Обратный молоток для кузовного ремонта

Вакуумный обратный молоток

Есть отдельный вид устройства — это вакуумный молоток. Вакуумная рихтовка автомобильного кузова имеет свою особенность, благодаря которой можно привести в порядок достаточно крупную поврежденную поверхность машины.

Его преимущество заключается в том, что на нем присутствует вакуумная присоска, благодаря ей не потребуется снимать толстый слой лакокрасочного покрытия перед началом кузовного ремонта. Еще по сравнению с обычным инструментом не нужно будет сверлить или приваривать скобы на участке, подверженном ремонту. В этом случае используются пистоны разных конфигураций и форм. Посредством вакуумной присоски при выравнивании вмятины материал хорошо удерживается. Работа с вакуумным инструментом снизит время на работу и трудозатраты.

https://youtube.com/watch?v=Y1ffHedLhZs

Вакуумная рихтовка кузова осуществляется следующим образом:

  1. Сначала место для выравнивания очищается от жира и прогревается;
  2. Вмятина по центру и краям проклеивается клеевыми пистонами нужного размера. Пистоны зацепляются вакуумным молотком, при этом воздействие на поверхность достаточно аккуратное;
  3. Повторяйте по очереди два предыдущих действия, пока поверхность кузова не примет нормальную форму;
  4. В конце после выравнивания ее хорошо прорабатывают с помощью минилифтера, который идет в комплекте с пистонами.

Несмотря на очевидные преимущества вакуумной вытяжки перед обычным выравниванием, такой способ рихтовки кузова тоже имеет свои минусы. Целиком убрать дефект не получится. Более того, если на поврежденном участке были трещины, то так вы рискуете еще больше его повредить. Соответственно, к выбору способа рихтовки нужно отнестись внимательно, а также правильно выбирать инструменты для работы.

Как видим, обратный молоток — это незаменимый инструмент для проведения рихтовальных работ кузова. Он имеет немало минусов, о которых мы рассказали выше. Но, несмотря на это, только с его помощью можно избавиться от вмятин в труднодоступных местах. Поэтому он обязательно должен присутствовать в арсенале инструментов каждого автомобильного слесаря.

Для кузовного ремонта, как известно, нужен целый ряд специальных инструментов. Без них просто невозможно качественно выполнить работу. Одним из таких инструментов является обратный молоток. Основное его предназначение – выравнивание небольших по площади участков кузова автомобиля, получивших незначительную деформацию. С помощью обратного молотка можно приложить определенное усилие к местам, доступ к которым ограничен.

Здесь нужно сделать одно уточнение. Отдельные участки кузова авто в случае их деформации можно выровнять и с помощью обычного резинового молотка, нанося аккуратные удары в нужном месте с обратной стороны. Однако проблема в том, что получить такой доступ можно далеко не всегда. В такой ситуации автослесарю как раз и пригодиться обратный молоток. Также данный инструмент можно применять в качестве дополнения для споттера (аппарата точечной сварки), для снятия ШРУСа. Более того, обратный молоток впору использовать и при выполнении некоторых видов ремонтных работ, связанных с двигателем. Например, в некоторых случаях его применяют в качестве съемника для форсунок.

Что такое молоток для рихтовки и для чего применяется

Не все места кузова на авто подлежат исправлению с наружной стороны. Для выправления вмятин на порогах, стойках и арках, пригодится обратный молоток для споттера – сварочного аппарата. Представляет собой устройство конструкцию в виде пистолета с выдвижным электродом и ударной болванкой. Действует автоматика без участия рук мастера, только управляющего клавишами прибора.

Обычный ручной выправляющий молоток состоит из стального прута с крюком с одной стороны и стальной шайбой с другой. Принцип действия прост:

  1. Рукоятка и гиря – стальная шайба – это движущиеся элементы молотка.
  2. Место для рихтовки и ремонта изначально подготавливается под процедуру. Крюк на конце молотка прочно установлен в места дефекту на вспомогательные шайбы.
  3. Резко двигая гирю к рукояти молотка и совершая сильные удары, выправляют вмятину.

Применяя модели молотков, выправляют не только вмятины, но и используют их в качестве съемника. Например, если приходится отделять притертые детали – обратный молоток для подшипников незаменим.

Любая кузовная работа требует детального рассмотрения, иначе применение молотка окажет «медвежью услугу», образовывая новые вмятины. Самостоятельно пользуются инструментом, только тогда, когда есть соответствующий навык.

Гидравлический отбойный молоток: принцип работы и преимущества применения

Еще один тип отбойных молотков, которому следует также уделить внимание — гидравлические. Они являются близкими родственниками пневматических агрегатов, только вместо энергии сжатого воздуха, в них применяется давление масла

В основе принципа их работы заложен распределитель, посредством которого происходит изменение направления масляной жидкости, подающейся к инструменту от маслонасоса. Ниже представлена схема принципа работы гидравлического отбойного молотка.

По схеме видно, что основными конструктивными элементами является поршень с бойком, а также плунжер, который отвечает за своевременное открытие соответствующих масляных каналов. Чтобы не вникать в детали, следует отметить основные этапы работы гидравлических отбойных молотков:

  1. Осуществляется подача масла под давлением в камеру, в которой происходит воздействие на поршень.
  2. Поршень создает давление масла в соседней камере, и воздействует на боек, который совершает ударное воздействие на насадку, закрепленную в патроне инструмента.
  3. Обратное действие насадки осуществляется путем смены направления движения масла.

Более детальный принцип работы гидравлических отбойных молотков представлен на видео ниже.

Принцип работы гидравлических отбойников отличается простотой, что положительно влияет на стоимость инструмента. Дополнительным достоинством считается отсутствие эффекта нагревания внутренних деталей, что увеличивает срок их службы. Масло — это не только рабочий материал, но и охладительная жидкость, благодаря которой срок службы такого инструмента увеличивается в десятки раз.

Недостатком их применения является необходимость использования масляной станции. Это оборудование отличается дороговизной, поэтому покупать такой тип инструмента для применения в домашнем хозяйстве не рационально. Далеко не многие строительные хозяйства могут позволить себе закупку таковых инструментов. Главным их достоинством является высокая производительность и надежность, но кроме того, к преимуществам таковых инструментов принадлежат:

  1. Эффективная работа на протяжении длительного времени без перерыва.
  2. Отсутствие вероятности потери мощности, так как детали инструмента не подвергаются нагреву, и служат достаточно долго.
  3. Высокая скорость выполнения демонтажных работ. По сравнению с пневматическими, гидравлические отбойники справляются с работой в 2-3 раза быстрее.
  4. Простота эксплуатации. Чтобы приступить к работе, необходимо запустить двигатель масляной станции, и подсоединить к отбойнику две гидравлические шланги.
  5. Компактность оборудования. Вес молотка составляет не более 20 кг, а станции до 60 кг. Это позволяет транспортировать оборудование на легковом автомобиле с большим багажным отсеком.

Если возникает необходимость выполнения большого объема работ, то можно обратиться в компании, которые предоставляют гидравлические отбойные молотки в аренду.

от конструкции инструмента до его маркировки

Определение

Конструкция

Маркировка

Молоток – вещь в хозяйстве необходимая. Неплохо, когда в ящике для инструментов есть сразу несколько его разновидностей. Это порой сильно облегчает выполнение специфических работ. Но для большинства бытовых нужд вполне подходит и обычный, можно сказать, стандартный слесарный молоток.

Молоток слесарный, определение

Молоток – это ударный инструмент, который предназначен для забивания или, наоборот, разбивания каких-то предметов (в первом случае это, как правило, гвозди, во втором, например, загрязненные туго разделяемые соединения). Его также используют и для производства некоторых ударных работ (при манипуляциях с долотом или отверткой с подпятником). Его массу, размеры и конструктивные особенности определяет ГОСТ 2310-77 «Молотки слесарные стальные». Он же и уточняет понятие «слесарные» — созданные для нужд народного хозяйства и экспорта.

Конструкция

Молоток слесарный стальной имеет массу от 50 граммов до 1 килограмма. Конструкция инструмента: головка (для нанесения удара на обрабатываемую поверхность), клин, который держит первый элемент, не давая ему отправиться «в полет» при очередном ударе, и рукоятка, служащая для увеличения замаха, а заодно и делающая весь предмет более удобным для работника.

Рабочая часть слесарного молотка – головка, тоже имеет особенности. Два ее окончания: носок и боёк, различаются по форме, что позволяет проводить ими разные манипуляции.

Боёк может быть круглым или квадратным. Носок, как правило, тоньше, может быть треугольного или цилиндрического сечения или округляться на конце.

На фотографии: 1 — головка, 1а — боёк, 1б — носок, 2 — рукоять.

Согласно ГОСТ, молоток слесарный должен иметь головку, изготовленную из стали марок 50 или У7. Допускаются и иные марки, не уступающие по свойствам названным. Обязательное условие – наличие покрытия, защитного или защитно-декоративного. Будучи стальной, головка инструмента обычно оцинковывается. Покрытие может быть окисным, фосфатным с последующим промасливанием или покраской в эмаль или лак.

По ГОСТ молоток слесарный стальной может иметь одну из трех разновидностей рукояток. Самая распространенная из них — ручка овальной формы, прямоугольного сечения. Другие – её модификации, овальной формы с сужением или двойным сужением для большего удобства работы. ГОСТ допускает и иные эргономичные формы. Ширина рукояток, в зависимости от размеров насаживаемых головок, колеблется от 18 до 41 мм. Длина – от 200 400 мм. Слесарные молотки для бытовых целей часто имеют длину ручки от 250 до 350 мм и соответствующую головку массой от 100 до 400 граммов.

Вернуться к началу

Рукоятки молотков должны быть гладкими, без заусенцев, а также упругими и достаточно тяжелыми, чтобы уменьшать нагрузку на руку при работе. Подходящими свойствами обладает древесина твердых пород. Чаще всего используется береза, дуб, клен, рябина, ясень, граб и кизил. Современные материалы – высокопрочная пластмасса и резиновое напыление. Еще одно требование ГОСТ – отсутствие каких-либо трещин на ручке инструмента за пределами его сочленения с головкой (в месте расклинивания).

Слесарный молоток, маркировка

Всё, что потенциальному обладателю нужно знать о молотке, должно быть нанесено на головку инструмента. Это рекомендация государственного стандарта. В перечень данных должны входить товарный знак изготовителя и номинальная масса изделия.

Ранее требовалось обязательное указание цены, однако сейчас эти данные факультативны, как и возможность нанесения на элементы молотка эмблемы производителя.

Разнообразие рукояток молотков

Кроме разнообразия форм и размеров головной части, молотки отличаются и рукоятками. Эта деталь инструмента играет не меньшую роль в его функциональности, определяя не только силу удара и скорость движения, но и уровень усталости работающего с молотком человека, безопасность использования инструмента и его долговечность.

Изготовляются рукоятки из твердых пород дерева, которым придается удобная и эргономичная овальная в поперечном срезе форма, удобная для захвата. Но, кроме твердости, от древесины требуется еще и определенная гибкость, для снижения силы отдачи, устойчивость к излому (вязкость), равномерная плотность. Наиболее подходят для изготовления рукояток следующие породы:

  • граб;
  • дуб;
  • орешник;
  • гикори;
  • ясень;
  • клен;
  • береза (комель).

Экзотические виды молотков и молоточков могут изготовляться из красного дерева и других ценных пород.

Многие современные инструменты оборудуются рукоятками из различных видов полимеров, фибергласа, даже цельнометаллическими. Они непременно оснащаются виброгасящими накладками из мягкой резины или каучука, снижающими силу отдачи и повышающими трение между руками работающего и рукоятью.

Какой внутренний шрус лучше: обзор конструкции и производителей

Особенностью действия молотка является то, что максимальная часть его массы должна быть сосредоточена в районе головной части — в этом случае скорость ее движения будет максимальной при минимуме прилагаемых усилий. Оптимальное соотношение прочности рукоятки и ее веса — главное требование при производстве молотка любого вида.

Применение

Процесс рихтовки своими руками с применением обратного молотка выполняют в следующем порядке:

  1. Прежде всего, необходимо очистить и обезжирить рабочую поверхность.
  2. Затем с нее удаляют лакокрасочное покрытие путем шлифовки.
  3. На обработанный участок кузова приваривают круглые ремонтные шайбы.
  4. Далее на конец обратного молотка прикрепляют идущий в комплекте металлический крюк.
  5. Его цепляют за шайбу и, взявшись одной рукой за гирю, а второй – за рукоятку, первую направляют ко второй резкими движениями. При этом происходит выравнивание поверхности кузовной детали. Нужно учитывать, что сила ударов напрямую определяет скорость выравнивания.

Вмятины приводят к образованию внутренних напряжений сжатия и растяжения, которые при рихтовке могут изменяться непрогнозируемо

Для успешного ее выполнения очень важно определить характер дефекта. Например, при устранении вмятины, расположенной в центральной части кузовной детали, путем вытягивания возможно образование новых дефектов

Если работы выполнены правильно, поверхность примет первоначальную форму, а напряжение деформации устранится.

Принцип работы

Обратный молоток для кузовного ремонта служит полезным инструментом, удаляющим неровности в сложных местах автомобиля. К ним относятся: пороги, арки, стойки. Оборудование применяется только при мелких незначительных вмятинах, но при мощном нарушении геометрии кузова одним молотком не обойтись.

обратный молоток для кузовного ремонта

В таких случаях используют стапели. Ремонт с применением обратного молотка проходит следующим образом:

  1. Область для выравнивания нужно очистить и обезжирить.
  2. Затем при помощи шлифовальной машины удалить лакокрасочное покрытие.
  3. В очищенное место приварить ремонтные круглые шайбы. Для этих целей используется сварочный аппарат. Если со споттером в комплекте идет обратный молоток, то процесс облегчается лишь сменой насадки.
  4. На конец молотка нужно прикрутить металлический крюк, который всегда поставляется вместе с инструментом.
  5. Зацепив крюк за шайбу, нужно одной рукой крепко взяться за металлическую гирю, а другой – за рукоятку. Резкими движениями направлять гирю к рукоятке, тем самым выравнивая поверхность авто. Чем сильнее удары, тем быстрее устранится дефект.

Рихтовка кузова автомобиля

Обратный молоток для рихтовки выполняет восстановление деформированных поверхностей до первоначального вида. При сильных погрешностях кузова возникает внутреннее напряжение, которое в последствие образует сжатия и растяжения. Важную роль играет характер вмятины. Например, при образовании неровностей в центре кузова, во время вытягивания начнут образовываться новые дефекты.

Если рихтовка проведена правильно, напряжение из-за деформации устранится, а форма кузова примет первоначальный ровный вид. После выравнивания поверхности нужно провести процедуру прямой ковки.

Это означает, что те вмятины, которые молоток не выровнял из-за их мелких размеров, нужно так же разгладить. Для этого понадобится контропора и алюминиевый молоток.

Делаем своими руками

Для того чтобы сделать собственный инструмент, понадобятся чертежи обратного молотка.

обратный молоток без насадок в комплекте

В них указываются оптимальные параметры устройства, подробности соединения деталей и их количество. Как сделать обратный молоток своими руками, используя подручные средства? Для этого процесса понадобятся следующие элементы:

  • стальной прут толщиной 2 см (можно и тоньше, но срок его службы будет меньше), длиной 50 см;
  • рукоятка из каучука или эбонита (подойдет обыкновенная насадка);
  • нержавеющий стальной крюк толщиной 4-5 мм;\
  • сварочный аппарат;
  • 2 стальные шайбы диаметром 2,5-3 см;
  • гиря длиной примерно 16-17 см, толщиной 6 см.

Время изготовления инструмента – 30-40 минут. Процесс несложный, поэтому не должно возникнуть вопросов, как сделать обратный молоток самостоятельно. Имея под рукой указанные предметы, нужно сделать следующее:

  1. Стальной прут очистить и обезжирить, при необходимости отшлифовать поверхность до идеально ровной.
  2. На один конец нужно закрепить крюк. Лучше всего сделать это при помощи сварочного аппарата, чтобы не тратить время на создание резьбы для закрутки отдельных насадок. После этого нужно продеть одну небольшую (2,5-3 см) шайбу и приварить ее возле основания крюка. Это нужно для того, чтобы гиря при работе не слетала к обрабатываемой поверхности.
  3. В гире необходимо проделать отверстие диаметром 2,1 см, чтобы деталь свободно передвигалась по пруту во время работы. Форма гири не должна иметь углы и выступы, иначе мастеру будет неудобно передвигать ее во время ремонта. Желательно приварить к обоим концам круглые стальные листы, чтобы ладонь не соскальзывала с гири.
  4. Со свободного конца штыря нужно вдеть гирю. Если ход тугой, увеличить диаметр еще на 0,5 см.
  5. Перед тем как надеть эбонитовую рукоятку, нужно зафиксировать еще одну шайбу, которая точно так же будет не допускать ход гири вплотную к рукоятке. После этого можно закреплять саму ручку молотка.

Конструкция приспособления

На самом деле по своей структуре обратный молоток для кузовного ремонта достаточно простой. Он состоит из металлического стержня диаметром 10 – 20мм и длиной около 50 см. На этот стержень надевают стальную гирю (втулку), за счет веса и ударов которой происходит постепенное выравнивание поврежденного участка детали.

С одной стороны к стержню крепят или приваривают крюк, с помощью которого можно делать зацеп за приваренные к кузову крепежные петли. С другой стороны приварена шайба, которая не дает гире слетать, и служит отбойником, ударяя об который сила передается в стержень и далее уже металлическая поверхность под этим давлением выравнивается. Если вы покупаете заводской обратный молоток, то к нему обычно в комплекте идут несколько сменных крюков для захвата скоб различной формы. Существуют модификации таких молотков с двумя и тремя втулками, что позволяет контролировать силу удара при выравнивании вмятин.

На рынке представлена и другая разновидность – это вакуумный обратный молоток для кузовного ремонта. С помощью таких приспособлений ремонтируют обширные области вмятин, а предыдущая конструкция годится для мелких повреждений. Тут в качестве зацепа используют присоски, что снимает вопрос предварительного снятия старого лакокрасочного слоя с детали.

Как работать с обратным молотком?

Технология работ с обратным молотком следующая:

  1. Очистка поврежденной области до металла, обычно для этого используют шлифовальную машинку и наждачную бумагу.
  2. С помощью споттера к кузову приваривают скобы, в различных местах повреждения, чтобы постепенно можно было вытягивать, восстанавливая форму кузовной детали.
  3. За скобы зацепляются крюком обратного молотка.
  4. Аккуратными не сильными движениями гири, начинаем медленно выравнивать поверхность, производя удары. Тут главное не перетянуть, чтобы потом не забивать уже выпуклость обратно. Такими постепенными процедурами вытягиваем весь участок поврежденной детали.
  5. Снимаем скобы путем срезания или выкручивания.
  6. Зачищаем и обезжириваем деталь и можно приступать к нанесению шпаклевки.

Из основных минусов использования классического обратного молотка – это необходимость снятия старого ЛКП, даже если оно не было сильно повреждено. К тому же, как говорилось выше, такой метод подходит лишь для мелких по площади вмятин.

Видео пример выравнивания вмятины обратным молотком.

Как сделать самодельный обратный молоток?

Купить такое оборудование можно практически в любом авто магазине, и часто такой молоток идет в комплекте с другим оборудованием, тем же споттером. Но за счет простоты конструкции не составит особого труда изготовить обратный молоток своими руками.

Для начала вам потребуются:

  • металлический стержень длиной 50 см и диаметром около 20 мм.
  • шайба, или рукоятка, которая будет служить роль отбойника.
  • сварочный аппарат и защитные приспособления: очки, маска, спецодежда.
  • стальной крюк.
  • гиря.
  • стальные шайбы, 2 – 3 шт. диаметром 2,5 – 3 мм.

Методика сборки обратного молотка с этих комплектующих следующая:

  1. Шлифуем и зачищаем металлический стержень от ржавчины и заусенец.
  2. К крюку приварим крепежный элемент с резьбой, а на стерне с одной стороны также протачиваем резьбу, чтобы получилось съемное соединение. Как аналог можно стационарно закрепить крюк с помощью сварки.
  3. Проделываем внутри гири отверстие на 1 мм больше чем диаметр стержня, чтобы она свободно ходила по нему. Далее, надеваем ее на стержень.
  4. Привариваем рукоятку с шайбой, об которую будет ударяться гиря, передавая тягу на сам стержень.

На этом этап самостоятельной разработки обратного молотка для ремонта кузова авто завершен. Также при желании можно изготовить и вакуумный вариант инструмента. Но тут уже вместо крюков и приваренных скоб, будет использоваться присоска, которая прикрепляется к широкой вмятине и медленно вытягивается.

Разновидности

Обратный молоток для кузовного ремонта бывает четырех типов:

  1. Обратный молоток вакуумный наиболее универсальный, в то же время наиболее дорогой. Он крепится к металлу с помощью присоски, вакуум в которой создается компрессором. Для работы с вмятинами различного размера производители комплектуют инструмент присосками нескольких размеров. Качество вакуумной фиксации не уступают качеством другим типам крепежа. Крепить эту модель можно к различным поверхностям, независимо от кривизны, наличия краски и каких-либо загрязнений.
  2. На клееной присоске – изготавливаются с резиновой присоской, которая крепится к поверхности с помощью клея. После высыхания клея, к насадке клеится штырь резьбовым креплением. Затем вмятина вытягивается обычным образом. Затем штырь выкручивается, а насадки снимаются путем нагревания клея монтажным феном. Остатки клея удаляются растворителем. Минус этого типа в том, что работать им в зимнюю пору практически невозможно, так как клей не схватывается. Отметим, что растворитель разработан специально для такого клея, и на покраску автомобиля он не повлияет.
  3. Со сварочной фиксацией – этот тип раньше был наиболее распространенным, но из-за большого количества недостатков и ограничений используют такие молотки намного реже. Для его применения нужно приварить к кузову гайку, в которую вкручивается штырь инструмента. Рабочая поверхность должна быть предварительно очищена от краски грунтовки, чтобы был доступен открытый металл. Гайка приваривается с помощью точечной сварки. После рихтовки, гайка срезается, место сварки зачищается и окрашивается. Из-за большой сложности, такой тип инструмента применяется только в очень сложных случаях.
  4. Механический молоток – имеет классическую конструкцию, отличается только типом крепежа. Обычно в и качестве выступают крючки и зажимы. Он используется только в тех случаях, когда на кузове есть место крепления. В некоторых случаях в корпусе может быть сделано отверстие, которые завариваются после выполнения работ. Очень часто механические молотки используются для демонтажа подшипников, кода нет доступа к их обратной стороне. При этом подшипник остается целым.

Лучший механический обратный молоток

Механический молоток обратного действия СОРОКИН 6.121 является одним из лучших.

Характеристики:

  • вес – 9,8 кг;
  • есть насадки для механического обратного молотка;
  • продаётся в наборе из одиннадцати предметов.

Плюсы: К преимуществам молотка СОРОКИН 6.121 относятся:

  • износостойкость;
  • прочность инструментов;
  • составляющие набора при перевозке не потеряются благодаря кейсу;
  • долгий срок службы.

Минусов у механического обратного молотка модели СОРОКИН 6.121, судя по отзывам, нет.

Стандартный обратный молоток нельзя применять для ремонта слишком больших площадей, например, центра крыши, капота и крышки багажника.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий