Графитовая смазка: применение, ГОСТ, характеристики

Область применения

Встречается смазка рассматриваемого типа в самых различных областях, чаще всего при защите автомобильных конструкций. Область применения графитовой смазки следующая:

Механизмы рулевых колонок, шаровые, некоторые части гидравлической системы.
Различные элементы рессорной подвески, которые на момент эксплуатации прилегают друг к другу.
Довольно распространенным вопросом является то, можно ли смазывать подшипники графитной смазкой. Опорные подшипники не могут использоваться без смазывающего вещества, графитка встречается довольно часто.
Карданный вал можно назвать весьма распространенным механизмом, который также требует защиты от трения. Для него подходит графитная смазка п, которая встречается и в быту.
Шлицевые соединения валов. В подобном случае применяются графитовые смазки для автомобилей, которые поставляются в виде спрея. За счет применения в подобной форме существенно упрощается процесс нанесения вещества на поверхность.
Тросовые приводы также характеризуются тем, что на момент эксплуатации могут испытывать высокую нагрузку, приводящую к износу

Именно поэтому часто проводится смазывание поверхности при помощи специальных веществ.
Рассматривая назначение следует уделить внимание тому, что часто графитовая смазка используется для покрытия клемм аккумуляторов и некоторых других соединений, предназначенных для передачи электрического тока.
Слишком большая нагрузка может стать причиной повышения температуры металла. Графитовая смазка позволяет исключить вероятность прикипания гайки к резьбе при эксплуатации в тяжелых условиях.
Определенные свойства позволяют использовать его в случае длительного хранения различных деталей

Это позволяет исключить вероятность появления ржавчины.

Смазывать подшипники графитовой смазкой можно для того, чтобы исключить вероятность износа конструкции. Применяют графитовую смазку при обслуживании самых различных механизмов, которые характеризуются своими определенными свойствами. Некоторые машины не могут прослужить в течение длительного периода при использовании обычного смазывающего вещества. Применение в автомобиле возможно по причине особого состава и эксплуатационных свойств, чаще всего в продаже встречается спрей, который довольно просто нанести на поверхность.

Цепи, замки, дверные петли и другие изделия подобного типа весьма распространены в быту. Повышенная степень густоты позволяет применять этот продукт при его смешивании с различными растворителями. За счет этого можно придать графитовой смазке требуемую текучесть, за счет которой она проникает в различные труднодоступные места. После нанесения и недлительного применения растворитель начинает испаряться, а смазка остается на месте. Средство может применяться для обработки резины и лакокрасочных покрытий.

В производстве также можно встретить просто огромное количество различных механизмов, при обслуживании которых также используется смазка рассматриваемого типа. Примером можно назвать нижеприведенный список:

  1. Запорная арматура.
  2. Буровые установки или долот.
  3. Рессоры строительных механизмов.
  4. Закрытые, открытые и другие валы, шкивы и элементы зубчатых передач.
  5. Подвеска ходовой части.
  6. Тихоходные подшипники устройств конвейеров и промышленных механизмов.

Приведенная выше информация указывает на то, что область применения графитовой смазки весьма обширна. Именно поэтому ее можно встретить практически во всех специализированных магазинах.

Область применения

Встречается смазка рассматриваемого типа в самых различных областях, чаще всего при защите автомобильных конструкций. Область применения графитовой смазки следующая:

Механизмы рулевых колонок, шаровые, некоторые части гидравлической системы.
Различные элементы рессорной подвески, которые на момент эксплуатации прилегают друг к другу.
Довольно распространенным вопросом является то, можно ли смазывать подшипники графитной смазкой. Опорные подшипники не могут использоваться без смазывающего вещества, графитка встречается довольно часто.
Карданный вал можно назвать весьма распространенным механизмом, который также требует защиты от трения. Для него подходит графитная смазка п, которая встречается и в быту.
Шлицевые соединения валов. В подобном случае применяются графитовые смазки для автомобилей, которые поставляются в виде спрея. За счет применения в подобной форме существенно упрощается процесс нанесения вещества на поверхность.
Тросовые приводы также характеризуются тем, что на момент эксплуатации могут испытывать высокую нагрузку, приводящую к износу

Именно поэтому часто проводится смазывание поверхности при помощи специальных веществ.
Рассматривая назначение следует уделить внимание тому, что часто графитовая смазка используется для покрытия клемм аккумуляторов и некоторых других соединений, предназначенных для передачи электрического тока.
Слишком большая нагрузка может стать причиной повышения температуры металла. Графитовая смазка позволяет исключить вероятность прикипания гайки к резьбе при эксплуатации в тяжелых условиях.
Определенные свойства позволяют использовать его в случае длительного хранения различных деталей

Это позволяет исключить вероятность появления ржавчины.

Смазывать подшипники графитовой смазкой можно для того, чтобы исключить вероятность износа конструкции. Применяют графитовую смазку при обслуживании самых различных механизмов, которые характеризуются своими определенными свойствами. Некоторые машины не могут прослужить в течение длительного периода при использовании обычного смазывающего вещества. Применение в автомобиле возможно по причине особого состава и эксплуатационных свойств, чаще всего в продаже встречается спрей, который довольно просто нанести на поверхность.

Цепи, замки, дверные петли и другие изделия подобного типа весьма распространены в быту. Повышенная степень густоты позволяет применять этот продукт при его смешивании с различными растворителями. За счет этого можно придать графитовой смазке требуемую текучесть, за счет которой она проникает в различные труднодоступные места. После нанесения и недлительного применения растворитель начинает испаряться, а смазка остается на месте. Средство может применяться для обработки резины и лакокрасочных покрытий.

В заключение отметим, что графитовая смазка является современным предложением на рынке. За счет добавления определенной примеси в состав существенно повышаются эксплуатационные характеристики в различных температурных режимах.

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Применяются разные способы смешивания

  • В органических основах, загущенных с помощью кальциевого мыла, формируется пластичная паста. Графит как бы растворяется в массе, хотя с точки зрения физики процесса, это не так.
  • При создании смазки на основе синтетических продуктов, получается суспензия. За счет густоты, порошок всегда находится во взвешенном состоянии.

Главная задача – распределить порошок графита как можно равномернее. При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.

Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?

Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.

Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.

Если необходимо изготовить ограниченное количество такого материала, можно стесать ножом немного графита с карандашного грифеля, и смешать с литолом или солидолом.

Как сделать графитную смазку своими руками — видео

Характеристики пластичной графитовой смазки:

  • Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
  • Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
  • Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
  • Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
  • Предел прочности на растяжение: 120.
  • Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
  • Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.

Медно-графитовая смазка

Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами. Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость. Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Характеристики

В действующем ГОСТ 3333-80, а также соответствующих технических условиях указаны технические и эксплуатационные характеристики графитовой смазки.

ХарактеристикаЗначение
Температурный интервал примененияот -20°С до +60°С (однако допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах)
Плотность, г/см³1,4…1,73
Температура каплепаденияне ниже +77°С
Пенетрация при +25°С с перемешиванием (60 двойных тактов)не менее 250 мм/10
Коллоидная стабильность, % выделившегося маслане более 5
Массовая доля водыне более 3%
Предел прочности на сдвиг при +50°Сне менее 100 Па (1,0 гс/см²)
Вязкость при 0°С в среднем градиенте скорости деформации 10 1/сне более 100 Па•с
Предел прочности при +20°С, кг/см²
на растяжение120
на сжатие270…600
Электрическое сопротивление5030 ом•см
Температура, °С
разложения3290
максимально допустимая эксплуатационная540
средняя допустимая эксплуатационная425
Продукты окисления смазкиСО, СО2
Класс NLGI2
Обозначение по ГОСТ 23258СКа 2/7-г2

При работе со смазкой необходимо помнить и соблюдать приведенные ниже правила безопасной эксплуатации графитовой смазки.

При работе со смазкой соблюдайте следующие правила техники безопасности и пожаробезопасности:

  • Графитовая смазка взрывобезопасна, температура ее вспышки составляет +210°С.
  • При разливе на поверхность смазку следует собрать в емкость, место разлива вытереть насухо ветошью, которую в дальнейшем необходимо поместить в отдельный, желательно металлический, ящик.
  • При возникновении пожара применяются основные средства пожаротушения: тонкораспыленная вода, химическая, воздушно-химическая пена, высокократная пена и соответствующие порошковые составы.

Гарантийный срок хранения смазки — пять лет со дня изготовления.

Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита

  1. Хорошая теплопроводность (читайте: отвод тепла из зоны нагрева).
  2. Электропроводимость (можно смазывать контакты).
  3. Стойкость при воздействии влаги. При этом необходимо помнить, что при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  4. Термическая стойкость. Кроме кратковременной смены значения вязкости, других проблем нет. Предельная температура, при которой еще не начинается испарение: +150℃.
  5. Химическая нейтральность: при взаимодействии с поверхностью, реакция не происходит.
  6. В качестве бонуса: обеспечивает устойчивую антикоррозийную защиту.
  7. Высокая коллоидная стабильность, в сравнение с базовым солидолом.
  8. Хороший коэффициент снижения трения.
  9. Количество заеданий в рычажных механизмах сведено к минимуму.
  10. Высокая адгезия практически к любым материалам.
  11. Не реагирует на статическое напряжение: токи просто протекают через ее электропроводящий слой.
  12. Антифрикционный показатель на высоком уровне.

Есть и небольшие недостатки:

  1. Все-таки ее нельзя применять на узлах с длительно стабильной температурой свыше +80℃.
  2. Несмотря на низкий коэффициент трения, в трущихся соединениях с прецизионными зазорами применять нежелательно. Возможен повышенный износ.

Состав графитовой смазки

Рассматривая состав графитной смазки следует уделить внимание тому, что она часто выпускается в виде пластичной густой массы. Продукт в жидком виде не получил широкого распространения, однако при необходимости можно приобрести специальный спрей, после нанесения которого образуется сухая графитовая смазка с требуемыми свойствами

Встречается в продаже и медно-графитовая смазка, которая используется для покрытия различных поверхностей.

Распространенная смазка с графитом обладает нижеприведенными свойствами:

  1. В качестве основы применяется индустриальное масло. При этом выделяют минеральное и синтетическое масла, второе характеризуется более высокими эксплуатационными характеристиками. По составу используемая основа делиться на несколько основных категорий: мыльная, углеводородная.
  2. В масло проводится добавление графита в виде порошка. Этот материал обладает определенными свойствами, которые и определяют возможность применения вещества в тех или иных условиях.

По большому счету графитовая смазка напоминает солидол, который обладает особыми свойствами. При этом для его изготовления могут применяться самые различные технологии, от чего зависит стоимость. Проводить производство вещества своими руками на сегодняшний день нет смысла, так как продукт, встречающийся в продаже, обходится в относительно небольшую стоимость.

Встречается просто огромное количество различных производителей, которые занимаются выпуском смазки. Наибольшее распространение получили:

  1. Феликс. Под этим брендом выпускается высокотемпературный продукт, средство характеризуется общей областью применения.
  2. Ойлрайт. В продаже можно встретить продукт в различных упаковках от 100 д 180 грамм. Эта графитовая смазка отечественного производителя обладает весьма привлекательными свойствами, может защитить материал от появления трещин или коррозии. Этот продукт характеризуется более низкой стоимостью, которая и определяет широкую область применения.
  3. Агринол. Некоторые химические вещества предназначены для эксплуатации при низкой температуре окружающей среды. Кроме этого, подобный продукт характеризуется повышенной эффективностью в сложных эксплуатационных условиях. Средство характеризуется повышенной устойчивостью к смыванию, обладает высокой адгезией.
  4. Юкойл. Этот бренд получил весьма широкое распространение, что связано с высоким качеством продукта. Качественная графитовая смазка предназначена для эксплуатации в сложных условиях. При своевременной обработке поверхности подобных веществом можно исключить вероятность появления довольно большого количества различных проблем.
  5. VAG. Этот производитель весьма распространен, его продукция применяется в машиностроении и быту.

Довольно часто возникает вопрос о степени электропроводности смазывающего вещества. Проведенные исследования указывают на то, что графит не создает дополнительного сопротивления на контактах. За счет этого исключается вероятность их нагрева. Именно поэтому рассматриваемый продукт часто применяется с целью защиты контактов от воздействия коррозии. Защита контакта позволяет исключить вероятность возгорания проводки и ее сильного нагрева, а также расплавки контактов из-за воздействия высокой температуры.

Проведенные исследования указывают на то, что свойства сохраняются при температуре до 1000 градусов Цельсия, нормальные эксплуатационные условия считаются при показателе 300 градусов Цельсия. Это определяет то, что медный вариант исполнения чаще всего используется при смазывании механизмов, которые связаны с различными тормозными системами. Однако у подобной смазки есть один существенный недостаток – она обходится намного дороже.

Как правильно наносить медную смазку

Чтобы не нанести обрабатываемой детали вред, важно следовать следующим правилам:

  • Перед тем, как нанести состав, хорошенько протрите обрабатываемую поверхность. На ней не должно быть влаги, пыли, грязи или остатков химических компонентов. В противном случае смазка не будет держаться.
  • Если вы используете медную пасту, то удобнее всего наносить ее кистью или кусочком чистой ткани. Так удается более равномерно распределить состав. Наносить смазку голыми руками категорически запрещается.
  • Излишки смазки удалять не обязательно. Они в любом случае попадут в капилляры отверстия, поэтому хуже не будет. А вот если состав попал на резиновые элементы, то их надо хорошенько очистить. Если планируется использовать спрей, то лучше заранее закрыть все «чувствительные» элементы авто.
  • После нанесения состава на подшипники, их нужно хорошо проработать и только потом закреплять.
  • Если на обрабатываемом участке уже образовалась коррозия, то ее нужно зачистить. Медная смазка не преобразует такие отложения. Хотя под ней ржавчина будет распространяться намного медленнее.
  • Для гаражного применения достаточно тюбика на 300-500 грамм. Покупать одноразовые «пробники» нецелесообразно, так как выйдет дороже. Слишком большие упаковки тоже нет смысла приобретать. Использовать все быстро не получится и в конечном итоге часть смазки придет в негодность.

Смазка общего назначения.

Для начала цитата :mirsmazok.ru/press/885.htmlГрафитную смазку изготавливают путем загущения нефтяного масла кальциевым мылом и графитом.

Обычная графитовая смазка:chem21.info/info/78229/Графитная смазка УСсА состоит из загущенного цилиндрового масла с добавкой 10% графита марки П.

Хорошая графито-медная смазка :sto-shop.by/p4680044-loctite-8007-smazka.htmlLOCTITE 8007 С5-А Смазка медная синтетическая противозадирнаяСостав твердой фазы : 40% меди и графита

Вывод напрашивается сам : взять графитовый и/или медный порошок и развести его синтетическим моторным маслом. Концентрацию делать как получится, что-б довести порошёк до нужного состояния .Получается примерно 50%.Всё! Высокотемпературная смазка готова.Всякие ингибиторы и т.д. уже есть в используемом масле.Результат отличный — проверено.Много лет использую.Мажу всё подряд, особенно выпускной тракт и свечи.

Синтетическое масло или ATF при нагреве испаряется, то что остаётся в виде нагара — это минеральная часть которая есть во всех самых синтетических маслах, но её мало.Соответственно остаётся или медь или графит — что и надо.А в покупных смазках на основе минерального масла остаётся много нагара и совсем чуть-чуть графита/меди.Только в некоторых меди/графита достаточно…

Особое внимание обращу на смазки для направляющих тормозных суппортов.Там используются силиконовые смазки так как они водоотталкивающие.К примеру Slipkote 220-R DBCwww.huskey.ru/220R%20DBC_Rus.pdf

Или TOYOTA DISC BRAKE SHIM GREASE 5 g, p/n 08887-80409Состав :-силиконовое масло-диоксид кремния (селикагель)-графит.

Значит, использовать синтетическое масло для ДВС или ATF, как описано выше, для тормозов нельзя,так как резинки на тормозах к синтетике не устойчевы и тут-же погибнут.Минирельное масло было-бы можно, когда-б оно держало высокие температуры…а так оно спечётся и превратится в гудрон/нагар — суппорта заклинит.Именно по этому не рекомендуется использовать стандартную графитовую смазку — минеральная основа.Значит сегодня, для тормозов берём тот-же графит и мешаем с силиконовой смазкой.Количество графита в зависимости от густоты силиконовой смазки.10% графита уже достаточно — так как в оригиналной графитке.

В принципе, такую смазку можно использовать вообще везде вместо первого вырианта,но не всегда можно найти силиконовую смазку. Иначе приходится выбирать что важнее в конкретном случае.Если в выпускном тракте любое масло выгорит и останется графит/медь — значит важнее что-б их было побольше. То на направляющих тормозных суппортов графит менее важен, чем смазывающие свойства смазки.

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Виды велосипедной смазки для подшипников

Смазочные материалы бывают следующих видов:

  1. Консистентные. Такой тип отличается густотой. У них высокий срок службы и широкий диапазон переносимости температурного режима. Однако при нанесении возникают сложности, как и во время удаления излишек. Еще один недостаток – на них часто собирается большое количество пыли.
  2. Жидкие. Ими легко обрабатывать подшипники с помощью масленки. Можно воспользоваться шприцем. Излишки просто убираются ветошью. Недостаток: иногда появляются потеки в связи с жидкой консистенцией и неопытностью в обработке, а также изменение вязкости во время перепада температуры окружающей среды.
  3. Двухкомпонентные. Преимущество в точном нанесении жидкого вида. Аэрозоль имеет свойство проникать в труднодоступные части подшипника. Недостаток: аэрозоль может попасть мимо нужного места. Поэтому после окончания обработки придется подождать до полного испарения составляющего вещества.

Технические параметры смазки

Смазка графитового типа может быть использована в разных ситуациях. К примеру, продукт предназначается для обработки шарниров, шаровых опор, составных частей рулевой рейки. Подходит продукт и в качестве консерванта для деталей, находящихся на открытом месте или для обработки клемм аккумулятора.

При использовании стоит руководствоваться подробностями, прописанными в стандартной инструкции, которая обычно прилагается к масляному составу. Существенным моментом является то, что смешивать смазку с другими продуктами такого назначения недопустимо. Отдельно стоит рассказать о технических характеристиках смазки. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Характеристика продуктаЗначение
Температурный диапазон-20 — + 120 градусов Цельсия
Температура каплепадения77 градусов Цельсия
Вязкость при 0°С и предел прочности при +50°С100 (1000) Па•с и 100 (0,1) Па
Устойчивость к окислению, мг КОН на 1г.2 мг.
Испаряемость за час при 150 °С3%, при учете, что в смазке находится такое количество воды
Срок годности с даты изготовления3 года

Дополнить сказанное стоит тем, что смазку лучше хранить в заводской таре. Это позволит уменьшить негативное воздействие внешней среды и продлить срок службы продукта на продолжительный период времени.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий