Титановые сплавы

Применение титана на транспорте

Многие из тех выгод, которые сулит использование титана при производстве бронетанковой материальной части, относятся и к транспортным средствам. Замена конструкционных материалов, потребляемых в настоящее время предприятиями транспортного машиностроения, титаном ООО «Вариант» должна привести к снижению расхода топлива, росту полезной грузоподъемности, повышению предела усталости деталей кривошипно-шатунных механизмов и т. п

На железных дорогах исключительно важно снизить мертвый груз. Существенное уменьшение общего веса подвижного состава за счет применения титановых листов и прутков ВТ1-0 позволит сэкономить в тяге, уменьшить габариты шеек и букс

Важное значение вес имеет и для прицепных автотранспортных средств. Здесь замена стали титановыми поковками при производстве осей и колес также позволила бы увеличить полезную грузоподъемность.

Текущий спрос на титановые листы, титановые прутки и трубы марок ВТ6, ВТ1-0 в этом сегменте рынка на уровне 500 тонн при массовом использовании этого материала в конструкциях клапанов, пружин, выхлопных систем, передаточных валов, болтов может в потенциале подняться на уровень чуть ли не 16000 тонн в год! Сдерживающими факторами, из-за которых использование титана не расширяется значительно (в автомобилестроении), являются непредсказуемость спроса и неопределённость с поставками сырья. При этом в автомобилестроении сохраняется большая потенциальная «ниша» для титана, соединяющего оптимальные весовые и прочностные характеристики для витых пружин и систем вывода отработанных газов.

Значительное сокращение расхода топлива, снижение объема выхлопных газов до уровня «нулевого выделения», а также расширение использования отходов производства и лома за счет их переплава — вот основные требования, предъявляемые к автомобилестроителям. Титан и титаносодержащие сплавы, обладающие рядом преимуществ, по сравнению с другими материалами, могут способствовать решению различных проблем, в частности проблемы защиты окружающей среды.

При разработке новых конструкций деталей приоритетной задачей является снижение массы деталей, что в большей или меньшей степени влияет на движение самого автомобиля. Циклически движущиеся части и узлы обладают большими потенциальными возможностями сокращения расхода топлива прежде всего за счет уменьшения их массы. Надежность деталей из титана марок Grade 9, ВТ6 была проверена в течение нескольких лет на гоночных автомобилях и в ходе широкого использования в авиакосмической промышленности.

Помимо снижения массы деталей, использование титановых сплавов помогает решить проблему сокращения количества выхлопных газов. Возможности этого материала и область применения простираются начиная с выхлопных фильтров, турбо- и каталитических преобразователей для усиления процесса сгорания топлива и кончая устройствами для полной ликвидации выхлопных газов с помощью водородных накопителей, выполненных из титана.

Применение титана для изготовления спортивного инвентаря

Причина популярности использования титана в спортивном инвентаре проста — он позволяет получить превосходящее любой другой металл соотношение веса и прочности. Использование титана в велосипедах началось примерно 25-30 лет назад и было первым применением титана в спортивном инвентаре. В основном используются трубы, в том числе поставляемые ООО «Вариант», из сплава Gr.9 Тi3Аl-2.5V (АSТМ B338 Grade 9). Другие части производимые из титановых сплавов включают в себя тормоза, звёздочки и пружины сидений. Использование титана в производстве клюшек для гольфа впервые началось в конце 80-х — самом начале 90-х годов производителями клюшек в Японии. До 1994-1995 годов это применение титана было практически неизвестно в США и в Европе. Ситуация изменилась, когда компания Callaway представила на рынок свою титановую клюшку, производимую компанией Ruger Titanium и названную Great Big Bertha. В связи с очевидными преимуществами и с помощью хорошо продуманного компанией Callaway маркетинга, титановые клюшки моментально приобрели огромную популярность. В течение короткого периода времени титановые клюшки прошли путь от эксклюзивного и дорогого инвентаря небольшой группы игроков до широкого использования большинством гольфистов (по прежнему оставаясь более дорогими по сравнению со стальными клюшками).

Титан применяют в изготовлении рам для велосипедов. В США тремя наиболее часто используемыми в велосипедной промышленности сортами титана 3-2.5 являются: — сорт AMS 105, то же самое вещество соответствует наименованию 747. Этот материал отвечает всем требованиям стандарта AMS (Аэрокосмическая спецификация материалов) для гидравлических труб. Теоретически, покупка труб AMS 105 непосредственно у производителя дает неограниченный выбор диаметров и толщины стенок трубы. В действительности, существует много ограничений на минимальную партию заказа и в связи с этим, многие производители велосипедных рам, предпочитают заказывать титановые трубы у . Покупатели иногда добавляют или изменяют стандартные спецификации труб AMS. Трубы MTS325 фирмы Merlin отличаются от труб AMS тем, что имеют более строгие допущения для структуры поверхности. Трубы фирмы Merlin также превосходят трубы AMS по минимальной прочности на разрыв при растяжении и пределу текучести. — «Спортивный сорт» Grade 9. Трубы из титана Gr.9 спортивного сорта дешевле, так как они подвергаются меньшему числу шагов обработки, что позволяет снизить цену. Однако, сокращение цены негативно сказывается на формовке труб и структуре поверхности, как изнутри, так и снаружи.

Трубы для гоночных велосипедов и другие детали изготавливают из сплава АSТМ B338 Grade 9 (Тi3Аl-2.5V), поставляемого ООО «Вариант». На удивление, значительное количество титанового листа используется при производстве ножей для подводного плавания. Большинство производителей используют титановые листы ВТ6 (сплав Тi6Аl-4V или Grade 5, или Gr.5), но этот сплав не обеспечивает долговечность кромки лезвия, как другие более прочные сплавы. Некоторые производители переключаются на использование сплава ВТ23. Литые титановые подковы дают значительное уменьшение веса по сравнению со стальными, при этом обеспечивая необходимую прочность. К сожалению, это применение титана не вошло в жизнь, потому что титановые подковы искрили и пугали лошадей. Немногие согласятся использовать титановые подковы после первых неудачных опытов. Компания Titanium Beach, расположенная в Ньюпорт Бич, Калифорния (Newport Beach, Саlifornia), разработала лезвия для коньков из сплава Тi6Аl-4V Gr.5 (Grade 5 или ВТ6). К сожалению, здесь опять проблема долговечности кромки лезвий. Мы думаем, что у этого продукта есть шанс на жизнь при условии использования производителями более прочных сплавов, таких как 15-3-3-3 или ВТ-23. Титан очень широко используется в альпинизме и туризме, практически для всех предметов, которые альпинисты и туристы несут в своих рюкзаках: бутылки, чашки, наборы для приготовления пищи, столовая посуда, в основном сделанные из коммерчески чистого титана — листов, прутков и труб ВТ1-00 (Grade 1) и ВТ1-0 (Grade 2). Другими примерами альпинистского и туристского снаряжения являются компактные печки, стойки и крепления палаток, ледорубы и ледобуры. Производители вооружения недавно начали производить титановые пистолеты как для спортивной стрельбы, так и для правоохранительных органов.

Титан и титановые сплавы деформируемые (по ГОСТ 19807-91)

Стандарт устанавливает марки титана и титановых сплавов деформируемых, предназначенных для изготовления полуфабрикатов, а также слябов. 

В табл. 118 приведены свойства сплавов в отожженном состоянии при температуре 20 °С.

118. Свойства некоторых титановых сплавов

Свойства* ВТ1-0 ВТ1-00 ВТЗ-1 ВТ5
Плотность, г/см3 4,52 4,52 4,50 4,40
Временное сопротивление σв, Н/мм² 390 – 540 200 – 390 930 -1180 690 – 930
Предел, Н/мм²:
     прочности при срезе 650 650
     выносливости 470 440
     пропорциональности 690 – 830 490 – 780
     текучести 340 240 830 – 1080 590 – 830
Твердость НВ 130 – 180 130 – 190 260 – 340 269
Относительное удлинение, % 20 25 10 – 16 10 – 15
Относительное сужение, % 25 – 40 30 – 45
Ударная вязкость, кДж/м2 300 – 600 300 – 600
Модуль упругости, Н/мм² 115 000 105 000
Модуль сдвига, Н/мм² 43 000 42 500
Коэффициент Пуассона 0,3 0,3
Коэффициент линейного расширения, 1/°С 8,6·10-6
Теплопроводность, Вт / (м•К) 7,98 7,56

*Свойство сплавов в отоженном состоянии

119. Марки и химический состав титановых сплавов*, % (по ГОСТ 19807-91)

Марка титана или титанового сплава Al Mg Mo V Zr Cr Si Fe Примеси, не более
ВТ1-00 До 0,30 0,08 0,15 0,298
ВТ1-0 До 0,70 0,10 0,25 0,640
BT1-2 0,15 1,5 0,860
ОТ4-0 0,4-1,4 0,5-1,3 0,30 0,12 0,30 0,567
ОТ4-1 1,5-2,5 0,7-2,0 0,30 0,12 0,30 0,567
ОТ4 3,5-5,0 0,8-2,0 0,30 0,12 0,30 0,567
ВТ5 4,5-6,2 0,8*** 1,2 0,30 0,12 0,30 0,665
ВТ5-1** 4,3-6,0 1,0 0,30 0,12 0,30 0,615
ВТ6 5,3-6,8 3,5-5,3 0,30 0,10 0,60 0,665
ВТ6с 5,3-6,5 3,5-4,5 0,30 0,15 0,25 0,605
ВТЗ-1 5,5-7,0 2,0-3,0 0,50 0,8-2,0 0,15-0,40 0,2-0,7 0,570
ВТ8 5,8-7,0 3,5-4,5 0,50 0,20-0,30 0,40 0,615
ВТ9 5,8-7,0 2,8-3,8 1,0-2,0 0,20-0,35 0,25 0,570
ВТ14 3,5-6,3 2,5-3,8 0,9-1.9 0,30 0,15 0,25 0,570
ВТ20 5,5-7,0 0,5-2,0 0,8-2,5 1,5-2,5 0,15 0,25 0,570
ВТ22 4,4-5,9 4,0-5,5 4,0-5,5 0,30 0,5-2,0 0,15 0,5 -1,5 0,600
ПТ-7М 1,8-2,5 2,0-3,0 0,12 0,25 0,596
ПТ-3В 3,5-5,0 1,2-2,5 0,30 0,12 0,25 0,596
АТ3 2,0-3,5 0,2-0,5 0,2-0,4 0,2-0,5 0,608

* Титан –  основа.
** Олово 2,0 – 3,0 %.

*** Содержание элементов максимальное, если не приведены приделы

Примечания:

  1. В плоском прокате из сплава ВТ14 толщиной до 10 мм содержание алюминия должно быть 3,5 – 4,5 %, а в остальных видах полуфабрикатов – 4,5 – 6,3 %.
  2. В сплаве ВТЗ-1, применяемом дпя штамповок лопаток и лопаточной заготовки, содержание алюминия должно быть не более 6,8  %.

Использование титана

Памятник Гагарину в Москве, изготовленный из титана Начиная с 40-х годов прошлого века титан активно используют в кораблестроении, изготовлении самолётов и ракет. Из него также делают велосипедные рамы, насосы, реакторы, протезы, арматуру, бронежилеты и ещё множество полезных для человека вещей. Не последнее место титан занял в часовом и ювелирном производстве.

Реклама — Продолжение ниже

В 1980 году в Москве установили 42-х метровый памятник Гагарину. Он стал первым в мире габаритным постаментом, изготовленным из этого металла. Сделать это было не так-то просто, памятник собирали из 238 литых сегментов, а вес всей установки составил 12 тонн.

Основные свойства титана

  • Цвет: серебристо-белый
  • Плотность: 4,54 г/см³
  • Температура плавления: 1668°С
  • Температура кипения: 3260°С
  • Теплопроводность: 21.9 Вт/(м·К)
  • Атомный номер: 22
  • Атомная масса: 47,9
  • Удельная теплота плавления: 358 кДж/кг
  • Удельная теплоемкость (при 20°С): 0,54 кДж/(кг.°С)
  • Модуль упругости: 112 ГПа

Механические свойства титана в большой степени зависят от содержания примесей, особенно Н, О, N и С, образующих с титаном твердые растворы внедрения и промежуточные фазы: гидриды, оксиды, нитриды и карбиды. Небольшое содержание кислорода, азота, углерода повышает твердость и прочность, но при этом значительно уменьшается пластичность, снижается коррозионная стойкость, ухудшается свариваемость, способность к пайке и штампуемость. Титан обладает высокими прочностью и удельной прочностью в условиях глубокого холода.

Технический титан хорошо обрабатывается давлением при 20-25°С и повышенных температурах. Из него изготовляют все виды прессованного и катаного полуфабриката (листы, трубы, проволоку, поковки и др.). Ковку проводят при температуре 1000-750°С, горячую прокатку – на 100°С ниже температуры ковки. Горячей прокаткой получают листы толщиной более 6 мм, листы меньшей толщины изготовляют холодной прокаткой или с нагревом до 650-700°С. Температура прессования 950-1000°С. Титан хорошо сваривается аргонодуговой и всеми видами контактной сварки. Сварной шов обладает хорошим сочетанием прочности и пластичности. Прочность шва составляет 90% прочности основного металла.

Титан плохо обрабатывается резанием, налипает на инструмент, что приводит к его быстрому износу. Для обработки титана требуется инструмент из быстрорежущей стали и твёрдых сплавов, малые скорости резания при большой подаче и глубине резания, интенсивное охлаждение. Недостатком титана является также низкая антифрикционность.

Титановые сплавы

Достоинством титановых сплавов по сравнению с титаном являются более высокие прочность и жаропрочность при достаточно хорошей пластичности, высокой коррозионной стойкости и малой плотности. Титан в виде сплавов является важнейшим конструкционным материалом в авиа- и ракетостроении, в кораблестроении. Самым распространённым в мире титановым сплавом является сплав Ti-6Al-4V, который в российской классификации имеет обозначение ВТ6. Для изготовления деталей методами порошковой технологии используют сплавы ВТ5, ВТ5-1, ОТ4, ВТЗ-1 и другие.

По технологии изготовления титановые сплавы подразделяются на деформируемые, литейные и порошковые. По механическим свойствам титановые сплавы подразделяются на сплавы нормальной прочности, высокопрочные, жаропрочные, повышенной пластичности. По способности упрочняться с помощью термической обработки они делятся на упрочняемые и неупрочняемые термической обработкой; по структуре в отожженном состоянии они классифицируются на а-, псевдо-а, а + р, псевдо-р и р-сплавы.

Применение титановых сплавов

  • В авиастроении, ракетостроении: каркасные детали, обшивка, топливные баки, детали реактивных двигателей, диски и лопатки компрессоров, детали воздухозаборника, детали корпусов ракетных двигателей второй и третьей ступени и т.д.
  • В судостроении: обшивка корпусов судов и подводных лодок, сварные трубы, гребные винты, детали насосов и др.
  • В химической промышленности: реакторы для агрессивных сред, насосы, змеевики, центрифуги и др.
  • В гальванотехнике: ванны для хромирования, анодные корзины, теплообменники, трубопроводы, подвески и др.
  • В газовой и нефтяной промышленности: фильтры, седла клапанов, резервуары, отстойники и др.
  • В криогенной технике: детали холодильников, насосов компрессоров, теплообменники и др.
  • В пищевой промышленности: сепараторы, холодильники, ёмкости для продуктов, цистерны и др.
  • В медицинской промышленности: инструмент, наружные и внутренние протезы, внутрикостные фиксаторы, зажимы и др.

Марки и классы титана

Титановая губка
ТГ-100ТГ-110ТГ-120ТГ-130ТГ-150
ТГ-90ТГ-Тв
Титан технический
ВТ1-0ВТ1-00ВТ1-1
Титановый литейный сплав
ВТ14ЛВТ1ЛВТ20ЛВТ21ЛВТ3-1Л
ВТ5ЛВТ6ЛВТ9Л
Титановый деформируемый сплав
АТ-6ВТ14ВТ15ВТ16ВТ20
ВТ22ВТ23ВТ3-1ВТ5ВТ5-1
ВТ6ВТ6СВТ9ОТ4ОТ4-0
ОТ4-1ПТ3ВПТ7МТС6

Общая характеристика

Титановые сплавы обладают повышенной реакционной способностью с инструментальными сталями, в частности, с быстрорежущими. Для начала реакции достаточны температуры, превышающие 500 °C. В условиях повышенных температур происходит диффузия атомов титана в карбидный инструментальный материал и их последующая химическая реакция с углеродом, присутствующим в инструменте. В результате образуется промежуточного слоя из карбида титана (TiC), который прочно связывается с обеими поверхностями. Формирование насыщенной зоны схватывания сводит к минимуму механизм диффузионного износа.

Основными характеристиками, которые делают титан востребованным во многих сферах хозяйственной деятельности, являются:

  1. Превосходное соотношение прочности и веса, обеспечивающее экономию конструкций, которые используются в аэрокосмической и нефтехимической промышленности.
  2. Коррозионная стойкость, особенно востребованная в аэрокосмической, химической, нефтехимической и архитектурной отраслях.
  3. Биологическая совместимость, представляющая интерес для медицинской промышленности.

Композиции на основе титана имеют привлекательный внешний вид. Это свойство используется в монументально-прикладном искусстве.

Термическая обработка

Титановые сплавы подвергаются термообработке по ряду причин, основными из которых являются повышение прочности за счет обработки на твердый раствор и старение, а также оптимизация специальных свойств, таких как вязкость разрушения, усталостная прочность и сопротивление ползучести при высоких температурах.

Альфа- и почти-альфа-сплавы нельзя кардинально изменить термической обработкой. Снятие напряжений и отжиг – это процессы, которые можно использовать для этого класса титановых сплавов. Циклы термообработки для бета-сплавов значительно отличаются от циклов для альфа- и альфа-бета-сплавов. Бета-сплавы можно не только снимать напряжения или отжигать, но также можно обрабатывать на твердый раствор и состаривать. Альфа-бета-сплавы представляют собой двухфазные сплавы, содержащие как альфа-, так и бета-фазы при комнатной температуре. Фазовым составом, размерами и распределением фаз в альфа-бета-сплавах можно управлять в определенных пределах с помощью термообработки, что позволяет изменять свойства.

Альфа- и почти-альфа-сплавы
На микроструктуру альфа-сплавов нельзя сильно повлиять термической обработкой, поскольку альфа-сплавы не претерпевают значительных фазовых изменений. В результате альфа-сплавы термообработкой не получают высокой прочности. Тем не менее, альфа- и почти альфа-титановые сплавы можно снимать напряжения и отжигать.
Альфа-бета сплавы
За счет обработки, а также термообработки альфа-бета-сплавов ниже или выше температуры альфа-бета-перехода могут быть достигнуты большие микроструктурные изменения. Это может привести к значительному затвердеванию материала. Обработка раствором плюс старение используется для получения максимальной прочности альфа-бета-сплавов. Кроме того, для этой группы титановых сплавов практикуются и другие термические обработки, включая термообработку для снятия напряжений.
Бета-сплавы
В коммерческих бета-сплавах можно комбинировать процедуры снятия напряжения и старения.

Высокопрочные конструкционные ТС

Высокопрочные сплавы – ВТ-14, ВТ-22, ВТ-23, ВТ-15 (1000.0-1500.0 МПа).

ВТ-22 – свариваемый ТС с высокими прочностными характеристиками и прокаливаемостью. Он нашел широкое применение при изготовлении отечественных самолетов: Ил-76/ 86/ 96, Ан-72/ 74/124/224/148, Як-42, МиГ-29 и других. Из данного ТС изготовляются крупногабаритные детали для внутреннего силового набора, узлов шасси и сварных узлов, например, траверс и балок тележек основных шасси.

ВТ- 22И, полученный высокотехнологичным методом изотермического деформирования в условиях сверхпластичности, может обеспечить выпуск тонкостенных деталей сложной конфигурации и гарантирует надежную сварку титановых сплавов. Высокий и стабильный уровень механических свойств достигается однородной мелкозернистой структурой, что снижает трудоемкость мехобработки деталей на 35–40%.


Трубы из титанового сплава для теплообменников

Интерметаллические сплавы титана

Сегодня увеличивается потребность в принципиально новых конструкционных материалах. Например, упрочненные жаропрочные сплавы уже не могут в полной мере удовлетворить требованиям авиакосмической техники. Из интерметаллических сплавов титана наиболее широкое применение нашли:

  • никелиды Ti₂Ni, TiNi, TiNi₃. Наиболее известен нитинол — сплав титана и никеля, который обладает высокой стойкостью к коррозии и эрозии, свойством памяти формы;
  • силициды Ti₃Si, Ti₅Si₃, Ti₅Si₄, TiSi и TiSi₂. Хотя кремний считается вредной примесью, но он способен повышать жаропрочность и жаростойкость благодаря ограниченной растворимости;
  • бориды TiB₂. При сильном нагревании титан взаимодействует с элементарным бором и образует очень твердые сплавы, которые востребованы для защиты автомобильных деталей и механизмов аппаратов от абразивного износа, в металлургии в составе напыляемых порошков, в атомной промышленности для производства нейронопоглощающих экранов и боропластов, а также как компонент испарителей алюминия;
  • алюминиды Ti₂Al, TiAl и TiAl₃. Среди преимуществ можно выделить высокую температуру плавления, упругость, низкую плотность, возрастание предела текучести с повышением температуры, устойчивость к окислению и возгоранию, жаропрочность. Используют для изготовления аэрокосмических деталей нового поколения, в транспортном машиностроении, в газо- и нефтеперерабатывающих установках химпромышленности, а также в атомном машиностроении.

Марки титана и сплавов

Наиболее распространены титан и сплавы марок ВТ1-0, ВТ1-00св, ВТ1-00. Они относятся к категории технических. В состав данных марок не входят легирующие элементы. Поставляется титан в виде плит, листов, труб и прутков. Проволока чаще всего производится из материала марки ВТ1-00св.

Сегодня известно множество марок титанов и титановых сплавов, отличающихся по технологическим, механическим свойствам, химическому составу. Чаще всего в их составе содержаться такие элементы, как:

  • алюминий,
  • молибден,
  • ванадий,
  • марганец,
  • хром,
  • олово,
  • кремний,
  • цирконий,
  • железо.

Титан марки BT5 и сплавы из него содержат до 5% алюминия, что наделяет их высокой прочностью. Материалы хорошо штампуются, куются, прокатываются и свариваются. Из них производятся прутки (круги), трубы, проволока, листы. Титановые сплавы ВТ5-1 кроме алюминия содержат олово в размере 2-3% ,что улучшает их технологические характеристики. Из таких материалов получают все виды полуфабрикатов — плиты, листы, поковки, профили, трубы, штамповку, проволоку.

К хорошо деформируемым сплавам титана относят ОТ4 и ОТ4-1, содержащие алюминий и марганец. Данные материалы отличаются высокой технологичной пластичностью и свариваются любыми видами сварок. Титаны этих марок используются в производстве плит, лент, листов, полов, профилей, труб.

Прочный сплав ВТ20 содержит алюминий, цирконий, молибден и ванадий. Материал отличается высокой жаропрочностью. Сплав титана ВТ3-1 содержит такие элементы, как Ti, Al, Cr, Mo, Fe, Si и, как правило, подвергается изотермическому отжигу, что наделяет его высокой пластичностью и термической стабильностью. Этот сплав является наиболее освоенным в производстве. Из него изготавливаются поковки, штамповки, пруты, профили.

Сплавы титана ГОСТ 19807-91 содержат углерод и называются тугоплавкими карбидами. Их теплопроводность в 13 раз ниже показателя алюминия и в 4 раза – железа.

Обработка поверхности на коррозионную стойкость

Высокая коррозионная стойкость обусловлена образованием тонкой поверхностной плёнки оксида титана, толщина которой не превышает нескольких десятков ангстрем. Следовательно, коррозионную стойкость допустимо дополнительно улучшить.

Делается это за счёт нанесения дополнительного слоя оксидной плёнки, используя метод обработки поверхности атмосферным окислением. Кроме того, обработка окислением при атмосферном давлении значительно замедляет абсорбцию водорода.

Общая коррозионная стойкость и стойкость к щелевой коррозии дополнительно улучшается после покрытия поверхности металла плёнкой на основе химических соединений PdO-TiO2. Существует технология (Keni Coat) твёрдого электрического покрытия Ni-P для улучшения износостойкости, в результате применения которой:

  • твёрдость,
  • ударная вязкость,
  • смазывающая способность,
  • адгезионные свойства,

становятся сбалансированными до высокого уровня. Соответственно, обработанный таким методом титан демонстрирует улучшенные свойства износостойкости.

Формируя оксидную плёнку на поверхности металла с помощью анодирования, световая интерференция позволяет получать красивые цветовые тона с высокой насыщенностью в зависимости от толщины плёнки.

При помощи информации: Azom

Гальванический подход

Другой верный способ как узнать титан, доступен прямо в гараже. Методика основана на окрашивании этого металла посредством анодирования. Простейшая конструкция «лабораторной установки» представляет автомобильный аккумулятор, плюс которого соединен с титановой пластиной. К минусу источника постоянного тока подключают металлический стержень, обмотанный ватой смоченной в кока-коле. Идеальный вариант – любой соляной раствор.

Если провести ватой по титану, металл окрасится в течение нескольких секунд. Цвет, получаемый в процессе формирования оксидной пленки, зависит от приложенного напряжения и времени обработки поверхности. Впрочем, если задача стоит как определить титан от нержавейки, то тональность окраски не важна. Главный критерий – изменение цвета.

Видео — как отличить титан от стали данным способом:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий