Дорожно-разметочная машина. Технологии работ

7.2. Состав бригад, расстановка звеньев, оснащенность

7.2.1. При устройстве дорожной разметки рекомендуется выполнять следующие виды работ:

– нанесение линии предварительной разметки;

– очистка покрытия от грязи и пыли;

– нанесение линий разметки: по оси дороги, краевых линий и линий, разделяющих полосы движения на многополосных дорогах;

– нанесение разметки по шаблонам (пешеходные переходы, направляющие стрелы и т.п.).

7.2.2. Исходя из технической категории дороги, на которой будет наноситься разметка, в разметочной бригаде можно формировать звенья:

– предварительной разметки осевой линии численностью 5 человек;

– предварительной разметки краевой линии и вспомогательного обеспечения численностью 2 человека;

– очистки покрытия;

– разметки осевой и краевой линии численностью 4 человека;

– разметки по шаблонам численностью 3 человека.

7.2.3. Длина сменной захватки и расстановка звеньев определяется рабочей скоростью движения разметочной машины. Выполненные за смену разметочные работы должны полностью соответствовать схеме дислокации линий разметки. Это обусловлено требованиями обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах.

7.2.4. Рекомендуется, чтобы звено предварительной разметки осевой линии находилось впереди на расстоянии, равном сменной производительности разметочной машины. Скорость движения звена предварительной разметки должна быть такой же, что и у разметочной машины. В противном случае рекомендуется формировать несколько звеньев предварительной разметки. Примерный перечень инвентаря для выполнения предварительной разметки содержит: мерную ленту (10-20 м); мерное колесо (курвиметр); вешки для створения на длинных прямых участках; мел для обозначения засечек на покрытии дороги; капроновый шнур длиной не менее 100 м и толщиной 10-15 мм; маркер – капроновая канистра емкостью 2-5 л с пробкой, в которую вставлена металлическая трубка диаметром 5-6 мм и длиной 500-700 мм для нанесения линии предварительной разметки; два комплекта передвижного ограждения. Ограждение представляет собой складной или неразборный забор 1000´900 мм на колесах. На ограждения навешиваются дорожные знаки “Дорожные работы”, “Ограничение скорости”, “Направление объезда” или “Сужение дороги”.

7.2.5. Также при разметке дорог применяется:

– машина для перевозки разметочного материала (краски, стеклошариков);

– прицеп для транспортировки разметочной машины;

– машина обеспечения для транспортировки разметочной бригады, оборудования для предварительной разметки. Машина может использоваться также для прикрытия при нанесении линий разметки.

7.2.6. Звену предварительной разметки краевых линий рекомендуется работать между звеньями предварительной разметки осевой линии и звеном разметки. Звено оснащается аналогично звену предварительной разметки осевой линии.

7.2.7. Звено очистки покрытия работает перед звеном разметки. Оно оснащено машиной для очистки покрытия от пыли и грязи с набором чистящих щеток и сменными насадками для розлива воды (машина типа КДМ).

7.2.8. Звено разметки осевой и краевой линии работает за звеном очистки покрытия дороги. Это звено должно быть оснащено разметочной машиной, грузовым мотороллером или машиной с кузовом типа “пикап”, грузовым автомобилем.

В состав звена разметки входит машинист разметочной машины, вспомогательный рабочий, обеспечивающий расстановку конусов для ограждения свеженанесенной линии разметки, водитель грузового мотороллера или машины с кузовом типа “пикап”, который собирает конуса и устанавливает ограждения участка дорожной разметки, а также водитель грузового автомобиля, подвозящий краску и микростеклошарики.

7.2.9. Звено разметки по шаблонам выполняет работы на пересечениях, примыканиях дорог, в населенных пунктах. Оно оснащено ручной разметочной машиной, дорожными знаками и ограждающими устройствами, шаблонами для нанесения разметки. Шаблоны для разметки могут изготавливаться из листовой стали (алюминия), толщиной 1,5-2 мм, в которой вырубается элемент разметки. Для придания жесткости шаблон по краям окаймляют металлическим уголком 15´15 мм. Возможно изготовление шаблона из полосок стали шириной 15-20 см, сваренных между собой, а также шаблонов, изготовленных из мягкого листового материала (типа линолеум, пленка и т.п.) толщиной 5-8 мм.

Технология нанесения разметки

Любые работы по нанесению маркировки начинаются после разработки проекта

Проект необходим для того, чтобы покрытие соответствовало актуальным нормам и требованиям. Документ должен быть разработан в специальных организациях после полного аудита помещения, когда определены участки размещения разметки с учетом опасных зон. Типичный проект содержит три части: пояснительную записку, графическую часть и спецификацию со всеми пояснениями.

Опираясь на изложенные технические решения, рекомендации приступают к нанесению разметки. Помимо стандартных горизонтальных обозначений применяются нумерация, текст, стрелки, символы.

Дополнительная маркировка включает:

  • монтаж табличек, указателей – такие знаки несут дополнительную информационную нагрузку, что помогает ориентироваться в просторных производственных, складских помещениях, на паркингах и стоянках;
  • покраска колонн – это решение весьма востребовано в серых одноцветных промышленных помещениях и работает на минимизацию рисков столкновений и аварий.

Если в помещении находится старая разметка, ее следует удалить при помощи специального оборудования. Допустимо применять механическую, термическую и химическую обработку.

Особенности монтажа разметочных лент

Для разметки пола применяют ленту толщиной 150-180 мкр. Нанесение может производиться одним рабочим без приостановки производственного процесса. Поверхность очищается строительными пылесосами, обезжиривается, просушивается. По неровным основаниям наносят грунт. Если работы ведутся при низких температурах, поверхность прогревается техническим феном, как и готовый слой.

Порядок монтажа:

  • пол обеспыливается и обезжиривается любым подходящим препаратом. Как правило, применяют ацетон, бензин или любой универсальный растворитель. Для внутренних работ можно задействовать поломоечные машины с обезжиривающим моющим средством;
  • основание тщательно просушивается сжатым воздухом компрессоров. Пористые поверхности грунтуют, используя валики, кисти, в 1-2 рабочих подхода;
  • наклейку ленты начинают, отрезав лист требуемой длины от общего рулона. Постепенно освобождая его от защитной пленки, плотно фиксируют на поверхности. Готовую разметку прикатывают резиновым валиком;
  • при механизированном способе нанесения применяют специальные аппараты (диспенсеры для разметочных лент).

Особенности монтажа маркировочных красок

Краски для нанесения разметки могут работать только на сухих, очищенных от грязи основаниях. В большинстве случаев требуется положительная температура воздуха – от +5 до +30 градусов. Некоторые производители требуют, чтобы относительная влажность воздуха не превышала 85%, а при наружных работах не было сильного ветра. Недопустимо наличие открытых источников огня.

Краски доводят до однородной консистенции строительным миксером в течение нескольких минут. При замесе можно использовать специальные световозвращающие материалы, что делает маркировку видимой как при тусклом, ярком свете, так и в темноте. Шарики добавляют в краску в объеме 20% от общего количества. Допустимо наносить материал на свеженанесенную разметку методом посыпки.

В зависимости от объемов работ применяют специальное оборудование либо кисти, валики, краскопульты.

Особенности нанесения холодных и горячих пластиков

Холодный пластик следует наносить на чистое и тщательно просушенное покрытие.  Выбор технологии выполняется с учетом способа внесения отвердителя либо метода перемешивания компонентов.

Некоторые марки пластика могут работать по влажным основаниям

Если применяются самоходные разметочные машины, используют экструдерное, гравитационное либо спрей-нанесение. Символьную маркировку наносят вручную, применяя трафареты. В этом случае перемешивание холодного пластика и введение отвердителя проводится вручную, порционно, в чистой емкости.

При нанесении линии или символа маркировки предварительно фиксируют на основании ключевые точки. По ним проводят клейку контура, применяя малярную ленту. Когда смесь готова, ее выливают на пол в пределах трафарета. Пластик выравнивают шпателем, соблюдая небольшой нахлест на малярную ленту. Далее слой посыпают стеклошариками и аккуратно снимают ленту.

Горячие пластики более дорогие и применяются преимущественно в местах с высокой степенью изнашивания. Тут возможен только механизированный метод нанесения. При работе следует сконцентрироваться на работе термометров, контролирующих нагрев в котлах разметочного оборудования.

Какие виды разметки предусмотрены нормативами безопасности дорожного движения

Нанесение дорожной разметки регламентируют ГОСТ Р 52289 – 2004, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* и приложение к Правилам дорожного движения. Документами предусмотрены следующие правила маркировки дорожного полотна, в которых описываются особенности ее нанесения:

I. Виды разметки.

Правилами установлено, что горизонтальная и вертикальная разметка может быть:

  • постоянная, которая в этом месте будет всегда. Такая маркировка выполняется только материалом белого цвета. Исключение составляет желтый цвет линий и знаков, что предусмотрено нормативными документами;
  • временная, удаляемая в обозримом будущем. Такая маркировка выполняется красящим веществом оранжевого цвета.

II. Классификация обозначений.

Разграничение потоков транспорта и обозначение границ полос осуществляется при нанесении следующих типов изображений:

Сплошные и пунктирные продольные линии. При этом первую из названных – пересекать категорически не разрешается. Прерывистую (пунктирную) линию пересекать можно. Еще один вид продольных полос – двойная сплошная – разделяет потоки машин, следующие в противоположных направлениях. Поперечные линии регулируют движение пешеходов, но водителям она сигнализирует о месте, где нужно остановиться или уменьшить скорость. Самая важная из поперечных разметок обозначает пешеходный переход и в народе обозначается как «зебра». Еще одна из поперечных разметочных линий наносится перед светофором и сигнализирует о месте остановки в ожидании зеленого света. Стрелки показывают возможное направление перемещения ТС или пешеходов. Они бывают также раздваивающимися и растраивающимися. Иногда – при больших автомобильных потоках – разметочное изображение дублируется соответствующим знаком

Пиктограммы в дорожной разметке отображают узнаваемые черты предметов, на которые необходимо обратить внимание. Так, пиктограмма велосипеда обозначает, что данная проезжая часть – это велосипедная дорожка. Пиктограмма с изображением инвалида-колясочника указывает на парковочное место для транспортных средств таких людей

Пиктограмма с изображением инвалида-колясочника указывает на парковочное место для транспортных средств таких людей.

Шмель 11А

На территории стран СНГ большей популярностью пользуется разметочные машины от производителя «Шмель». Давайте рассмотрим одну из моделей, которая называется «Шмель 11 А».

Такая модель наносит краску безвоздушным способом. Использовать стоит только ту краску, которая быстро сохнет. Отличительные черты техники – высокая манёвренность и небольшие размеры. Компактность машины позволяет делать разметку не только на магистральных дорогах, но и на улицах города.

Обратимся к списку ниже, чтобы проанализировать основные преимущества данной модели:

  1. Три варианта оборудования: один, два или три насоса.
  2. Кузов грузовика можно использовать в качестве перевозчика оборудования, материалов, а это говорит о многофункциональности машины.
  3. Тройной насос – это отличный вариант для работы в аэропортах, он работает по схеме «желтый-черный-желтый» и отлично справляется со своей задачей.
  4. Грузовик можно использовать в других целях, если снять кузов.

Разные виды материалов подвластны Шмелю 11А, это может быть хлорированная краска, водоэмульсионная, краска на основе каких-либо растворителей, также вы можете использовать стеклянные шарики.

Основные характеристики модели 11А:

  • установленная видеокамера позволит управлять техникой одному человеку, который будет выполнять функции оператора и водителя;
  • при работе с таким агрегатом вы имеете возможность добавлять к уже встроенным бакам новые емкости;
  • техника имеет простой монтаж, в котором легко разобраться самостоятельно;
  • можно работать сразу с тремя насосами;
  • имеется несколько зафиксированных видов разметки на компьютере.

Что касается цены, то всё очень спорно. Примерно машина стоит около 4 000 000 рублей. Да, агрегат дорогой, но он стоит этих денег, так как он многофункционален, хорошо укомплектован и упрощён в управлении, что позволяет любому научиться работать с техникой за небольшой промежуток времени.

6.3. Расход краски

6.3.1. Для получения высококачественной дорожной разметки с хорошими эксплуатационными показателями необходимо подобрать расход материалов, а также соотношение краски и микростеклошариков.

6.3.2. Расход лакокрасочного материала определяется в лаборатории завода-изготовителя лакокрасочного материала. Он зависит от физико-химических (основа вяжущего, сухой остаток и др.) и физико-механических (коэффициент укрывистости, стойкость к истираемости, плотность, толщина слоя и др.) свойств. Сведения о расходе, как правило, выдаются потребителю в качестве рекомендаций в технических характеристиках краски.

6.3.3. Для каждой марки краски определяется свой минимальный расход, обеспечивающий удовлетворительную укрывистость.

6.3.4. Норма расхода краски изменяется в зависимости от типа покрытия (асфальтобетон или шероховатая поверхностная обработка). Необходимо учитывать, что для покрытий, которые имеют шероховатую поверхностную обработку, норма расхода краски должна увеличиваться в среднем на 20-30%.

6.3.5. Расход краски для краевых и осевых линий разметки должен быть разным. Увеличение или уменьшение расхода краски обуславливается количеством наездов на линию. Расход краски на осевой линии должен быть больше на 50-100 г/м2.

6.3.6. При восстановлении разметки норма расхода материалов уменьшается в зависимости от процента остатка разметки. В среднем уменьшение расхода краски составляет 50 г/м2.

6.3.7. Рекомендуемые нормы расхода красок с учетом износа существующей разметки приведены в табл. .

Таблица 3

Расход краски для разметки асфальтобетонных и цементобетонных покрытий в зависимости от процента сохранности линий разметки, г/м2

Расход краски для разметки покрытий с шероховатой поверхностной обработкой в зависимости от процента сохранности линий разметки, г/м2

<30 %

от 30 до 80 %

>80 %

<30 %

от 30 до 80 %

>80 %

Осевая

650

600

550

780

720

660

Краевая

600

550

500

720

660

600

Примечание. При нанесении разметки на новых покрытиях расход краски устанавливается согласно графе <30 %.

Технология шумовых полос

Между тем есть технология нанесения продольных шумовых полос, не допускающая риска разрушения покрытия. Прелесть ее еще в том, что шумовая полоса идеально вписывается в размер обычной разделительной полосы. Еще бы – она сама таковой и является, выполняя по совместительству роль шумовой. Смешно сказать, для нанесения шумовой разметки не нужно привлекать какие-то дополнительные ресурсы – операция и так заложена в смету организации, эксплуатирующей дорогу.

Существуют требования, регламентирующие данную технологию. Согласно техническим требованиям к дорожной разметке на автомобильных дорогах общего пользования, прописанным в межгосударственном стандарте ГОСТ 32953–2014, горизонтальная разметка по свойствам поверхности разделяется на разметку без структурной и профильной поверхности и разметку со структурной или профильной поверхностью (говоря иначе, шумовую). Разметка со структурной поверхностью выполняется «из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет от 25 до 75% и толщиной не менее 1 мм». Разметка с профильной поверхностью наносится «с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%». Как сказано в ГОСТе, «горизонтальная разметка со структурной и с профильной поверхностью обеспечивает вибрационное (шумовое) воздействие на водителей транспортных средств, информируя их о наезде на эту разметку».

Технические условия к шумовым полосам на автомобильных дорогах общего пользования определяются в ГОСТ 33025–2014. По виду используемого материала и технологии устройства шумовая полоса, согласно этому стандарту, делится на выполненную из термопластиков и холодных пластиков для горизонтальной дорожной разметки со световозвращающей поверхностью, либо из цветных покрытий противоскольжения, либо методом фрезерования дорожного покрытия. В примечании отмечено, что термопластики, холодные пластики и цветные покрытия противоскольжения применяются для устройства поперечных шумовых полос. Однако в следующем пункте стандарта сказано: «допускается применение других материалов и технологий для изготовления шумовых полос, обеспечивающих выполнение требований настоящего стандарта». При этом «для обеспечения безопасности дорожного движения путем визуального и вибрационного эффекта допускается применение для устройства продольных шумовых полос горизонтальной дорожной разметки со структурной и профильной поверхностью по ГОСТ 32953». Таким образом, стандартом допускается в качестве продольной шумовой полосы применять горизонтальную разметку со структурной и с профильной поверхностью.

Конструкции разметочных машин

Распыление краски производится пневматическим или механическим способом. В первом случае используется воздушный поток высокого давления, в котором красящее вещество диспергируется, получает необходимую энергию, и с силой осаждается на подготовленном дорожном покрытии. При механическом способе окраска происходит вследствие непосредственного контакта инструмента с поверхностью. Производительность дорожно-разметочных машин, реализующий пневматический способ, выше, но конструктивно они сложнее, и требуют наличие компрессора.

При малом объёме дорожно-разметочных работ используют ручные разметочные машины, перемещение которых производится трактором или вручную. Высокопроизводительное маркировочное оборудование оснащается устройствами программного управления и работает в автоматическом режиме.

Пневматические разметочные машины имеют в своей конструкции распылительное сопло, к которому прилагается ряд насадок, позволяющих изменять ширину разметки и интенсивность распыления. Конструктивно сопло оформляется в виде пневмопистолета, который снабжён пусковой рукояткой. Пистолетов может быть несколько, в этом случае они монтируются на специальную стойку.

Система программного управления, которой оснащаются машины, допускает выполнять следующие виды разметки:

  • одиночную сплошную линию;
  • пунктирную линию;
  • двойную сплошную линию;
  • разметку переходов, иногда называемую «вафельной».

В памяти контроллера имеются шаблоны, при помощи которых регулируется ширина и длина разметки, а также интенсивность нанесения краски. При интеллектуальном управлении система преобразует скорость движения в электрический сигнал, а затем вводит его в контроллер. Длины маркировочных линии для запроса задаются в виде оптико-электрического сигнала, который управляет работой разметочной машины, в результате чего готовая разметка полностью соответствует требованиям.

Классификация машин для нанесения дорожной разметки

Оборудование, ставшее темой нашего разговора, классифицируется по целому ряду признаков. Поговорим об этом более подробно.

По материалу разметки

С точки зрения материала, который используется для нанесения разметки, машины делятся на следующие виды:

  • для краски;
  • для холодного пластика;
  • для спрейпластика (может быть как горячим, так и холодным);
  • для полимерной ленты;
  • для термопластика.

Также на современном рынке при желании можно отыскать комбинированные модели, предназначенные для использования нескольких (обычно – двух) материалов.

По способу управления

Именно он следит за потоком краски и за соблюдением требуемых параметров.

Более современные устройства оснащаются специальным оборудованием с компьютерным управлением, которое автоматизирует процесс, сводя к минимуму участие в нем человека. Также есть полуавтоматические варианты, которые позволяют наносить, например, прерывистую линию разметки по заранее заданному шаблону.

По сфере применения

Согласно следующей классификации, разметочное оборудование принято подразделять на несколько разновидностей, в частности, на устройства, предназначенные для небольших объемов.

Иимеется в виду обустройство разметки во время выполнения ремонтных работ на мостах и дорогах, а также размежевание небольших территорий ограниченной площади, в частности, парковок, дворов, спортивных площадок и т.д.. Также есть машины городские и магистральные. 

По размерам оборудования и шасси

Важнейшим параметром выбора и ключевым фактором, влияющим на цену разметочной машины, является ее размер и тип шасси. В этой связи следует выделить три группы:

  1. Ручные малогабаритные, которые фактически представляют собой небольшие тележки с установленным на них окрасочным оборудованием.
  2. Средние, в них уже имеются собственные шасси – автономные либо прицепные.
  3. Крупная техника, которая базируется на шасси грузовых авто, выпускается серийно и применяется в ходе выполнения масштабных работ (нанесение разметки на автомобильных магистралях федерального либо международного значения и на прочих крупных объектах). 

Эта разновидность спецтехники тоже бывает разной, в том числе различия состоят и в плане массы. Вес таких машин может варьироваться в пределах от 3,5 до 26-ти тонн.

Неоспоримым преимуществом малогабаритного оборудования является его компактность, которая оптимальным образом сочетается с широким функционалом. Такие модели оснащены достаточно мощным бензиновым мотором, насосом и довольно вместительным баком для краски. 

Для работы в ручном режиме используется распылитель на длинном шланге, а когда следует автоматизировать процесс и нанести длинную прямую или прерывистую линию, привлекают пистолет, установленный на  регулируемой рампе. Оператор устройства может регулировать интенсивность подачи красящего состава путем изменения скорости качения. Такое решение повышает удобство использования тележек и исключает риск образования брака. 

Стандартной практикой является присоединение к обычной разметочной тележке самоходного шасси, оснащенного креслом оператора. В таком виде техника прекрасно справляется с нанесением разметки даже на междугородних трассах.

Самоходные разметочные машины эксплуатируются преимущественно на автомагистралях большой протяжности или на внушительном отдалении от населенных пунктов. Ключевым условием применения этой разновидности спецтехники является качественное асфальтированное или железобетонное покрытие. 

Подобные модели представляют собой автомобили с высокопроизводительным оборудованием для нанесения краски и прочих материалов на дорожное полотно. Их конструкция включает в себя мощный насос, трансмиссию, а также установку для распыления краски и прочие детали.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий