Освидетельствование газовых баллонов

Периодичность проведения процедуры освидетельствования газового баллона

Освидетельствование пропановых баллонов производится раз в два года, метановых баллонов — раз в пять лет (если баллон из легированной стали). Если же метановый баллон из углеродистой стали проверка выполняется чаще — раз в 3 года. При этом баллоны объемом свыше 100 литров подлежат освидетельствованию в порядке, указанном в техническом паспорте изделия.

Кроме планового освидетельствования, ГБО баллоны проверяются в случае неисправности, нарушения герметичности сварных швов или соединений в запорно-предохранительной арматуре, а также повреждения лакокрасочного слоя резервуара (более 10% общей поверхности).

Как правильно прочитать маркировку

Обычно маркировку наносят в определенном порядке – четыре строки с набором чисел и букв, отвечающих требованиям ГОСТа.

Что же содержится в этой надписи:

  • первая строка – производитель и номер баллона без аналогов;
  • вторая строка – дата производства емкости/дата рекомендуемой проверки работоспособности;
  • третья строка – рабочее давление в кгс/см2 и гидравлическое давление;
  • четвертая строка – объем (количество) газа, измеряемая в литрах/масса емкости в кг.

Маркировка кислородных баллонов помогает во время его осмотра, производящегося в целях повышения безопасности. Кроме того, он помогает выяснить техническое состояние, определить, наличие коррозии, вмятин или трещин.

  • astana.slanet.kz
  • wice24.ru
  • yarsvift.ru
  • ballony.com.ua

Каким обязательным требованиям должен соответствовать предъявленный на проверку баллон

Технические требования установлены соответствующими нормативными документами. Для пропан-бутановых баллонов это руководящий документ РД 03112194-1094-03, для метановых – РД 03112194-1095-03, они утверждены Минтрансом РФ в 2002 году. Прежде чем в установленные сроки предъявлять баллоны на специальные пункты освидетельствования, следует осуществить их самостоятельный осмотр на предмет  соответствия требованиям указанных руководящих документов.

Баллоны должны:

  • иметь не истекший срок нормативной годности;
  • быть очищенными от внешних загрязнений;
  • иметь конструкцию в зависимости от типа резервуара, соответствующую нормативным требованиям;
  • быть оснащены арматурой (наполнительной, расходной и пр.), предусмотренной их конструкцией;
  • не иметь внутри остатков газа.

Согласно РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03 конструкция арматуры и элементов, отличная от нормативной, допустима у резервуаров только в случае внесения изменений на предприятии-производителе в процессе их изготовления.

В освидетельствовании баллона ГБО будет отказано, если:

  1. на корпусе баллона имеются трещины, вмятины и прочие механические повреждения,
  2. превышающие 10 % толщины стенок;
  3. частично или полностью отсутствуют паспортные сведения;
  4. просрочена дата аттестации;
  5. вышел срок годности по нормативу.

Сроки службы, установленные изготовителями

О том, что устанавливать срок эксплуатации газовых баллонов должен именно изготовитель, сказано и в п. 485 Приказа Ростехнадзора №116. Здесь же рекомендовано устанавливать срок годности 20 лет, если какие-либо сведения в сопроводительной документации отсутствуют.

  1. Металлокомпозитные МКБ и БМК. Производитель определил срок годности металлокомпозитных МКБ и БМК в период, равный 10-ти годам.
  2. Челябинский трубопрокатный завод. Этот изготовитель работает с продукцией по ГОСТ 949-73. Есть разница в оборудовании, произведенном до 22.12.2014г., и после.

Алюминиевые БД: На такие сосуды ГОСТа нет, а в ТУ срок годности не указан. Зато изготовители утверждают, что длительность эксплуатации алюминиевых сосудов для газов составляет:

  • 10 лет, если сосуды изготовлены до ноября 2014 г.;
  • 20 лет, при условии выпуска после ноября 2014г.

Разница в продолжительности эксплуатации состоит в новом, более строгом подходе, базируемом на усилении требований норм безопасности.

В каких случаях возможен ремонт?

При выявлении дефектов, указанных в инструкции по освидетельствованию, баллоны выбраковываются. Ослабление кольца на горловине и неправильная насадка башмака не могут быть причиной браковки.

Ёмкость проходит освидетельствование после замены или ремонта кольца и перенасадки башмака. Решение о возможности ремонта принимает специалист, проводящий освидетельствование.

Ремонт ёмкости возможен при таких дефектах:

  • повреждён редуктор стабилизации давления;
  • нарушена целостность корпуса баллона;
  • повреждено кольцо, вентиль.

Данные о ремонте заносятся в паспорт и имеют следующие обозначения:

  • «ЗК» — замена клапана;
  • «ЗВ» — замена вентиля;
  • «Б» — замена башмака;
  • «К» — замена кольца;
  • «У» — утечка газа;
  • «О» — необходимо освидетельствование;
  • «Г» — ремонт горловины;
  • «Д» — дегазация;
  • «ОКР» — окраска;
  • «П» — поры на корпусе, свищи и подрезы.

Выбраковка

Если есть один, или более из этих признаков, газовый баллон должен быть выбракован:

  • визуально заметные поражения корпуса;
  • увеличение объема на 1 %, или снижение массы на 7,5 %;
  • выявленная недостаточная прочность в ходе гидравлического тестирования;
  • отсутствие знака изготовителя, заводского номера, вида термообработки, даты изготовления, метки ОТК, а также других паспортных клейм.

Годные баллоны после аттестации передаются для дальнейшего использования. А те, которые предписаны к выбраковке, просверливают, или наносят насечки на резьбу горловины. Это необходимо, чтобы сделать невозможной их эксплуатацию.

Резервуар выбраковывается также при исчерпании ресурса – достижении количества заправок. Основанием для изъятия баллонов из эксплуатации является завершение срока службы, например по истечении десяти лет.

Порядок проведения мероприятия

Во время выполнения освидетельствования стоит тщательно соблюдать действующий порядок. В частности, от исполнителя потребуется выполнить следующие действия:

На начальном этапе потребуется осмотреть поверхность баллона на предмет нарушений поверхности, вмятин и иных деформаций.
Выполняется проверка качества выполненной маркировки и окрашивания

Важно, чтобы состояние крана и самого баллона отвечали требованиям госстандарта.
Проводится внутренний осмотр емкости при помощи специального оборудования. Дополнительно могут быть осуществлены гидравлические испытания.
После проведения всех необходимых мероприятий потребуется опрессовка, а затем просушка сосуда от реагентов.
На заключительной стадии выполняется сборка баллона, а затем новая покраска и пескоструйная обработка

После выполнения таких работ на емкость наносится специальная маркировка согласно стандартной документации.
Результаты осмотра вносятся в паспорт и в дальнейшем используются каждый раз при осмотре баллона. Здесь потребуется составить специальный акт.

Без выполнения указанных действий эксплуатировать емкость по назначению не представляется возможным

Важно отметить, что заниматься такими мероприятиями может только определенная организация, получившая специальные разрешения и наделенная полномочиями от надзорного органа. По времени такая процедура может потребовать не меньше 3-5 часов

В частности, на подготовительные работы и основные операции.

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Читать также: Устройство для приготовления мороженого

Освидетельствование автомобильных газовых баллонов, где и как проходить в 2021

Цены на бензин непрестанно растут, поэтому все больше автомобилистов в целях экономии средств переходят на альтернативные виды топлива. Литр пропан-бутана обычно стоит в два раза дешевле бензина АИ-95. Даже с учетом немного меньшей теплотворной способности газа и несколько повышенного расхода, выгода все равно очевидна.

Но чтобы оборудование служило верой и правдой и не представляло опасности для окружающих, автовладелец не должен забывать проводить регулярное освидетельствование автомобильных газовых баллонов.

Периодичность проведения освидетельствования

Поскольку газ — это специфический товар, а тара для его хранения относится к упаковкам многоразового использования, баллоны нуждаются в своевременном обслуживании и ремонте.

Требования к емкостям для хранения сжиженных газов содержатся в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», разработанных по инициативе Госгортехнадзора РФ.

Баллоны требуют регулярного инспектирования, поскольку перевозка и использование почти всех промышленных газов связано с потенциальной опасностью. Основные причины повышенного риска:

  • взрывоопасность;
  • ядовитость;
  • легкая воспламеняемость некоторых видов газов;
  • высокое давление.

В этих условиях даже мельчайший дефект может привести к серьезным последствиям. Подробнее о том, почему иногда случается взрыв газового баллона в машине, читайте в отдельном материале.

Следовательно, каждый используемый баллон нуждается в регулярном специализированном осмотре и проведении профилактических работ. Частота проведения проверки зависит от вида газа, которым наполняется баллон. Водителей больше всего интересует периодичность проверки емкости, вмонтированной в багажник их легкового авто.

Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов

Нормативной документацией, а именно «Правилами обустройства и эксплуатации сосудов…» назначена регулярность проведения освидетельствования технического состояние сосудов для газов.

Правила использования ацетиленовых баллонов

К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.

В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.

По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).

Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.

Пошаговая инструкция по замене вентиля

Новый регулировочный клапан не фиксируется к баллону на чистую резьбу. Обязательно необходимо применять уплотнительные материал: герметики или фум-ленту.

Проверка герметичности и завершение работ

По окончании работ по замене вентиля на газовом сосуде необходимо выполнить проверку герметичности вновь собранных соединений. Для этого используют способ, проверенный десятилетиями – нанесение мыльной пены.

Проверка герметичности и завершение работ

Если стыки собраны некачественно, то в месте утечки газа будут образовываться пузыри и поэтому нужно будет выполнить работу, по сборке по новой.

Порядок проведения очередных испытаний баллонов

Последовательность операций при периодических испытаниях баллонов как для хранения СНГ, так и КПГ автомобильных ГБО на пункте проверки описывается указанными выше руководящими документами: РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники с квалификацией, соответствующей выполняемой операции, осуществляют:

  • приемку баллонов. При этом проверяется комплектность и осматривается наружная поверхность на предмет обнаружения критических для поверки дефектов. Проверяется также срок, когда был проведен осмотр и опрессовка;
  • очистку внутренней образующей корпуса баллона;
  • обследование с применением необходимого оборудования поверхности внутренней образующей корпуса баллона;
  • демонтаж предусмотренной конструкцией арматуры;
  • установку необходимых технологических деталей глушения отверстий, без которых невозможна опрессовка;
  • выполнение гидравлических испытаний;
  • сушку от остатков опрессовочного реагента;
  • установку демонтированной арматуры;
  • выполняют пневматический контроль, который позволяет проверить герметичность технологических стыков и соединений;
  • пескоструйную обработку поверхности баллона под грунтование и покраску;
  • покраску и последующую сушку окрашенной поверхности баллонов;
  • нанесение необходимых маркировочных надписей;
  • документальное оформление полученных результатов испытаний;
  • передачу освидетельствованных сосудов заказчику.

Поверка газового баллона

Освидетельствование газового баллона – это мероприятие, которое необходимо в первую очередь его владельцу. Освидетельствование может гарантировать то, что баллон безопасен в эксплуатации и может быть использован по назначению, в противном случае их эксплуатация недопустима. Существует единый порядок освидетельствования, во время ее проведения проводят осмотр поверхностей баллонов на предмет обнаружения повреждения поверхности.

Срок службы газового баллона

Выполняют проверку качества маркировки и окраски на предмет соответствия требованиям ГОСТ, состояния крана. Кроме того, в процессе аттестации проводят гидравлические испытания емкостей для хранения газов. Результаты осмотра и проведенных испытаний заносят в паспорт, сопровождающий изделие все время его эксплуатации.

Без проведения подобных мероприятий заправка и эксплуатации емкостей для хранения и перевозки газа недопустимы. Обследование баллонов и вынесение заключения по ним может выполнять только организация, которая имеет все необходимые разрешения и полномочия от соответствующих государственных надзорных органов.

Сосуды для хранения газов должны проходить аттестацию один раз в несколько лет. Срок проведения зависит от нескольких параметров – от материала, например, если баллоны изготовлены из легированной или углеродистой стали, то им достаточно проходить через эту процедуру один раз в пять лет. Баллоны, устанавливаемые на автомобили в составе ГБО, должны проходить аттестацию в три или пять лет.

Баллоны, которые работают в стационарных условиях и предназначены для хранения инертных газов проходят необходимые освидетельствования один раз в десять лет.

Обозначенные сроки освидетельствования должны строго соблюдаться. Все дело в безопасности. Если емкости предназначены для хранения и перевозки пропаном, ацетиленом или другим взрывоопасным газом любой дефект на наружной поверхности баллона может привести к непоправимым последствиям.

Как только возникают сомнения в работоспособности емкости для хранения газа необходимо вывести ее из оборота и приобрести, или арендовать новый.

Это интересно: Карабин пожарный: устройство, виды и модификации

Как проводится инспектирование


Всю процедуру проверки можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовка. Проводится дегазация паром, проверяется специальным анализатором наличие газа внутри. Затем очищаются и моются внутренние стенки баллона.
  2. Осмотр. Проверяется внутренняя и внешняя часть баллона на наличие сколов, глубокой коррозии, трещин и потертостей. Если это находят и дефекты значительные (больше 10% толщины стенки), баллон признают непригодным. Такая же участь ожидает изделие при обнаружении трещин в сварочных швах.
  3. Проверка на прочность. Внутренняя полость баллона заполняется водой комнатной температуры под максимально допустимым давлением для него. Через 2-3 минуты давление снижается и проводится проверки на наличие потеков, конденсата, трещин и вмятин. Если что-то из перечисленного обнаружено – изделие бракуют.
  4. Проверка на герметичность. В баллон закачивают воздух до рабочего давления и погружают под воду на несколько минут. Если обнаружилась утечка – изделие непригодно.

На этом освидетельствование газовых баллонов для автомобилей заканчивается и начинаются формальности.

Нанесение отметок

Это первая формальность. На паспортной табличке нужно поставить штамп «освидетельствовано», указать место и дату проведения процедуры. Также фиксируется дата проведения следующей проверки. Затем баллон перекрашивают и наносят надпись «огнеопасно» на боковую сторону.

Документальное подтверждение

Кроме отметок, штампов, вам обязаны выдать акт об освидетельствовании баллона. Этот документ подтверждает, что вы используете проверенный резервуар, которыйи не представляет опасности ни для вас, ни для окружающих. Если акта не будет, вы рискуете не только не пройти ТО, но и получить штраф.

Какие сосуды подлежат выбраковке?

Существуют признаки, по которым бракуют баллоны при обследовании:

  • механические повреждения корпуса, следы ударов;
  • снижение измеренной массы на 7, 5% и более по сравнению с паспортной;
  • увеличение измеренного объема на 1% по сравнению с паспортным;
  • протекшая или просочившаяся жидкость в ходе гидравлической опрессовки;
  • отсутствие или нечитаемость данных на паспортной табличке.

Такие емкости признаются бракованными и не допускаются к дальнейшему использованию. Ремонту они также не подлежат. Чтобы исключить возможные попытки заставить их работать дальше, на них разрушается резьба горловины и сверлится отверстие в стенке.

Своевременная проверка газовых емкостей — залог их безопасной эксплуатации. Для такого освидетельствования необходимо привлекать организации, прошедшие государственную сертификацию.

Условия хранения

Хранение баллонов организуется согласно XII разделу ФНП ОРПД «Дополнительные требования промышленной безопасности к освидетельствованию и эксплуатации баллонов». Условия хранения:

  • Баллоны (кроме ядовитых газов) разрешено складировать в помещениях специального назначения и на открытом воздухе. При хранении на открытом воздухе ёмкости должны быть закрыты от нагревания и от осадков.
  • Запрещено размещать в одном помещении баллоны с горючими газами и кислородом.
  • Баллоны с ядовитыми газами требуется хранить в закрытых помещениях специального назначения.
  • Емкости специальной конструкции, баллоны с газом, с насаженными башмаками допускается хранить вертикально в специальных клетках с ограждениями и барьерами.
  • При хранении горизонтально баллоны без башмаков требуется располагать на деревянных рамах и стеллажах, прокладывать амортизирующими материалами (резиной, верёвками, деревянными брусьями).
  • При хранении штабелями баллоны нужно располагать вентилями в одну сторону, высота штабеля не должна превышать 1,5 метра.

Кислородные баллоны требуется хранить от источников нагревания или тепла на расстоянии не менее 5 метров.

Все требования к организации хранения и срокам годности таких товаров, как косметика, лекарства, противогазы, батарейки, огнетушители, цемент и защитные каски, вы найдете в отдельных публикациях на нашем портале. Там же можно узнать о том, как долго хранятся и сколько действуют результаты ЕГЭ.

Нарушение законодательства и наступление несчастного случая сводятся к минимуму при соблюдении условий хранения баллонов и эксплуатации, соблюдении сроков переаттестации, а также при своевременной утилизации отбракованных устройств.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните ?

8 (800) 350-14-90

Ведущий юрист сайта. Стаж – 26 лет. Закончил Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Все виды юридической поддержки для физ.лиц, ИП, организаций.

Об авторе

Проверка газового баллона: что такое?

Транспортировка СУГ, и их хранение производится в баллонах, сделанных из металла, или композита. Такое оборудование должно выдерживать установленное давление. В соответствии с государственным стандартом, давление в наполненной газом пропановой емкости составляет не более 1,6 МПа. Есть модели, которые рассчитаны на – 5 МПа. Каждый резервуар, который применяется для хранения СУГ, проходит тестирования. Более частому ремонту подвергаются баллоны для пропана – это происходит потому, что они широко используются как в промышленности, так и в бытовой сфере.

Аттестациюпроводят как изготовители оборудования, так и уполномоченные организации, в ведении которых есть наполнительные станции и пункты тестирования. Также у этих организаций должны быть:

  • производственные помещения и техсредства, посредством которых можно будет проводить освидетельствование газовых баллонов;
  • индивидуальные шифры на клеймах;
  • ответственные квалифицированные лица, назначенные приказом;
  • производственная инструкция по проведению технической аттестации, в которой установлен объем и прописана этапность работ.

Есть компании, которые восстанавливают выбракованные емкости и продают их как новые. Покупку и заправку баллонов нужно производить только у проверенных компаний, у которых оборудование соответствует государственным стандартам.

Кто и где проводит переаттестацию баллонов ГБО и проверку газобаллонного оборудования

В соответствии с пунктами 486-508 всё тех же правил, переосвидетельствование и испытание газовых ёмкостей, производят уполномоченные организации, имеющие в наличии:

  1. Оборудованное помещение (испытательный пункт);
  2. Аттестованный персонал;
  3. Индивидуальное клеймо с шифром, которое присваивается вместе с выдачей разрешения Ростехнадзора на 5 лет;
  4. Оборудование для поверки газовых емкостей (стенды).

Проверка ГБО на авто осуществляется сертифицированными предприятиями установщиками (СТО).

Другими словами, организации которые проводят освидетельствование автомобильных газовых баллонов, также проверку ГБО в целом, не всегда являются одними и теми же фирмами.

Поверка

Освидетельствование 40-литровых газовых баллонов, используемых для снабжения плит, цилиндрических или тороидальных топливных баков для транспорта, кислородных и аргоновых емкостей для сварочных работ — это не прихоть контролирующих служб.

Важно! Изношенная емкость, не отвечающая эксплуатационным нормам, способна взорваться и загореться, вызвав ранения или гибель людей, разрушение материальных ценностей.

В ходе технического освидетельствования бытовых или промышленных баллонов специалисты по газотехническому оборудованию и системам его хранения проводят визуальный осмотр емкостей, убеждаются в отсутствии механических повреждений и опасной коррозии. Проверяются паспортные данные, проводятся инструментальные испытания проверяемых газовых баллонов. В результате эксперт дает заключение о пригодности емкости к дальнейшему использованию или запрещает ее эксплуатацию. Организации, проводящие переосвидетельствование газовых баллонов и ответственные эксперты проходят обязательную сертификацию государственными контролирующими службами.

Важно! Производственные помещения, в которых проводится поверка, должны быть оборудованы принудительной вентиляцией и средствами пожаротушения.

Опрессовка ГБО

Опрессовка предназначена для выявления водонепроницаемости и прочности газобаллонного оборудования.

Если говорить о методах проведения данной процедуры, испытания проводят воздухом и водой.

Испытание водой заключается в том, что для начала из сосуда откачивается весь имеющийся воздух и его заполняют водой. Подают на сосуд давление. Таким образом, можно определить герметичность. В конце сосуд просушивают.

Испытание воздухом заключается в том, что сосуд погружают в воду и проверяют при помощи инертного газа или сжатым воздухом. В соответствие со стандартами, один газ может быть заменен на другой. Суть такая же, как и при испытании водой – проверить на герметичность.

Если процедура опрессовки ГБО прошла успешно, оборудование пригодно для установки на транспортное средство и дальнейшей эксплуатации. Баллон следует передать на проверку, где поставят клеймо и внесут данные в паспорт.

Переосвидетельствование баллонов высокого давления

Работа с техническими газами требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации газоиспользующего оборудования и газовых резервуаров, которые должны периодически подвергаться аттестации

Важно понимать, что плановое освидетельствование баллонов – это не прихоть контролирующих органов, а необходимая мера для своевременного выявления дефектов конструкции и предотвращения опасных ситуаций на производстве

Существует немало частных компаний-поставщиков техгазов, которые, пренебрегая процедурой аттестации, предоставляют клиентам просроченные баллоны. Получая в свое распоряжение более дешевый продукт, покупатель зачастую не подозревает о возможных последствиях. Чем грозит эксплуатация несертифицированных резервуаров, читайте в статье: серые производители технических газов.

Вместе с тем, ответственные организации заботятся о безопасности своих клиентов, выполняя требования ФНП, которые касаются обустройства испытательных пунктов для освидетельствования баллонов. Чтобы получить разрешения от контролирующих органов на проведение испытаний, компания должна иметь:

  • подходящее по площади помещение;
  • технические средства;
  • аттестованных специалистов;
  • клеймо с шифром организации;
  • производственную инструкцию.

Техническое освидетельствование газовых баллонов

Порядок проведения работ:

  1. Анализ документов, сверка их с маркировкой емкости;
  2. демонтаж (по необходимости дегазация) и разборка путём снятия мультиклапана или вентиля (владелец может сам снять баллон);
  3. мойка, очистка, наружный осмотр;
  4. внутренний осмотр (за исключением сосудов СУГ вместимостью до 55 литров);
  5. проверка массы и вместимости, способом наполнения водой, взвешивания пустой и наполненной емкости, затем сравнивание вычисленного объёма воды с первоначальными данными указанными в паспорте (стальные бесшовные до 12 и свыше 55 литров, а также шовные всех объемов не проверяются);
  6. проведение испытаний при помощи давления на стенде для проверки.

Неисправный тороидальный баллон

При осмотре выявляют трещины, коррозия, вмятины, прочие повреждения с которыми запрещается эксплуатация.

Сосуды выбраковываются если:

  • Истёк срок годности;
  • глубина раковины, риски, трещины составляет более 10% от толщины стенки; изношена резьба;
  • масса бесшовных баллонов объёмом от 12-55 лит. уменьшена на 7,5% и выше, также вместимость повышена от 1%;
  • коррозия занимает более 10% площади.

Технология испытания

Стенд для опрессовки газовых баллонов

Сосуды проверяются на специальном оборудовании для опрессовки газовых баллонов пневматическим или гидравлическим способом. Корпуса должны выдерживать давление, которое превышает рабочую нагрузку в 2 раза. Для пропан-бутановых ёмкостей рабочее давление составляет 1,6 МПа, а для метана – 20-25 МПа.

Документы на баллоны

По завершению успешных испытаний, организация наносит (выбивает) клеймо на металлической табличке баллона, даты следующего, настоящего освидетельствования. В паспорте сосуда дублируются те же данные.

Если емкость объёмом 100 л. и более клейменее не требуется, соответствующие отметки отражаются в паспорте.

Меры предосторожности при замене

Замена вентиля на газовом баллоне должна проводиться с соблюдением определенных мер безопасности, среди них такие, как:

  1. Удалить из сосуда остатки газа. Газ допустимо стравливать только на открытом пространстве. Исключение можно сделать только для азота, кислорода и ряда других.
  2. Рабочее место, на котором будут выполнять работы должно хорошо проветриваться.
  3. Маховик надо откручивать плавно и с небольшой скоростью.
  4. Замену вентиля можно выполнять только после уравнивания давления снаружи и в баллоне.

При установке вентиля на штатное место в баллоне необходимо использовать фум-ленту и другие типы герметиков, которые обеспечивают надежность соединения. Надо отметить, что уплотнители любого типа могут создавать определенные сложность при извлечении вентиля. Для облегчения этой задачи допустимо использовать строительный фен.

Выполнять нагрев арматуры, устанавливаемой на баллон допустимо только после стравливания содержимого емкости.

Аттестация газовых баллонов: пять этапов

  • Осмотр емкости на дефекты.
  • Проверка соответствия паспортным клеймам, к которым относятся цвет и маркировка.
  • Исследование прочности вентиля и его пригодность к работе.
  • диагностика баллонов под давлением.
  • Фиксирование результатов проверки в паспорт баллона.

По времени такая процедура занимает примерно от трех до пяти часов. Именно столько требуется на подготовительные мероприятия и главные операции. Без всех этих действий продолжать использовать изделие запрещается

Важно не забывать, что заниматься такими мероприятиями может только организация, которая получила разрешение. Не надо доверять свою безопасность компаниям-однодневкам и мошенникам

Когда выполняется аттестация газовых емкостей

Периодичность технической аттестации для работающих под избыточным давлением сосудов составляет 5 лет. То есть с даты изготовления каждые 5 лет баллон должен обязательно подвергаться испытаниям, во время которых определяют целостность корпуса и вентиля, массу конструкции, внутреннюю емкость и способность выдерживать повышенное давление.

Однако в некоторых ситуациях освидетельствование выполняют раньше установленного срока, когда:

  • сломан вентиль;
  • в месте соединения баллон-вентиль обнаружена утечка;
  • на горловине неисправно или отсутствует кольцо;
  • поврежден башмак;
  • окраска наружной поверхности является некачественной.

Решение о ремонте или выбраковке таких сосудов принимают только по результатам визуального осмотра и технических исследований.

Виды ремонта газового баллона в частности, ремонт пропановых баллонов

Ремонт газовых баллонов выполняют на основании данных полученных при освидетельствовании в частности. В частности, при проведении восстановительно-ремонтных работ заменяют, вентили, заменяют башмак, выполняют ремонт горловины и пр.

Кроме того, разумеется, при необходимости, на поверхности сосуда наносят дополнительные надписи. Но надо всегда помнить о том, что иногда безопаснее приобрести новый баллон, чем продолжать эксплуатировать старый.

Чаще всего ремонту подлежат пропановые баллоны. Это связано в первую очередь с тем, что эти баллоны имеют широкое применение и в промышленности, и в быту. Но, владельцы бытовых баллонов, должны быть готовы к тому, что они ремонту не подлежат.

Внешние ддеффекты газового баллона для отбраковывания

Случаи, при которых газовые баллоны не обменивают и к дальнейшему использованию непригодны.

Если на поверхностях баллона выявлены дефекты поверхности, которые превышают 10% от площади поверхности, то такое оборудование ремонту не подлежит и, должно быть, утилизировано.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий