретить полуавтоматические заточные станки, в которых цепь в процессе заточки передвигается специальным механизмом. Оператору требуется правильно настроить угол и глубину. Станок автоматически перемещает цепь по направляющей, одновременно опуская наждак для заточки, таким образом, достигается максимальная автоматизация процесса.

Заточка цепи бензопилы своими руками – практические советы

Заточка цепи бензопилы является, пожалуй, не сложнее чем заточка прочего режущего инструмента, но при условии наличия специальных приспособлений для её заточки. Её зуб имеет сложную геометрию. Две режущие кромки, – боковая и верхняя – из которых вторая скошена под определенным углом к линии движения цепи, делают эту операцию непростой. Цепь бензопилы Зуб цепи строгает древесину подобно рубанку, а толщина стружки регулируется высотой ограничителя.

Строгание древесины зубом бензопилы Интенсивная работа пилы приводит к быстрому затуплению цепи. В течение одного дня может потребоваться несколько заточек. Усугубляет проблему и то, что зуб быстро тупится при встрече с грунтом. Достаточно один-два раза зацепить шиной почву, и работу можно прекращать – стружка становится мелкой, и пила перестает углубляться в дерево. Острый зуб бензопилы Тупой зуб бензопилы Зуб бензопилы после столкновения с грунтом и находящимися в нем абразивом (камнем) Чем раньше затупившиеся зубья затачиваются, тем меньше материала нужно снимать при заточке, как следствие – срок службы пильной цепи более длительный.

Определить момент, когда уже требуется заточка, достаточно просто. Важным признаком является усилие подачи. Правильно заточенная цепь втягивается в рез уже при небольшом нажатии. Если наоборот, бензопила принуждается к пилению увеличенным усилием подачи, то зубья затупились. Затупившуюся цепь можно также распознать, если вместо крупной толстой стружки из реза вылетает только мелкая стружка. Стружка от работы острой цепью (стружка) и тупой цепью (мука) В этой ситуации бензопила должна срочно затачиваться.

Не пилите затупленной или дефектной пильной цепью – следствием является сильное напряжение в теле, большая циклическая нагрузка, плохие результаты резания. Кроме того, это означает уменьшение производительности, большой расход топлива и повышенный износ всех узлов бензопилы.

Низкие значения приводят к падению производительности. Так как расстояние ограничителя глубины с каждой заточкой пилы уменьшается из-за уменьшения верхней грани зуба, ограничитель глубины также нуждается в периодическом подпиливании – через 5-10 заточек цепи. Общие правила заточки цепи бензопилы Поскольку внутренний контур поверхности зуба близок по своей форме к окружности, а металл цепи достаточно мягок, цепь точат круглым напильником небольшого диаметра.

Заточка бензопилы требует точного позиционирования напильника относительно затачиваемого зуба. Его положение должно быть таким, чтобы верхний край напильника выступал по отношению к верхней грани зуба примерно на 1/5 (20%) диаметра напильника. Перед тем как точить цепь бензопилы, желательно узнать ее параметры, поскольку диаметр напильника должен выбираться в зависимости от шага цепи. Обычно он колеблется в диапазоне 4-5,5 мм.

Кроме этого, нужно, чтобы напильник располагался под углом 90° к цепи в вертикальной плоскости и 30° или 10° (см. Параметры зубьев цепи) – в горизонтальной. Выполнить все эти условия, обходясь одним только напильником, довольно сложно, поэтому при заточке пилы используются различные приспособления, позволяющие обеспечивать необходимые параметры заточки. Обычно они представляют собой наборы, идущие в комплекте к бензопилам, или приобретаемые самостоятельно в любом нормальном магазине торгующем бензопилами.

Производительная работа бензопилой в значительной степени зависит от правильной эксплуатации пильной гарнитуры, в том числе и пильной цепи.

Необходимым условием является работа острой цепью – никогда не работайте тупыми цепями.

Мы рекомендуем Вам научиться правильно затачивать цепь. Цепь всегда должна быть заточенной. Тогда пиление будет осуществляться эффективно, безопасно и точно. Профессиональные лесорубы знают, что заточенная цепь важнее сильного двигателя.

Модификации

За все время выпуска бензопилы, Дружба 4 не претерпела каких-то серьезных конструктивных изменений. Давайте посмотрим, какие незначительные изменения происходили в конструкции бензопилы:

  1. 1950 — 1960 годы. Первая конструктивная модификация касалась изменения варианта крепления ручек, их стали крепить к крышке вентилятора, в последующем крепление перенесли к хомуту, который соединял двигатель и редуктор.
  2. 1960 — 1980 годы. В это время на конвейер поступила и выпускалась 20 лет, модификация бензопилы под названием Дружба – 4А, которая имела два главных достоинства: контактное магнето и всем известный карбюратор КМП-100. В конце 80-х модификация бензопилы Дружба -4А снята с производства.
  3. Конец 1980-х годов. Выпуск модификации Дружба-4М Электрон. Впервые применено электронное зажигание.
  4. 1990-е года. Оснащение бензопилы современным (в то время) карбюратором КМП-100У. Изменения в пильной гарнитуре – использование цепей современного типа.

Многие путают и говорят, что на бензопиле Дружба 4 был произведен ряд других изменений, таких как, съемный стартер, разъемный картер и съемный цилиндр, однако они глубоко ошибаются. Все эти изменения были произведены на бензопиле Урал, основой которой послужила Дружба.

В заключение

Если технология заточки предписывает заточку снятой цепи, при обратной установке не рекомендуется прилагать к резьбовому крепежу чрезмерных усилий. Для затяжки винтов крепления шины лучше всего использовать откалиброванный по лимбу электрический шуруповерт.

Приведенные выше рекомендации в полном объеме действительны для пильных гарнитур инструментов с электрическим приводом. Цепи одинакового шага и типоразмера по всем параметрам взаимозаменяемы.

Перед установкой нового комплекта необходимо убедится в состоянии венца привода. Деталь с существенным износом при установке новой шины и цепи подлежит обязательной замене.

Замена стандартной гарнитуры более производительной, оправдано только при значительном запасе мощности и вращательного момента. В противном случае, при эксплуатации двигателя с постоянной перегрузкой, с полной выработкой его ресурса, могут возникнуть проблемы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий