Соединитель цепи. Делаем цепи длиннее

Технологические возможности

Соединитель цепи с серьгой (DIN 82101) классифицируется по диаметру винта и размерам внутреннего пространства дуги. Диапазон выдерживаемых им рабочих нагрузок составляет до 800 кг для такелажа 5×5 (первое число обозначает внутренний диаметр серьги, второе — диаметр винта) до 15000 кг для такелажа 22×25. В головке грузового винта имеется отверстие, за которое крепёж может фиксироваться. Устройство отличается наименьшей трудоёмкостью разъединения, однако имеет технологический недостаток – при частых рывках или превышении нагрузки ось грузового винта может изогнуться, и тогда демонтаж соединителя усложняется.

Более функциональными являются винтовые соединители цепи или карабины, которые производятся в соответствии с техническими требованиями DIN 5299. Этот такелаж представляет собой разрезанное кольцо, на торцах которого нарезана резьба. А в зазор вставлена высокая гайка, размеры которой позволяют перекрыть расстояние между торцами не менее чем в два раза. При соединении цепей смежные звенья вставляются в зазор, а затем перекрываются навинчивающейся шестигранной гайкой.

Соединитель цепи с гайкой обладает повышенной жёсткостью, поскольку возможный провис разрезного кольца под нагрузкой блокируется навинченной гайкой. Такелаж производится в диапазоне размеров гайки от М3 до М12, с допускаемой нагрузкой на такелаж соответственно 10 и 200 кг. Существуют также специальные разновидности соединителей с гайкой (пожарные карабины), допускающие и более высокие нагрузки.

Цепи противоскольжения обыкновенно бывают 3 видов

В виде лесенки;

В виде ромба;

В виде сотов.

Каждый отдельный вид имеет свои преимущества и недостатками, но так как изготовление цепи противоскольжения на ниву или ваз в форме лесенки более проще, поэтому для примера будем брать этот вид.

Цепь в виде лесенки состоит из поперечных
(1), продольных
(2) и хвостовых
(3) ветвей
, запорного крюка
(5), гака
(4) и кольца
(6). Элементы цепи соединяются с помощью связующих колец (рисунок).

Чтобы своими руками изготовить цепи противоскольжения понадобятся

Крючки – 32штуки; Цепь с диаметром прутка 4-5 мм – 15метров; Натяжное устройство – 2штуки.

Процесс изготовления цепей своими руками:

И так, для продольных цепей необходимо нарезать 4 куска цепи по 83 звеньев, а для поперечных цепей нарезаем 16 кусков по 13 звена.

Первую поперечную цепь нужно закрепить на 6-ом звене продольных цепей, а остальные, кроме последней (последнюю нужно закрепить на 12-ом), на каждом 10-ом звене от предыдущей.

Продольные звенья с поперечными нужно крепить при помощи колец или крючков.

После 4-ой поперечной цепи, необходимо закрепить отрезок из 5-ти звена на одну сторону, а на концы продольных звеньев одевать карабины диаметром 5 мм.

На закрепленную сторону на карабин необходимо закрепить натяжное устройство, а на другой конец закрепить крюк.

И все, изготовление цепи уже завершено, можно уже одевать их на колес.

После всего этого можно уже испытывать цепи на автомобиле.

Цепи противоскольжения на , ВАЗ или Ниву монтируются на ведущие колеса машины. Монтаж цепи противоскольжения производится 2 способами
:

С поддомкрачиванием автомобиля;

Без поддомкрачивания автомобиля.

В зависимости от дорожных условий и навыков, водитель сам выбирает способ монтажа. Рекомендуется монтаж таких цепей производить до выезда на участок бездорожья.

Для монтажа без поддомкрачивания автомобиля необходимо:

Детально расправить цепь (звена цепи не должны быть накручены);

Разложить цепи на поверхность дороги и накатить на них ведущими колесами;

Автомобиль фиксировать в положении, которое исключает самопроизвольное движение;

Надеть цепи на шину так, чтоб запорный гак (4) с запорным кольцом (6) находились с внешней стороны колеса;

Зацепить запорный крюк (5) с внутренней стороны колеса за одно из звена хвостовой ветви (3);

Равномерно разделить поперечные ветви (2) по окружности всего колеса;

Вставить запорный гак (4) в одно из концевых звеньев хвостовой ветви (3);

Запорный гак повернуть по направлению к запорному кольцу (6);

Запорное кольцо завести в отверстие запорного гака;

Если есть необходимость, произвести дополнительную натяжку цепи, перецепившая запорный гак и крюк за следующие хвостовые звенья.

Снятие цепи с колеса делать в обратном порядке.

Продольные и поперечные ветви должны очень плотно захватить шину.

Для монтажа с поддомкрачиванием автомобиля необходимо:

Установить упоры под передние колеса автомобиля;

На ручной тормоз установить ;

Вывести колесо автомобиля над дорогой на высоту 20- 30мм;

Надеть цепи так, как в детально сказано выше.

Видео как сделать цепи на колеса против скольжения своими руками

Зимний тюнинг колес

Цепи противоскольжения представляют собой разновидность съемного протектора, при помощи которого обычное колесо для шоссе превращается в резину улучшенной проходимости. С точки зрения конструкции цепи на колеса представляют собой связанную проволоку с армированием, равномерно обхватывающую всю длину окружности шины. В состав таких цепей входит два продольных троса, расположенных на окружности колеса внутри и снаружи. Для их соединения между собой используются поперечные элементы или специальные «грунтозацепы», изготовленные из армированной резины.

Применение цепей противоскольжения позволяет существенно повысить проходимость транспортного средства за счет повышения сцепных характеристик покрышек.
Это актуально при езде по таким поверхностям, как лед, грязь, рыхлый или мокрый снег и т.д. Например, при поездке за город первые 100 км пути могут пролегать по обычной дороге, покрытой асфальтом, тогда как далее необходимо повернуть на грунтовую трассу, которая и представляет собой «непроходимое» бездорожье.

В этом случае на колеса надевают цепочки против скольжения и продолжают свой путь. В противном случае существенно возрастает риск застрять в непролазной грязи, в результате чего придется искать трактор или другое транспортное средство для буксировки автомобиля. Кроме того, цепи противоскольжения существенно облегчают прохождение таких участков, как крутые подъемы, покрытые льдом, достаточно сложно преодолеваемые даже при наличии шипованной резины.

Износ цепи

Как и любой механизм, трансмиссию необходимо смазывать, регулировать и обеспечивать ей надлежащее хранение. Для того чтобы цепь дольше служила, ее нужно смазывать специализированным маслом хотя бы 1 раз за сезон и проводить очистку от старого масла и грязи.

Если велосипед будет храниться без использования несколько сезонов, следует снять цепь и поместить в тару с керосином. Это делается для того, чтобы она не растянулась за время простоя и сохранила свой внешний вид. Определить износ цепочки можно при помощи обычной линейки или 24 звеньев. Длина должна составлять 12 дюймов, что в пересчете на миллиметры составляет 304,8.

Если ваша цепь длиннее на:

  • 1,5 миллиметров – нормальное состояние;
  • 2,5 миллиметров – следует провести замену;
  • 3 миллиметра – возникнут проблемы с переключением передач, срочно необходима замена;
  • более 3 миллиметров – нужна замена всей трансмиссии.

Цепь – элементарная, но важная часть любого велосипеда. На сегодняшний день она стала расходным материалом, но также влияет на состояние всей трансмиссии байка. Для того чтобы проблем не возникало, следует внимательно отнестись к подбору цепи, ее регулировке, очистке и хранении. В таком случае велосипед прослужит длительное время.

Конструкция и преимущества в сравнение с цепями

Браслеты противоскольжения – специальные автоаксессуары, позволяющие увеличить сцепление колес с дорожным покрытием в условиях снега или сильной грязи. Внешне они представляют собой конструкцию, состоящую из двух рядов цепей и стяжного ремня с элементами крепления.

Суть браслетов довольно проста. Они монтируются на колесо автомобиля так, чтобы два ряда цепей оказались поверх протектора колеса, а ремнем с крепежным элементом он надежно фиксируется в таком положении. Естественно, один браслет, надетый на колесо, проходимость автомобиля практически не повысит, а вот 2-3 браслета противоскольжения, одетые на каждое ведущее колесо значительно увеличат шансы преодолеть снежный сугроб или грязь.

Преимущества

  • Они компактны (обычно они продаются в комплекте по 6 штук, при этом они находятся в удобном компактном подсумке).
  • Эффективны не хуже цепей (цепи противоскольжения конструктивно работают так же, как и браслеты, т.е. цепь находится поверх протектора, играя роль дополнительных грунтозацепов).
  • Они удобны в использовании (цепи, как и шины с увеличенными грунтозацепами, нужно устанавливать на автомобиль заранее, что не очень практично. Браслеты же могут быть установлены на колеса в любой момент, и так же в любой момент сняты с колес).
  • Универсальны. Конструкция цепей противоскольжения рассчитана под определенный диаметр колес, поэтому под каждый автомобиль цепи подбираются индивидуально. Браслеты же универсальны, он хоть и имеют размерные значения, но каждое значение рассчитано на использование на нескольких диаметральных размерах колес).
  • Удобство монтажа (на застрявший автомобиль цепь противоскольжения установить невозможно, поскольку автомобиль нужно поддомкрачивать. Браслеты противоскольжения можно устанавливать и уже на застрявший автомобиль).
  • Стоимость. Браслеты, конечно, дороже лопаты с мешком песка, но значительно дешевле качественных цепей противоскольжения, не говоря уже о специализированной резине с увеличенными грунтозацепами).
  • Безопасность использования. Даже в случае порыва крепежного ремня браслет просто слетит с колеса, не повредив автомобиль. Цепь противоскольжения полностью разорвать очень сложно, а вот оторвать с одной стороны ряд цепи возможно и этот ряд, имеющий свободный ход, под воздействием центробежной силы может нанести ущерб кузову автомобиля.

Делаем цепи противоскольжения своими руками

Чтобы изготовить самодельное цепное оборудование, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Измерьте рулеткой длину окружности покрышки. Отрежьте от цепочки 2 отрезка, равных этому измерению минус 20-30 см. Готовые отрезки, замкнутые в кольцо, должны лежать примерно на линии протектора шины. Соедините их в 2 круга при помощью карабинов.
  2. Для поперечных отрезков измерьте расстояние между двумя кольцами из цепочки по внешней стороне покрышки (здесь нужно учитывать и длину соединителей).
  3. Отрежьте нужное количество поперечных цепей – их должно быть не меньше 8 шт.
  4. На концы полученных отрезков прикрепите карабины или крючки. Их можно сделать из армированной проволоки или воспользоваться звеньями цепочки, но обязательно закрепляйте сваркой.
  5. Теперь прикрепите поперечные отрезки к окружностям на равном расстоянии.
  6. Для регулировки натяжения нужно изготовить подходящую систему. Можно ее сделать из отрезка цепочки, дополнив регулятором с двумя винтами. Также возможно использовать пружины из металла или резиновые жгуты. На концы регуляторов тоже прикрепите карабины.
  7. Лучше всего использовать 2 регулятора натяжения: с наружной и внутренней стороны колеса. При необходимости можно натянуть систему и одним регулятором.

На передне- и заднеприводных авто оборудование надевается только на ведущие колеса. На машинах с полным приводом “одевать в панцирь” необходимо весь комплект колес.​

Посмотрите видео по теме.

Работа с цепью, отделение необходимой длины

Для начала необходимо снять цепь с рамы. Для этого не придётся пилить вилку велосипеда, как некоторые могут подумать. Всё делается гораздо проще. Первым делом нужно найти замок, который есть на каждой цепи. После, при помощи обычной отвёртки, удалить с него фиксирующую скобу, снять пластинку звена и выбить штифты дюбелем или кернером.

Если цепь слишком проржавела и выдернуть скобу не получается, можно обработать замок любым удалителем ржавчины. Лучше всего в таких ситуациях действует «WD-40», хотя и другие составы вполне неплохо помогают. Если времени у мастера достаточно (а при настоящих условиях самоизоляции его довольно много), можно залить цепь обычным дизельным топливом и оставить на 4–5 часов. Потом расцепить замок будет просто.

ФОТО: YouTube.comПри помощи отвёртки нужно удалить фиксирующую скобу и разомкнуть замок цепи

Отделение нужного отрезка от целой цепи

Вся длина цепи для самодельного универсального ключа не нужна, поэтому необходимо отделить определённый отрезок. Все работы можно выполнять при помощи дюбеля или кернера и обычного молотка. Хотя многие мастера, не желающие тратить лишнее время, советуют воспользоваться болгаркой

Этот способ вполне приемлем, ведь какими будут края цепи, для самоделки, описываемой сегодня, не важно

ФОТО: YouTube.comНеобходимо отделить отрезок велосипедной цепи нужной длины

Должно получиться 13–15 звеньев, соединённых тем же количеством сцепных перегородок. По сути, для простого ключа большего и не требуется. Возможно в дальнейшем домашний мастер сделает и другие ключи, цепь на которых будет длиннее или короче, но сегодня рассматривается наиболее усреднённый вариант, чтобы была понятна его суть работы.

ФОТО: YouTube.comОтрезок цепи готов, можно двигаться дальше

Подготовка рабочей детали будущего универсального ключа

Для дальнейшей работы понадобится гайка с высокими бортами и с резьбой М10. Её необходимо зажать в тиски таким образом, чтобы между гайкой и губками (с обеих сторон) были расположены концы отрезка цепи. Сама же цепь, подготовленная ранее, окажется висящей снизу.

Остаётся приварить цепь к внешним бортам гайки с обеих сторон. Для того чтобы не повредить резьбу во время сварки, следует ввернуть в неё подходящий болт. Это убережёт гайку также и от деформации из-за высокой температуры и давления тисков.

По поводу сварных швов – они должны быть качественными, ведь на них придётся основная нагрузка во время работы ключом. Что касается гайки, то чем выше будут её борта, тем надёжнее получится инструмент.

ФОТО: YouTube.comЦепь следует приварить к наружным рёбрам гайки по обеим сторонам

Регулировочный винт и из чего его можно сделать

В качестве регулировочного зажимного винта можно использовать длинный болт или шпильку. Их длина должна быть такой, чтобы при их полном вворачивании (натяжении цепи), с обратной стороны гайки оставалось не менее 5 см. Это нужно для возможности крепежа рукояти.

При условии, что в качестве зажимного винта используется обычный болт, необходимо отрезать его шляпку. Она для дальнейшей работы не понадобится. Сделать это можно при помощи угловой шлифовальной машины (болгарки) с отрезным диском.

ФОТО: YouTube.comШляпка болта в дальнейшей работе не нужна, а значит её следует отрезать

Мастер-класс: Как сделать цепочку из проволоки своими руками.

Сделать цепочку в стиле викингов несложно, нужно лишь пошагово выполнять следующие действия: Для начала следует подготовить основание, на которое будут накладываться первые петли будущего украшения.

Делается это так:

отрезаем от медной проволоки кусок размером около 40 см и 6–7 раз обматываем им линейку.

Получившуюся обмотку аккуратно снимаем и, чтобы её зафиксировать, окручиваем свободным концом канители.

После этого необходимо раздвинуть, буквально раскрыть «цветочек» из закреплённых петель

Делаем это максимально осторожно, чтобы не погнуть проволоку и не испортить внешний вид изделия

После этого получившимся «цветочком» необходимо обогнуть край карандаша.

Далее берём ещё один отрезок материала (примерно 80 см) и начинаем главный процесс — плетение.

В первую очередь делаем петлю вокруг одного из так называемых «лепесточков»

Важно не забывать оставить небольшой кусочек свободного материала

  • Для следующей петельки отступаем вправо к соседнему «лепесточку». Чтобы завершить этот ряд, нужно связать 4 проволочные петли и вернуться к первой.
  • Затем переходим к новому уровню. Для этого делаем ещё одну петлю, зацепившись за первую из предыдущего ряда.

Чтобы продолжать вязание, нужно удлинить канитель. Для этого берём новый кусочек материала (70–80 см), который заводим под вертикальный ряд. Во время плетения следует аккуратно захватить новую проволоку вместе с петелькой из предыдущего ряда для крепкой фиксации.

Затем с использованием нового отрезка нужно сделать ещё одну петлю

На этом этапе важно действовать максимально точно. Новый кусочек выводим слева от неё, направляя вверх, а старой рабочей проволокой цепляемся справа, уводя вниз

Старую проволоку вместе с петлей предыдущего ряда проплетаем несколько раз для тщательной фиксации, затем отрезаем всё лишнее.
Далее продолжаем плетение по вышеописанной схеме до необходимого размера – для браслета, колье или чего-то ещё. При определении длины стоит учитывать, что готовая цепочка растягивается, как правило, вдвое.
Чтобы завершить работу, снимаем готовое изделие с карандаша

Осторожно берём за концы, без резких движений растягиваем получившееся плетение и смотрим на результат.

Опрессовка гильзами: особенности технологии

Способ монтажа основан на создании плотного контакта между металлическими жилами, помещенными внутрь трубки из такого же материала и обжатия всей конструкции под определенным усилием с равномерным распределением действующей нагрузки.

Хороший электрический контакт создается за счет совместной деформации металлов.

Гильза (трубка для соединения проводов) выпускается промышленностью под конкретные размеры провода и их количество. Они могут быть предназначены для соединения жил из:

  • меди;
  • алюминия;
  • и даже меди с алюминием.

Гильзы медные (ГМ) могут выпускаться с дополнительным лужением оловом и висмутом. Они обозначаются ГМЛ, отмечаются высокой стойкостью к коррозии.

Гильзы алюминиевые обозначают ГА. Для соединения проводов из меди и алюминия применяют гильзы ГАМ, а со слоем изоляции обозначают ГСИ.

Их размеры можно найти в каталогах. Как пример, привожу основные характеристики части гильз ГМЛ небольшой таблицей.

Размеры гильзы специально подбираются под поперечное сечение коммутируемого провода. Правильный их выбор влияет на качество электрического соединения.

Для опрессовки используется специальный инструмент: пресс-клещи. Если работать пассатижами, молотками и другим подручными средствами, то созданный контакт будет плохого качества.

Пресс клещи выпускаются различной конструкцией и принципами работы для обжатия разных типов гильз и наконечников.

По такому же принципу подбираются и опрессовываются наконечники на многожильные провода для их подключения к выводам электрического оборудования.

Особенно это актуально для автомобильной техники, где проводка подвергается повышенным механическим вибрациям и электрическим нагрузкам. Да и в бытовой сети встречается монтаж гибкими проводниками.

Как пример — ретро проводка в деревянном доме. Хотя это не единственный случай.

Опрессовка проводников — это довольно большая и сложная тема, которая позволяет создавать качественное соединение электрических контактов. Ее технологию хорошо объясняет в своем видеоролике Андрей Кулагин. Рекомендую посмотреть.

Можно ли укоротить цепочку?

Если вам нужно укоротить цепь, разумно сразу обратиться в ювелирную мастерскую. Дело в том, что работа эта обычно не представляет особой сложности (здесь не нужно восстанавливать плетение или звенья), поэтому стоит она относительно недорого. Хороший ювелир легко справится с укорачиванием даже наиболее сложных вариантов («Снейков», «Византий», «Кардиналов»), авторскими плетениями и пустотелыми изделиями.

Единственный тонкий момент в данной ситуации – это уменьшение веса украшения. Поэтому перед тем, как отдавать цепь мастеру, нужно узнать ее точный вес, а затем сверить массу получившейся цепочки и остатка (его должны отдать вам) с первоначальным результатом.

Мастер просто снимет ненужные звенья возле замка, соединит и запаяет украшение. Иногда это делается непосредственно в присутствии клиента и занимает от силы полчаса.

Укоротить цепочку на шею в домашних условиях теоретически можно, но дорогостоящее ювелирное изделие может пострадать от экспериментов доморощенного мастера. Ювелиры оттачивают мастерство годами, располагают соответствующим припоем, широким спектром специального оборудования и отвечают за результат.

Смотреть все золотые цепочки в каталоге SUNLIGHT

В домашних условиях порой укорачивают цепочку на шею, не обрезая ее – вот это абсолютно безопасно. Если речь идет о тонкой женской цепочке простого плетения, можно завязать ее на узел – и украшение будет выглядеть стильно и провокационно.

Можно использовать всевозможные клипсы, ювелирные булавки, кольца и зажимы, меняя не только длину, но и дизайн украшения в соответствии с собственными желаниями. Настоящей находкой в этом плане выглядит вышеупомянутый экстендер с двумя замками – он дает необозримый простор для самых смелых экспериментов.

Как выбрать размер цепочки правильно

Лучше всего изначально выбирать размер цепочки правильно: тогда не придется прибегать к разного рода ухищрениям и тратиться на услуги ювелира. Как мы уже говорили выше, возвратить или обменять украшение, купленное в стационарном магазине, по причине несовпадения размера невозможно.

Чтобы сразу сделать правильный выбор, нужно учесть несколько моментов:

  • Длина цепочек, поступающих в торговые сети, всегда кратна 5 сантиметрам. Промежуточные величины доступны только по индивидуальному заказу.
  • Самая короткая цепочка – 35 см. Она подходит детям, подросткам и очень миниатюрным девушкам. Это стандартная длина коллара. Пышнотелой даме такая цепочка будет явно мала.
  • Длина в 40 см более-менее универсальна. Это стандартная длина колье. В связи с этим, в такой длине весьма выигрышно смотрятся массивные или ажурные цепочки замысловатого плетения.
  • Если вы подбираете достаточно тонкую цепочку под изящный кулон, разумно остановиться на варианте длиной в 45 см.
  • Полуметровые изделия считаются универсальными, однако нужно учитывать, что на невысокой девушке такая цепочка будет смотреться не слишком выигрышно.
  • Цепочки длиной свыше 60 см очень стильно смотрятся с крупными фантазийными кулонами, но в торговую сеть поступают крайне редко.

Прежде чем менять размер цепочки, следует хорошенько подумать: быть может, и эту длину можно обыграть весьма выигрышным для себя образом?

04.07.21

Форма ромба

Панцирный вид плетения имеет отшлифованные звенья, расположенные в одной плоскости. Сцепленные петли имеют ромбическую форму и могут связываться одним, двумя и даже тремя звеньями одновременно. Существуют различные комбинации панцирного плетения. Например, маленькие звенья вплетаются в крупные или последовательно чередуются друг с другом. Первый вид носит название «Нонна», второй – «Фигаро». Еще один способ плетения, который может иметь квадратное, овальное и круглое сечение, называется «Снейк» или «Кобра». Действительно, шнур внешним видом напоминает панцирь змеи и слегка изгибается. Веревочное плетение цепи также относится к панцирному виду. Во время соединения звеньев цепь слегка прокручивается в определенную сторону, внешним видом напоминая канат.

Виды соединителей

В отечественной практике соединители цепей не являются стандартизированными крепёжными изделиями, а потому выпускаются по нормам Федеральных стандартов DIN. Согласно этим стандартам различают:

Соединители цепей открытого типа, ось которых незамкнута по контуру.
Соединители цепей закрытого типа с серьгой.
Соединители цепей закрытого типа с винтовым замыканием (карабины).

Открытые соединители цепей отличаются наиболее простым устройством, напоминающим разрезанное в одном месте цепное звено со скошенными под углом торцами. В разрез вводятся звенья смежных цепей, после чего место соединения смыкается либо пассатижами, либо ударами молотка. Наличие скоса позволяет легко выполнять обратную операцию – разъединение (для этого достаточно ввести в имеющуюся щель жало отвёртки, и разомкнуть соединитель). Для надёжности величина зазора в щели должна многократно превышать диаметр цепного звена.

При длительной работе щель открытого соединителя может увеличиваться, что негативно повлияет на функцию такелажной детали. Поэтому в более ответственных случаях используются закрытые соединители цепей. Для геометрического замыкания могут быть использованы грузовой винт, либо гайка. Такой крепёж состоит из двух деталей – незамкнутого элемента в виде овала (или серьги, напоминающей латинскую букву U) и замыкателя – грузового винта или гайки.

Плетение цепочки «двойной ромб»

Данный вид сцепления имеет плоские петли, имеющие форму ромба или вытянутого квадрата. Плетение считается достаточно прочным и популярным. Звенья могут соединяться поочередно, а также группами по две–три штучки вместе. Женские цепочки, как правило, имеют плоскую форму. Мужчины, в свою очередь, предпочитают массивные изделия с двойным или тройным переплетением.

Подготовленные звенья растягивают, сгибают и сдавливают, добиваясь необходимой формы. Затем плетут цепь, вставляя последующую петлю в предыдущую. Есть вариант сцепки, при котором третье звено продевается в первое и пропускается через второе, затем четвертое вдевается во второе и протягивается через третье и так далее. После пайки петель готовая цепь сплющивается с помощью вальцов. В конце работы сплетенную своими руками цепочку необходимо отшлифовать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий