Проверка аккумулятора шуруповерта
Для определения реальных основных параметров аккумулятора проводится проверка.
элементы аккумулятора могут изменить свою емкость
Проверку аккумулятора шуруповерта осуществляют при полной зарядке. Полная проверка проходит в несколько этапов.
Инструменты для проверки
Проверку электрического накопителя можно произвести при помощи:
- вольтметра постоянного напряжения на 15 В;
- амперметра и вольтметра постоянного тока;
- тестера;
- мультиметра.
Из инструментов следует обзавестись:
- плоскогубцами;
- отверткой;
- ножом;
- паяльником.
Первый этап проверки
Показания снимаются периодически
Так, спустя полчаса после начала зарядки значение напряжения будет 13 В. Если измерить еще через полчаса, то напряжение будет равно 13.5 В. Через 2 часа после начала зарядки напряжение уже будет около 14 В. Это говорит о том, что достигнут максимум. У полностью заряженного аккумулятора напряжение имеет значение равное 17 В.
Оценить качество накопителя можно, измерив ток во время процесса зарядки. Если аккумулятор в хорошем состоянии, то для него характерен устойчивый рост тока в 1 час в течение процесса зарядки. Прохождение значения тока отметки в 1 А говорит о нормальном функционировании накопителя.
некоторые элементы в аккумуляторе являются нерабочими
По результатам первой проверки можно составить начальное впечатление о работоспособности аккумуляторных элементов. Это поможет установить необходимость в разборке аккумулятора.
Проверка под нагрузкой
Для ответа на вопрос в течение какого времени разрядится аккумулятор следует произвести проверку накопителя под нагрузкой. Нагрузку нужно выбирать исходя из мощности накопителя. Если она неизвестна, то считается что мощность нагрузки равна половине произведения силы тока, который отдается аккумулятора при работе, на напряжение накопителя. Как правило, это значение принимается равным 35–40 Вт. Таким образом, в качестве нагрузки можно применить автомобильную фару (35 Вт) или воспользоваться спот-лампой на 12 В с такой же мощностью.
в аккумуляторе имеется поврежденный элемент
Проверка элементов питания накопителя
Итак, пусть окажется, что с помощью предварительных проверок было установлено наличие неисправных элементов в накопителе. Тогда необходимо разобрать аккумулятор и извлечь последовательно соединенные элементы питания — «банки». Как уже говорилось выше, аккумулятор состоит из 10–12 таких элементов с напряжением в 1.2 В.
После осмотра следует провести измерение напряжения каждой из «банок». Напряжение одного элемента не должно быть меньше 1.2 В. При проведении измерений аккумуляторные элементы следует отключать от соединений со всякого рода датчиками. Прибор для измерения подключается к полюсам батареи. «Банки» с пониженным напряжением подлежат замене. Если при простом измерении не было выявлено несправных элементов, следует померить «банки» под нагрузкой.
Проверка по величине сопротивления
Способность к нормальному функционированию каждой батареи можно проверить, сравнив «банки» по внутреннему сопротивлению. Определяется величина путем деления рабочих параметров напряжение на силу тока и вычетом сопротивления нагрузки.
В качестве нагрузки следует взять резистор сопротивлением в 10 Ом
Для лучшего понимания приведем примерные расчеты. Допустим, в ходе измерения под нагрузкой получены данные для одной «банки»: рабочее напряжение — 1.19 В и рабочая сила тока — 112 мА. Перед тем как произвести вычисление не забываем перевести значение силы тока из мА в А — 0.112 А. Производим соответствующие действия (1.19/0.112) — 10 = 0.63 Ом. Напомним, что вычитаемое в нашем выражении это сопротивление нагрузки резистора (10 Ом).
Проверка остальных параметров
Каждый вид аккумулятора обладает определенной величиной саморазряда.
Так, в течение месяца хранения:
- никель-кадмиевый аккумулятор может разрядиться на 20%;
- никель-металлогидридные — 30 %;
- литий-ионный накопитель — до 8 %.
Проверка элементов электропитания на наличие «эффекта памяти» осуществляется путем полной зарядки аккумулятора и полной его разрядки. Производят несколько циклов заряд-разрядки (3 или 4). Разрядку аккумулятора можно осуществлять при помощи лампы в 12 В. В ходе действий производят измерения остаточного рабочего напряжения и напряжения холостого хода. После многократного повторения циклов «эффект памяти» исчезнет.
Что нужно знать, прежде чем начать ремонт аккумулятора шуруповерта
Прежде чем попробовать дома восстановить АКБ, необходимо ознакомиться с основными рекомендациями:
перед началом ремонтных работ надо определить используемый тип АКБ;
в процессе разборки корпуса батареи необходимо узнать полярность соединений;
все «банки», установленные в батареях для защиты от перегрева, оснащены припаянным резистором и поэтому снимать их надо очень осторожно;
починить литий-ионные батареи невозможно.
Конструктивные элементы шуруповерта
Люди, решившие отремонтировать электроинструмент, должны ознакомиться с его основными конструктивными элементами:
- электрический двигатель;
- редуктор планетарного типа для передачи вращения с двигателя на шпиндель;
- муфта, которая регулирует крутящий момент;
- электронный управляющий блок;
- аккумулятор;
- зажимной патрон, с помощью которого закрепляются рабочие насадки.
При неправильном использовании шуруповерта каждый из перечисленных компонентов может выйти из строя.
Работы по ремонту аккумулятора шуруповерта
Итак, в ходе проверок были выявлены неработающие элементы питания. Что делать в этом случае? Выхода два — попытка «реанимации» элементов или простая замена неработающих «банок».
«Реанимация» накопительных элементов
причина выхода их из строя кроется в разложении лития
- Следует поменять схему управление. Если батареи заработали, значит, нужно ремонтировать саму схему.
- На элемент питания с помощью регулируемого зарядного устройства подается напряжение 4 В с током примерно в 200 мА. Рост напряжения на «банке» до 3.6 В говорит об исправности элемента и, значит, в неисправности виновата либо схема управления, либо другой элемент питания.
Для «реанимации» батареи аккумулятора шуруповерта применяют два способа:
- Восстановление работоспособности «банок» методом сжатия или уплотнения.
- Подача в накопительный элемент большого напряжения и тока. При этом удастся, хотя и не полностью устранить потерянную емкость и избавиться от «эффекта памяти».
Однако, эти методы не могут полностью решить проблему выхода из строя батарей. Они лишь отсрочат неизбежное. Рано или поздно, но менять банки придется все равно.
Замена «банок» в аккумуляторе шуруповерта
параметры емкости и габаритов совпадали с заменяемыми элементами
Сама задача проста. Хорошо если имеется опыт в пайке. В соединении элементов обрезается неисправная батарея, на ее место ставится исправная, затем производится пайка. Как видно, ничего сложного.
Однако, при этом следует учесть несколько важных нюансов:
- паять нужно быстро, чтобы не нагрелись «банки» — это может отразиться на их работоспособности;
- для соединения элементов лучше использовать родные пластины, либо медные, но тех же размеров;
- присоединяя новый элемент к старому не перепутайте плюс с минусом. При последовательном соединении минус от предыдущей батареи идет на плюс новой батареи.
После пайки, следует провести заряд-разрядный цикл, а затем измерить напряжение на «банках». Оно должно быть около 1.3 В.
Общие рекомендации по ремонту
В отношении никель-кадмиевых аккумуляторов выделяют следующие особенности:
- У подобных элементов присутствует элемент памяти. По классической схеме их необходимо трижды зарядить и столько же раз разрядить. Для новой детали правила точно такие же.
- В качестве замены выбирают абсолютно аналогичный, чтобы не нарушить работу всего устройства.
Требуется подготовить необходимые инструменты
В отношении литиевых аккумуляторных батареек также есть определенные правила, которые требуется учитывать:
- Нельзя использовать пайку. Подобные детали не переносят воздействия высоких температур и быстро выходят из строя. Допустимо использовать только очень мощный паяльник, но при этом работать требуется очень быстро.
- Подобрать подобные элементы проще, потому что на рынке встречаются как иностранные, так и отечественные изделия, аккумуляторы которых являются одинаковыми.
Разновидности аккумуляторов для шуруповёрта
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо произвести диагностику, а для этого, узнать какие виды аккумуляторных батарей используются в шуруповёртах. Такие знания помогут быстро определить тип источника питания, соответственно, выбрать правильный подход.
Никель-кадмиевые батареи
Никель-кадмиевый аккумулятор – популярный источник питания для шуруповёртов различной мощности. Основное его преимущество – низкая цена, поэтому такие АКБ получили широкое применение: от ручного инструмента до электрокаров, перевозящих большие грузы. Интересный факт, что даже в троллейбусах установлены никель-кадмиевые источники питания.
Преимущества:
При правильной эксплуатации обладают продолжительным сроком эксплуатации и большим количеством циклов заряд/разряд. Могут длительное время находиться в режиме хранения
Важно знать, что никель-кадмиевые батареи можно хранить только разряженными. Низкая температура окружающей среды не влияет на долговечность
Доступны по своей ценовой политике.. Недостатки:
Недостатки:
- При неправильной эксплуатации повышается ток саморазряда.
- Не рекомендуется вскрывать батареи – никель и кадмий являются токсичными и очень вредными для человеческого организма элементами.
Ремонт никель-кадмиевого аккумулятора шуруповерта можно произвести своими руками.
Никель-металлогидридные батареи
Ремонт аккумулятора шуруповерта с никель-металлогидридными элементами невозможен.
Преимущества:
- Большая ёмкость. Такие источники питания способны на 20% дольше проработать за один цикл, чем никель-кадмиевые аккумуляторы.
- Длительный эксплуатационный срок. При правильном обращении – не менее 300 циклов заряд/разряд.
- Не требуют полной разрядки.
Недостатки:
- Восстановление никель-металлогидридных источников питания невозможно, только замена.
- Высокая ценовая политика.
- Невосприимчивость к низкой температуре окружающей среды.
Никель-металлогидридный элемент, что может быть очень важным для некоторых пользователей, является экологически чистым. Но всё равно не следует забывать про правильную утилизацию отработавших источников питания.
Литий-ионные батареи
Замена аккумуляторов в шуруповёрте, если они литий-ионного типа, происходит в течение нескольких минут. Но ремонту такие источники питания, как и никель-металлогидридные АКБ, не поддаются.
Преимущества:
- Самое большее количество циклов заряд/разряд среди остальных аккумуляторных батарей.
- Высокая ёмкость.
- Меньший вес, соответственно, большее удобство при обращении с электроинструментом.
Недостатки:
- Высокая ценовая политика. Не всегда актуально покупать новую литий-ионную батарею – выгоднее приобрести электроинструмент в сборе.
- При неправильном хранении и без дозаряда быстро приходят в негодность.
Литий-ионные стали самыми популярными источниками питания для электрокаров.
Сборка
Собирается аккумулятор в обратном порядке. Элементы устанавливаются на место, при необходимости восстанавливаются электрические соединения с внешними контактами. Дальше собирается корпус.
Собранную АКБ надо зарядить небольшим током (0,1..0,2 от емкости), потом дать вылежаться несколько часов для стабилизации саморазряда. Далее батарею надо разрядить на работающем шуруповерте. Процесс следует повторить 2-3 раза, чтобы выровнять заряд всех ячеек. После этого можно пользоваться электроинструментом в обычном порядке.
В завершении видео: Замена старых NI-CD аккумуляторов в шуруповёрте интерскол.
Не стоит воспринимать обзор, как буквальное руководство к действию. Ситуации в каждом случае индивидуальны – по конструкции АКБ и по степени выхода из строя ее составляющих. Пользуясь общими принципами, изложенными выше, можно самостоятельно выполнить замену элементов питания в любом шуруповерте, и инструмент прослужит еще долгое время.
Проверка аккумулятора шуруповерта
Мультиметр часто используется при тестировании АКБ Перед тем как начать чинить инструмент, необходимо ознакомиться с особенностями проверки АКБ.
Проверка аккумулятора на работоспособность
Чтобы убедиться в том, что зарядник работает, необходимо выполнить такую последовательность действий:
- Подключить блок к источнику питания.
- На мультиметре включить режим измерения постоянного тока.
- Щупы подсоединить к минусу и плюсу зарядки.
- Ознакомиться с результатами проведенных измерений.
Если значения будут отличаться от параметров, размещенных на корпусе АКБ, значит придется его ремонтировать или купить новый.
Проверка емкости аккумулятора мультиметром
Перед ремонтом АКБ необходимо проверить его емкость. Делается это так:
- Полностью зарядить батарею.
- Подключить щупы мультиметра к контактам АКБ.
- Проверить показатели на дисплее прибора.
Если после проведения проверки емкость аккумулятора оказалась ниже заявленной, придется извлечь из конструкции все элементы питания и протестировать каждый из них.
Определение неисправности
Для выявления проблемы специалисты предлагают отключить батарею, разобрать корпус АКБ шуруповерта и извлечь последовательно соединены элементы питания или «банки». В зависимости от вольтажа батареи их количество варьируется от 10 до 15. По внешним признакам неисправность определить сложно. Все батарейки выйти из строя не могут, поэтому мастер должен выяснить, какой из элементов звена цепи утратил свою энергоемкость.
Существует 2 основных метода:
- проверка с помощью тестера (мультиметра);
- идентификация неисправных «банок» при помощи нагрузки.
В первом случае необходимо произвести зарядку АКБ в течение 6 ч. Затем тестер переключают в режим изменения постоянного тока, замеряют номинальное напряжение каждого элемента. Для никель-кадмиевых батарей оно должно составлять 1.2 В, а у литий-ионных – от 3.6 до 3.8 В. Некачественными считаются детали, напряжение которых меньше.
После проведения замеров аккумулятор вновь собирают и устанавливают в шуруповерт. После полной разрядки повторно разбирают батарею и проводят процедуру измерения напряжения на каждой «банке», что позволит более точно выявит непригодные элементы. Замене подлежат детали с самыми низкими показателями (менее 0.5–0.7 В).
АКБ утрачивает работоспособность даже при условии наличия в цепи одной батарейки, емкость которой значительно снизилась. Независимо от бренда модели – Бош, Интерскол, Makita, условия и последовательность замены неисправных элементов идентичны.
Если вышеописанная процедура не показала неисправностей, то проводят проверку под нагрузкой. Процедура рассчитана на уточнение времени разрядки аккумулятора. Выбор нагрузки проводят с учетом мощности инструмента. При отсутствии данных о характеристике ее принимают равной половине силы тока.
АКБ предварительно полностью разряжают, затем к минусовой клемме подключают лампу на 12 В с мощностью 40 Вт. Второй провод подсоединяют к плюсу. Значения регистрируют на мультиметре. Аккумулятор подключают на 2-3 минуты и контролируют яркость горения лампы. Если происходит быстрое затухание, то емкость проверяемого элемента слишком мала. При снижении вольтажа в пределах 12-12.4 В подтверждается наличие непригодного элемента в блоке.
Проверка мультиметром аккумуляторных батареек шуруповерта
Советы
Если вы решите сами отремонтировать вышедший из строя аккумулятор, обязательно обратите внимание на следующие моменты!
Батареи соединяются последовательно, то есть минус батареи к плюсу следующего и т. д.
На батареях полярность иногда не указывают в таких случаях желательно узнать его мультиметром (как правило, выпуклый и меньшего диаметра конец плюс).
Если прибора нет, то надо посмотреть, как соединены между собой другие банки и, припаять в той же последовательности.
Ni-Cad, Ni-MH и тому подобные батареи очень чувствительны к высокой температуре, поэтому контакт паяльника с аккумулятором надо свести к минимуму! Сам паяльник в этом случае лучше брать мощнее (60 Ватт и выше), чтобы при кратковременном касании успеть полудить и спаять место пайки, но, не успев при этом разогреть само тело батареи.
Дома для лужения и пайки лучше использовать флюс или канифоль.
Разбираем аккумулятор лопаткой или канцелярским ножом
Для тех, кто не привык работать киянкой и хочет, чтобы процесс разборки аккумулятора выглядел более тихим и щадящим, можно предложить воспользоваться небольшой металлической лопаткой или канцелярским ножом. Главное, чтобы они не имели острых краев, как крупная отвертка, которая легко может повредить пластмассу.
Это интересно: Разновидности аккумуляторов для лодочного мотора
Вначале следует полностью пройтись ножичком по периметру всего блока, чтобы ослабить шов, и только после этого маленькой отверткой можно начать «подковыривать» гибкий пластик. Метод ничуть не менее кропотливый, чем первый, и, если человек недостаточно опытен, могут остаться повреждения на пластмассовом корпусе
Однако если работать максимально осторожно, есть возможность обойтись без «потерь» и в этом случае
Какие дополнительные методы восстановления аккумуляторов для шуруповертов существуют? + (Видео)
Сразу стоит отметить, что возможности восстановления работоспособности подвержены не все батарейки. В частности, с наилучшим успехом можно реанимировать «банки» с типовым знаком отличия ni cd. Такими аккумуляторами сейчас укомплектованы большинство типичных моделей шуруповертов. Конечно, на рынке инструментов можно встретить шуруповерты марки макита или hitachi или bosch, элемент питания которых построен на литиевое основе, но этих моделей еще не так много.
В общем, если говорить об исправности аккумуляторного блока и методах его восстановления, в любом случае, нужно уделить внимание не только самим батарейкам внутри корпуса, но и убедиться в исправности зарядного устройства. Вполне вероятно, что функционал блока питания утратил способность обеспечивать при зарядке требуемый ток. Многие мастера, сталкиваясь на практике с ремонтом никель кадмиевых питающих элементов, восстанавливают их при помощи добавления электролита
Аккумулятор в процессе работы начинает утрачивать электролит, поскольку он испаряется
Многие мастера, сталкиваясь на практике с ремонтом никель кадмиевых питающих элементов, восстанавливают их при помощи добавления электролита. Аккумулятор в процессе работы начинает утрачивать электролит, поскольку он испаряется.
Исправить ситуацию помогает физическое воздействие на аккумуляторную «банку» при помощи дрели. В теле батарейки необходимо проделать небольшое отверстие (диаметр 0,8-1мм). Вооружившись медицинским шприцом с иголкой, внутрь батарейки следует впрыснуть пару капель дистиллированной воды. Затем отверстие надежно заливается эпоксидной смолой. Данный цикл мероприятий позволит продлить работу питающего элемента еще на несколько операций заряда/разряда.
Конечно, наиболее простым и очевидным способом реанимации аккумуляторного блока для шуруповерта является физическая замена неисправного блока на работоспособный. Здесь даже помощь специалиста может оказаться неуместной, поскольку операцию сможет с легкостью проделать даже тот человек, который хотя бы раз пользовался паяльником и держал в руках отвертку. Здесь главное проявить немного сноровки, чтобы не допустить перегрева банок в момент их впаивания/выпаивания.
Конечно, способов реанимации аккумуляторных батарей существует довольно много, но не каждый из них доступен простому пользователю. Если продлить жизнь своему шуруповерту со штатным аккумулятором вы самостоятельно не в силах, то обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам. Они произведут безошибочную диагностику и «придумают», как восстановить аккумулятор инструмента при минимальных трудозатратах.