Можно ли укоротить цепь самостоятельно
В случае, когда цепь бензопилы растянулась настолько, что уже не натягивается, возникает необходимость уменьшить ее длину.
Можно и наращивать пильный элемент, добавляя новые звенья, которые можно приобрести отдельно или снять с аналогичного. В магазинах можно увидеть цепь для бензопилы, намотанную на бухты, которая продается на метраж. В общем, ремонт цепей для бензопил можно производить и в домашних условиях, поскольку найти все компоненты для него не составляет труда.
Как убрать заклепку
Чтобы поменять элементы цепи или укоротить ее, потребуется разъединить звенья следующим образом. Зафиксируйте цепной элемент в тисках и сточите заклепки, а именно, их выступающие части. Для этого можно использовать напильник или надфиль. Следите, чтобы не подвергались стачиванию боковые части звена.
Воспользовавшись бородком (как он выглядит, показано на фото ниже), выбейте заклепку.
Существует еще один вариант разъединения звеньев. Для этого не потребуется стачивать шляпки заклепок. Поместите звено, а именно его заклепку, над каким-либо отверстием в металле или над слегка разведенными губками тисков. Далее, следует поставить слесарный бородок на шляпку заклепки и ударить по нему несколько раз молотком.
Продолжайте выбивать обе заклепки поочередно, поскольку они жестко закреплены противоположной частью звена. Постепенно заклепки начнут выходить из верхней части звена, и оно рассоединится.
Как соединить звенья
Для начала, необходимо приобрести в специализированном магазине звенья, подходящие под тип имеющейся у вас цепи. Делать это придется, если вы стачивали заклепки при разборке цепного элемента. Затем потребуется правильная сборка звена с учетом указанных на нем стрелочек. Собранный элемент положите на наковальню и несильными ударами молотка расклепайте заклепки.
Некоторые умельцы советуют соединять звенья при помощи сварки. Этот метод подойдет, если заклепки были сточены напильником. Но сначала нужно поэкспериментировать на какой-либо железке, чтобы выбрать подходящий режим сварки.
Сварку необходимо проводить укороченным и тонким электродом. Заклепка приваривается к боковой части звена, а лишний металл убирается надфилем. Единственный недостаток такого метода – перегрев металла, из которого сделаны элементы цепи. Как уже говорилось выше, из-за перегрева может снизиться износоустойчивость звеньев.
Принцип работы
Главный узел системы – насос. Принцип его работы следующий. При увеличении оборотов двигателя, шестеренка, установленная на главном валу, через червячную передачу приводит в движение вал насоса. В свою очередь, вращение вала создает определенное давление в масляной магистрали, что заставляет масло двигаться по ней в сторону шины.
Окончание масляного канала находится в месте соприкосновения шины с картером инструмента, где имеется продольная проточка, на которую при установке шины попадает её масляный канал.
Проточка необходима для обеспечения подачи масла на шину в независимости от степени натяжения цепи бензопилы. Проще говоря, в каком бы положении ни находилась шина в момент работы, масло через проточку будет на неё попадать.
Далее в смазочный процесс включается цепь, на звеньях которой, в зависимости от модели цепи, имеется либо проточка, либо отверстие посредством которых масло разгоняется по всей шине. С увеличение оборотов двигателя, скорость подачи масла тоже возрастает.
Некоторые модели бензопил оборудованы насосами, которые дополнительно имеют регулировку пропускной способности, и при возникновении необходимости, количество подаваемого масла системой смазки, можно увеличить или уменьшить.
Эта функция довольна удобна, т. к. позволяет экономить и не тратить лишнее масло.
Регулировка натяжения пильной цепи
Профессиональный вальщик никогда не начнёт работу бензопилой, пока не проверит натяжку цепи. Если она будет слабой, гарнитура при движении будет болтаться, соскакивать с шины и вполне может лопнуть. Чрезмерное натяжение также не сулит ничего хорошего – увеличенные нагрузки на двигатель и стремительный износ конструктивных элементов критически снижают рабочий ресурс инструмента.
Процедура натяжки пильной цепи выполняется по следующему алгоритму:
- Проверка хода цепи.
Для этого примерно по середине шины в верхней её части цепь берётся за зубец и вертикально подтягивается. При оптимальном натяжении около трети хвостовика останется в пазу шины, а сама цепь свободно вращается рукой. Если нет, значит она перетянута или ослаблена.
- Контроль безопасности.
Перед тем, как приступить к ремонту, необходимо убедиться в том, что бензопила выключена и её случайный запуск полностью исключён.
- Оценка степени натяжения.
Для этого нужно провернуть цепь рукой вдоль линии рабочего хода. Если гарнитура ослаблена, в нижней части шины вы заметите провис.
- Проверка натяжителя.
Этот узел располагается внутри фиксирующей шину крышки, которая находится возле тормозной муфты. Следует отпустить гайки-фиксаторы и провернуть натяжитель (регулирующий болт) до достижения нормального качества натяжки при сохранении плавности хода цепи и необходимого шарнирного люфта.
Правильная регулировка цепи
Качество работы бензопилы в большой мере зависит от правильной регулировки и натяжения цепи. Если цепь имеет нормальную длину, то этот процесс не отнимет много времени и усилий.
Процесс подтяжки выглядит достаточно просто и выполняется на протяжении нескольких минут:
- Ослабьте гайки на защитной крыше;
- Регулировочным винтом правильное натяжение;
Установка цепи на шину
Важно: Правильно натянутая цепь легко перемещается по шине небольшим усилием руки, не издавая при этом посторонних звуков и не стопорясь. В то же время при правильном натяжении звенья не должны провисать
Затяните гайки и проверьте натяжение, при необходимости – откорректируйте;
Причины, почему бензопила пилит криво?
Существует несколько распространенных факторов, которые ухудшают балансировку режущей гарнитуры пилы и портят линию реза.
К ним относятся:
неравномерная самостоятельная заточка режущих зубов – довольно часто бензопила пилит в бок из-за нарушения последовательности при заточке пильного органа. Согласно указаниям в инструкции, зубцы должны быть заострены на одинаковом расстоянии. В случае нарушения этого правила зубья, которые были сточены больше остальных, изнашиваются быстрее их. В результате цепь заметно отдаляется от центра, оставляя за собой кривую неаккуратную линию реза;
- эксплуатация цепи, параметры которой не соответствуют шине – у каждой шины есть свои характеристики, включающие ширину паза. Именно от нее зависит возможность установки режущего органа на направляющую. Если на шину с пазом 1,3 мм установить цепь с посадочной шириной 1,3 мм, то останется зазор в 0,2 мм. Он приведет к неравномерному движению режущей гарнитуры по пильному полотну, в результате чего бензопила будет пилить криво;
- повышенный износ режущих зубьев цепи – если бензопилу уводит в сторону, то это может говорить о чрезмерном износе цепи. Чтобы проверить режущий орган, нужно снять его с шины и осмотреть плоскость ее соприкосновения с направляющей шиной. Если режущие зубья действительно изношены, значит цепь нужно заменить, не пытаясь заточить ее.
Основной причиной ускоренного износа цепи может послужить неравномерная смазка пильной гарнитуры. Если она работает с перебоями, то цепь будет смазываться частями. В результате зубья, к которым не поступает масло, станут быстрее нагреваться и изнашиваться.
Почему слетает цепь?
Данные проблемы касаются как бензиновых, так и электропил. Если в процессе работы слетела цепь, то причин, по которым подобное происходит несколько:
- Проблемы с шиной;
- Растяжка цепи;
- Проблемы с ведущей звездочкой.
Рассмотрим их подробнее.
Проблемы с шиной
Если вы выявили, что цепь слетает из-за проблем с шиной, то причину надо искать в месте ее крепления. Паз расположен между пластиной на цепной гарнитуре и другой пластиной на самом корпусе. Крепление с помощью болта называется двигательным узлом. Во всех моделях бензопил место крепления шины спрятано под пластинами. Со временем болты расшатываются и держат уже не так крепко, поэтому увеличивается вибрация шины.
Устройство пильной шины
Если при визуальном осмотре вы определили, что натяжение цепи хорошее, работа пилы тоже не вызывает нареканий, а шина разболталась, то ее следует закрепить и выполнить тестирование.
Растяжка цепи
Со временем становится заметно, что цепь начинает провисать. Как и у каждого инструмента или запчасти, цепь имеет свой срок службы, спустя который надо проводить осмотр и возможно ремонт. Так как именно цепь подвержена наибольшим нагрузкам, то может не только растягиваться, но и затупляться. Выполнять укорачивание пилы нужно в том случае, если вы уже до упора выкрутили регулировочный винт. Обычно убирают не больше 1 или 2 звеньев.
Растяжка происходит по следующим причинам:
- Возникли неисправности в масляном насосе из-за нарушения подачи масла или полного его отсутствия. При нагревании цепь подвержена растяжению в большей степени.
- Неблагоприятные условия во время работы. На пильную гарнитуру попадают пыль, грязь и опилки, загрязняя ее и действуя как абразив. Со временем места крепления звеньев протираются и цепь растягивается.
- Если заливается некачественное масло для смазки цепи или отработка из двигателя машины, то частички, которые присутствуют там, также действуют как абразив.
- Спустя время цепь растягивается естественным образом.
Особенности выбора автобуса для электропилы
При покупке шины в первую очередь следует обратить внимание на это материал, из которого он сделан. Если она будет достаточно прочной и надежной, то деталь прослужит долго и исправно
Помимо материала, при выборе покрышки нужно изучить такие ее параметры:
- Хвостовик его можно использовать, чтобы определить, соответствует ли шина вашей модели пилы. Все дело в расположении натяжителей пил и отверстий для подачи масла к цепи. Большинство известных брендов производят собственные хвостовики для своих моделей электропил. В этом случае могут заменять друг друга хвостовики разных фирм;
- Ширина паза на сегодняшнем рынке можно выбрать шины с шириной канавки 1,1 и 1,3 мм для бытовых электропил малой мощности, а также 1,5 и 1,6 мм для более мощных моделей электропил;
- Длина пильного полотна этот параметр. один из самых важных при выборе детали. Чтобы определить длину пильного полотна, вам нужно будет измерить расстояние между концом полотна и зубчатым упором. Чаще всего это 1220 дюймов все зависит от модели пилы. Чем длиннее выбранная шина, тем больше дерево вы можете срезать.
Правильно подобранная и совместимая пила, цепь и электрическая пила позволят вам работать качественно и спокойно, не тратя деньги и время.
Чтобы установить цепь на электропилу, нужно действовать в таком порядке:
- Сначала нужно сдвинуть защитный щиток, опуская при этом тормозной рычаг;
- Затем отверткой поверните натяжитель и открутите гайку. Это ослабит натяжение старой цепи;
- Снимите крышку и отделите шину и цепь от звездочки;
- Затем снимите старую цепь и замените ее новым пильным элементом;
- Затем поместите шину на пилу и отрегулируйте натяжение цепи винтом. Старайтесь натягивать новую цепь плавно, без рывков.
- Опустите тормозной рычаг и открутите гайку;
- Снимите крышку и немного отодвиньте шину;
- Снимите старую цепь и установите новый пильный диск. При этом новая цепь монтируется сначала на демонтированную звездочку, а затем по всей длине шины;
- После этого звездочку необходимо установить на место и затянуть гайку.
По окончании остается повернуть натяжное колесо в направлении, указанном стрелкой на корпусе, и затянуть винт с накатанной головкой до конца.
Ассортимент станков для ремонта пильных цепей
Специальный станок для клепания цепей бензопил входит в перечень рабочего оборудования специализированных мастерских. Предлагаемый ассортимент включает в себя несколько бюджетных и фирменных моделей импортного производства стоимостью от 2000 до 5500 рублей.
Повышенными возможностями и комфортным уровнем работы характеризуются заклепочные станки торговых марок Штиль, Хускварна и Чемпион.
Стоимость универсальных расклепочно-заклепочных станков типа Штиль NG-7 составляет около 18000 рублей. Совершенные в техническом плане устройства обеспечивают высокое качество заклепочных соединений, экономию рабочего времени и материальных средств.
Стоимость же специального станка для заточки цепей бензопил варьируется от 2000 до 6000 рублей
Почему происходит затупление инструмента
Каждая бензопила обладает определенным периодом стойкости. Так называют время от начала работы новым инструментом, до приведения его в неработоспособное состояние.
Разрушение или износ режущего инструмента, предназначенного для работы по дереву, происходит из-за воздействия набора сил, возникающих в процессе резания. Одна из ключевых – это сила трения. Затупление пильной цепи происходит из-за длительной работы, из-за использования бензопилы не по назначению
Размер износа может быть определен как показатель веса, измеряемого в миллиграммах. Износ – это параметр, который показывает изменение характеристики формы и размеров режущего лезвия. Изменение геометрических параметров, которые происходят в ходе резания, и при этом отсутствует линейный износ, называют затуплением.
Существуют параметры, на основании которых выносят решение о возможности дальнейшей эксплуатации инструмента
В частности, при обследовании зубьев пильной цепи необходимо обратить внимание на кромки передней и задней поверхности, высоту лезвия, на площадь износа. Если они пребывают в неудовлетворительном состоянии, это значит, пришло время выполнять заточку бензопилы. К признакам того, что пила потеряла остроту можно отнести следующие:
К признакам того, что пила потеряла остроту можно отнести следующие:
- Уменьшение размера стружки.
- Использование большего усилия при выполнении работы.
Устройство натяжителя и принцип работы
Регулировка натяжения цепи производится простым перемещением шины:
- от ведущей звёздочки (от бензопилы) для усиления натяжки;
- к ведущей звёздочке (к бензопиле) для ослабления натяжки.
Шина перемещается с помощью простейшего шестерёнчатого механизма, который передаёт усилие от регулировочного винта к шине.
На регулировочном валу есть шип, который обязательно должен попасть в отверстие на шине при её установке. Это зацепление и заставляет шину перемещаться при регулировке.
Винт находится под отверстием в крышке, закрывающей звездочку привода, сбоку или спереди, в зависимости от модели бензопилы.
Винт в большинстве моделей имеет шлиц под плоскую отвертку. Его вращение по часовой стрелке или против движет шину медленно, по миллиметрам за один оборот. Это даёт возможность просто и точно добиться нужной натяжки.
Механизм натяжителя прост, потому достаточно надёжен. Выходит из строя по единственной причине — если зубцы шестерней привода сделаны из мягкого или хрупкого металла. Некоторые недобросовестные производители используют детали, сделанные при помощи порошковой металлургии. Зубцы на таких шестернях быстро «слизываются».
В таких случаях приходится менять узел целиком. Можно натягивать цепь вручную или с помощью тисков. Шина аккуратно, без давления на пазы, фиксируется в тисках, бензопила оттягивается от тисков до достижения нужной натяжки цепи. Это временная мера. Цепь приходится подтягивать часто, а без регулировочного механизма делать это неудобно.
Регулировка проводится при полностью установленной на место шине с цепью, при ослабленной затяжке гаек крепления, которых в зависимости от модели может быть одна или две.
Алгоритм натяжки цепи на бензопиле
- Бензопилу размещают в удобном положении на столе или верстаке.
- Отпускают затяжку шины, но не слишком сильно, чтобы она не болталась. Напротив, при недостаточном отпуске шина остаётся зажатой, а это может привести к срыву регулировочного винта или механизма.
- Нижний провис цепи хорошо видно. При повороте регулировочного винта (или колеса у бесключевых систем) провис подтягивается.
- Проверяется сила натяжки. Правильность определяют вручную. Примерно в середине шины пальцами с небольшим усилием оттягивают цепь. Она должна выходить из паза на 3-5 мм. Направляющие сегменты цепи, скользящие внутри паза шины при работе, ни в коем случае не должны выходить до конца. Их нижняя часть должна оставаться в направляющем пазе.
- Гайка или барашек крепления затягивается.
- Проверяется легкость хода цепи по пазу. Она должна ходить, как вперед, так и назад. Если с небольшим усилием — это допустимо. В работе натяжка быстро ослабнет.
- Если цепь не движется от руки, операцию повторяют. Гайку крепления отпускают и натяжку ослабляют.
Наглядный пример того, как происходит натяжка цепи на бензопиле, представлен в следующем видео: