Кулисный механизм: виды, схема, принцип работы

Признаки неисправности кулисы

Чаще всего проблемы с кулисой устраняются методом регулировки

илизамены ремкомплекта , реже требуется замена узла.

В большинстве моделей автомобилей кулиса коробки передач является довольно надежным узлом, способным без проблем прослужить до 100 тысяч километров пробега без ремонта. Исключением являются автомобили, которые изначально не отличаются высоким качеством сборки – с ними бывает всякое. Износ кулисы можно определить по появлению таких признаков, как:

  • увеличение люфта рычага переключения передач;
  • проблемы с переключением передач;
  • невозможность регулировки механизма.

Если передачи начали включаться чрезмерно туго, или включается не та передача, которая должна включиться, в первую очередь нужно попытаться отрегулировать привод, если он визуально пребывает в нормальном рабочем состоянии. Если сочленения шарниров работают с большим люфтом, кулису придется менять.

Люфт не влияет на скорость передвижения и производительность КПП, но ездить с ним крайне не комфортно, поэтому лучше выполнить ремонт с заменой.

Эксцентриковые и кулачковые механизмы

Схема эксцентрикового механизма показана на рис. 9, б. Эксцентрик представляет собой круглый диск, ось которого смещена относительно оси вращения вала, несущего диск. Когда вал 2 вращается эксцентрик 1 воздействует на ролик 3, перемещая его и связанный с ним стержень 4 вверх. Вниз ролик возвращается пружиной 5. Таким образом, вращательное движение вала 2 преобразуется эксцентриковым механизмом в поступательное движение стержня 4.

Кулачковые механизмы широко применяются в станках-автоматах и других машинах для осуществления автоматического цикла работы. Эти механизмы могут быть с дисковым цилиндрическим и торцовым кулачками. Показанный на рис. 9, в механизм представляет собой кулачок 1 с канавкой 2 сложной формы на торце, в кoторую помещен ролик 3, соединенный с ползуном 4 посредством стержня 5. В результате вращения кулачка 1 (на разных его участках) ползун 4 получает разную скорость прямолинейного возвратно-поступательного движения.

Кулиса КПП: что это такое, признаки износа, как отрегулировать самостоятельно

Далеко не все автомобилисты представляют, как называется та или иная деталь в их автомобиле. При этом речь идет не только о «запрятанных» в двигатель механизмах, но и об устройствах, с которыми они взаимодействуют буквально каждый день. Одной из таких деталей является кулиса КПП.

Обратите внимание: Название «кулиса» не является официальным для данного механизма, но оно общепринято. На самом деле данная деталь называется тягой привода управления коробки передач

Что такое кулиса КПП

Многие водители ошибочно считают, что под кулисой понимается рычаг переключения передач, но это не совсем так. Если речь идет о кулисе КПП, подразумевается составной механизм, задачей которого является связь рычага переключения передач и штока. То есть, кулису увидеть, а уж тем более потрогать, водитель не может. Данный элемент располагается между рычагом и непосредственно коробкой переключения передач, а размещается она под днищем автомобиля, около карданного вала, а в некоторых случаях под самим рычагом переключения передач.

Как можно понять из описания, кулисе регулярно приходится сталкиваться с серьезными нагрузками, поэтому данный элемент должен иметь хорошую прочность. Несмотря на это, кулиса подвержена повреждениям. Если в ней отсутствует достаточно смазочных компонентов, в нее попали капли воды, пыль или другой «мусор», велик риск выхода детали из строя.

Обратите внимание: На некоторых автомобилях кулиса может без замены проработать 200-300 и даже более тысяч километров. Но, если брать средний результат, обычно кулиса КПП выходит из строя на 100 тысячах километров эксплуатации

Признаки износа кулисы КПП

Водитель должен обращать внимание на возможный выход из строя агрегатов автомобиля, в том числе знать характерные признаки износа кулисы КПП, чтобы своевременно предпринять действия по ее замене. Несмотря на то что механизм довольно надежный, следует знать следующие «симптомы» его скорой поломки:

  • Повышенный люфт у ручки КПП. Это может быть заметно, как когда ручка находится в нейтральном положении, так и на одной из передач;
  • Сложности с переключением передач. Например, одна или несколько передач с трудом «втыкаются», а может и вовсе возникает хруст при движении рычага в их сторону;
  • Чувствуется, что переключаться передачи стали более туго, будто рычаг стал значительно тяжелее;
  • Передачи включаются неправильно, например, вместо пятой включается третья или наоборот.

Водители часто игнорируют появление люфта в коробке передач, считая, что это нормальная ситуация. На самом деле, если возник люфт, нужно обязательно провести диагностику КПП, а при необходимости отрегулировать или заменить кулису. Дело в том, что незначительный люфт уже является достаточно серьезным симптомом неисправности кулисы КПП. Если ее «сорвет» в процессе движения автомобиля, это может привести к тяжелым последствиям, как для автомобиля, так и для водителя, поскольку велик риск в такой ситуации попадания в ДТП. Именно поэтому, если вы замечаете наличие проблем с переключением передач КПП, обязательно обратитесь в сервисный центр для диагностики и ремонта кулисы, если он потребуется.

Регулировка кулисы КПП

Не всегда требуется полная или частичная замена кулисы. Довольно часто можно ограничиться простой регулировкой. При этом отрегулировать кулису возможно своими руками, без обращения в сервисный центр. Есть два способа регулировки:

  • По задней передаче. Для того, чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, необходимо ослабить на ней хомут, после чего перевести рычаг КПП в то положение, которое соответствует идеальному включению задней передачи. После этого затягивается хомут, и на этом работа считается завершенной;
  • По первой передаче. Если нет возможности включить заднюю передачу, можно провести регулировку кулисы КПП по первой передаче. Для этого включаем первую передачу, после чего ослабляем хомут кулисы. Далее вращаем привод кулисы против часовой стрелки до упора рычага КПП в пластиковый фиксатор задней скорости, и далее затягиваем хомут.

Стоит отметить, что выше описаны общие процессы регулировки кулисы КПП

Важно сказать, что процесс может отличаться, в зависимости от автомобиля, поэтому перед началом работ рекомендуется ознакомиться с инструкцией конкретно для вашей модели машины

(353 голос., средний: 4,49 из 5)

okeydrive.ru

Какие могут быть кулисы

По своим видам кулисы подразделяются на:

Визуальное отличие стандартной кулисы от короткоходной (слева — короткоходная, справа — стандартная)

  • Короткоходные. Это та же кулиса, только с уменьшенным ходом за счет длины самой ручки;
  • Стандартная.

Зачем нужна короткоходная кулиса? Такой тип используют чтобы сократить дистанцию и время перемещения рукоятки КПП при переключении передач. Это позволяет делать переключение передач более четкими и значительно быстрее.

Также, на некоторых автомобилях, стандартные кулисы, при переключении на 5-ю передачу, ручка кпп упирается в пассажира. Установка короткоходной эту проблему решает.

Короткоходная кулиса распространяется среди гонщиков, для которых скорость переключение передач очень важна.

Кривошипно-кулисный механизм

После изобретения данной системы ее стали относить к шарнирно-рычажным механизмам, которые обладают гидроустройствами или пневмоустройствами, а целью их применения стала вентиляция на складах. Конструкция данного механизма довольно проста, и содержит она три основных элемента: это стойка, кривошип и кулиса. Задача, которая ставилась перед изобретателями данного устройства, – это улучшение надежности с одновременным упрощением в плане конструкции механизма. Прототипом для изобретения этой модели стали гидравлические или же пневматические механизмы, которые также использовали кулису с выполнением поступательного движения. Кроме того, в конструкцию входили также стойка, ползун, кривошип.

Читать дальше: Уаз патриот ошибка р 04

Обслуживание КШМ

Чтобы не повредить детали КШМ, нужно соблюдать все требования изготовителя по периодическому обслуживанию и регулярному осмотру автомобиля.

Уровень масла, особенно на не новом автомобиле, следует проверять ежедневно перед выездом. Занимает это меньше минуты, а может сэкономить месяцы ожидания при серьезной поломке.

Топливо нужно заливать только с проверенных АЗС известных брендов, не прельщаясь двухрублевой разницей в цене.

Не стоит самостоятельно, по роликам из Сети, пытаться растачивать цилиндры, снимать нагар с колец и выполнять другие сложные ремонтные работы. Если у вас нет многолетнего опыта такой работы- лучше обратиться к профессионалам. Самостоятельная установка шатунного механизма после ремонта- весьма сложная операция.

https://youtube.com/watch?v=vWxGfwN0EgE

Применять различные патентованные средства «для преобразования нагара на стенках цилиндров», «для раскоксовывания» разумно лишь тогда, когда вы точно уверены и в диагнозе, и в лекарстве.

Схемы некоторых пространственных механизмов

На рисунке 12 изображен механизм косой шайбы, которая вращается на косом колене 3 коленчатого вала. Благодаря пальцу 1, скользящему в неподвижном пазу, шайба 2 совершает вращение вокруг оси, совпадающей с осью пальца 1, и оси, перпендикулярной к плоскости чертежа.

Четырехзвенный пространственный механизм (рисунок 13) предназначен для воспроизведения заданной траектории точки В звена 3 на цилиндрической поверхности; звено 3 может совершать вращательное и поступательное движение относительно неподвижной направляющей, поэтому точка В будет всегда находиться на цилиндрической поверхности.

Связь звеньев 3 и 2 осуществляется сферическим шарниром А. Звено 2 может совершать только вращательное движение относительно косого колена коленчатого вала 1.

Рис. 14. Стержневая передача между пересекающимися осями.

Рис. 15-а. Пространственный кривошипно-коромысловый механизм.

В пространственном механизме (рисунок 14) вращение между двумя валами 1 и 5 с пересекающимися осями передается с помощью промежуточного звена 3, скользящего с вращением по неподвижной цилиндрической направляющей. Радиусы вращения r2 и r4 центров шаров 2 и 4 должны быть одинаковы так же, как и удаление плоскостей их вращения от оси направляющей.

Для передачи вращательного движения между валами с не параллельными осями используют различные пространственные четырехзвенные кривошипно-коромысловые механизмы.

В механизме(рисунок 15) в качестве кривошипа применен эксцентрик 2 на валу 1, образующий с шатуном 3 сферический шарнир. Шатун 3 с коромыслом 4 на валу 5 также образуют сферический шарнир. Оси вращения кривошипа и коромысла скрещиваются под некоторым углом.

Рис. 15-б. Пространственный кривошипно-коромысловый механизм.

Рис. 16. Сферический механизм.

Рис. 17. Сферический механизм с плоской диадой.

Четырехзвенный пространственный механизм с пересекающимися в одной точке осями всех шарниров называют сферическим (рис. 16).

Если из центра О описать сферу, то расстояние между осями шарниров для каждого из звеньев можно измерить длиной дуги (или соответствующим центральным углом), которую можно считать также размером звена.

Углы между плоскостями расположения осей во время движения механизма изменяются. Нетрудно видеть, что сферический механизм обращается в плоский, если радиус сферы равен бесконечности. На рис. 17 изображен комбинированный механизм, в котором звенья 1,2 и 3 образуют сферический механизм, а звенья 3, 4 и 5 — плоскую часть механизма.

Движение между валами с пересекающимися осями может передаваться различного вида универсальными шарнирами, одной из разновидностей которых является шарнир Гука (рис. 18). Передача вращения от вала 1 к валу 3 через вилку 2 возможна вследствие того, что оси всех шарниров пересекаются в одной точке.

Особенностью механизма является то, что при вращении вала 1 с постоянной угловой скоростью вал 3 будет вращаться неравномерно;

угол между осями валов 1 и 3 может изменяться без нарушения работоспособности механизма, однако при этом неравномерность вращения ведомого вала изменяется.

Более универсальным является механизм, изображенный на рис. 19, известный под названием углового шарнира, допускающий как параллельное смещение осей (рис. 19, а), так и поворот последних (рис. 19, б). Между валами 1 и 4 расположены вилка 2 и гребень 3, соединенные с валами шарнирно.

Разновидностей пространственных стержневых механизмов гораздо больше чем плоских.

Рис. 18. Кинематическая схема шарнира Гука.

Рис. 19. Угловой шарнир.

Как регулируется кулиса КПП

Кулису регулируют в том случае, когда меняют стандартную на короткоходную или в случае ремонта. Существуют несколько способов регулировки:

  1. По первой передаче.
  2. По задней передаче.

Производить регулировку кулисы нужно с заглушенным мотором и при затянутом стояночном тормозе. Перед тем, как совершать какие-то действия связанные с отсоединением всех деталей, сделайте пометки, они пригодятся чтобы потом все правильно собрать. В противном случае могут произойти изменения в работе механизма.

Для регулировки, нужно ослабить хомут

Чтобы приступить непосредственно к самой регулировки, нужно ослабить хомут он держит непосредственно сам рычаг переключения с тягой. Маленькие повороты или перемещение ступицы вдоль рычага тяги, изменяется четкостью выбора и включением тех или иных передач. После каждой проверки затягивайте хомут и проверяйте свой результат.

Чтобы отрегулировать заднюю передачу, нужно постепенно ослаблять хомут и переводить рычаг КПП в положение, которое соответствует идеальному включению задней передачи. После регулировки, следует затянуть хомут обратно.

Для регулировки первой и второй передачи, поворачиваем рычаг по направлению часовой стрелки. Для третьей и четвертой скорости, нужно отрегулировать перемещение рычага вдоль тяги вперед, по ходу движения машины. При этом не рекомендуется его вращать относительно своей оси! Для регулировки кулисы на пятой и задней передачах, поверните рычаг в противоположную сторону.

Если возникли проблемы с переключением первой, третьей, пятой и задней передаче, то рычаг сдвигается назад. Делать нужно до тех пор, пока не добьётесь нужного результата.

В транспортных средствах где роль кулисы выполняют тросики, а не рычаг, регулировка происходит по другому алгоритму:

  • Сперва переводится рычаг коробки передач в нейтральное положение.
  • Затем снимается пыльник рычага КПП.
  • Подтягиваются тросики. Для натягивания используются несколько гаек. Нужно отпустить дальнюю гайку, которая находится со стороны тросика. Изначально гайку выкручиваем на 3 витка. Затем гайку, которая находится с обратной стороны, закручиваем на 3 витка. Весь крепеж следует законтрить.
  • Затем контролируется работа селектора переключения передач.

Вероятнее всего процесс может в разных моделях машинах отличаться, но принцип работы нет. Поэтому перед началом работы, вам следует ознакомиться

с инструкцией, именно для вашей модели машины.

Если проделанная регулировка не дала результата, нужно задуматься о ремонте. Скорее всего в приводе переключения передач, изнашиваются втулки и шаровые шарниры, а также растягиваются тросики (согласно устройству). Если нет значимых намерений менять узел в сборе, тогда стоит задуматься о приобретении ремонтного комплекта, которая подходит для вашего автомобиля и провести замену проблемной детали.

Кулисный механизм

На рис. 9, г представлена схема кулисного механизма, широко применяемого, например, в поперечно-строгальных и долбежных станках. С ползуном 1, на котором закреплен суппорт с режущим инструментом , шарнирно связана при помощи серьги 2 качающаяся влево и вправо деталь 4, называемая кулисой. Внизу кулиса соединена посредством шарнирного соединения 6, причем своим нижним концом она поворачивается около этой оси во время качаний.

Качания кулисы происходят в результате поступательно-возвратных перемещений в ее пазу детали 5, называемой кулисным камнем и получающей движение от зубчатого колеса 3, с которым она соединена. Зубчатому колесу 3, называемому кулисной шестерней, вращение передается колесом, закрепленным на ведущем валу. Скорость вращательного движения кулисного колеса регулируется коробкой скоростей, связанной с электродвигателем.

Длина хода ползуна зависит от того, в каком виде установлен на кулисной шестерне кулисный камень. Чем дальше от центра шестерни расположен кулисный камень, тем больше окружность, которую он описывает при вращении шестерни, и, следовательно, тем больше угол качания кулисы и длиннее ход ползуна. И наоборот, чем ближе к центру колеса установлен кулисный камень, тем меньше все перечисленные движения.

Кулиса в автомобиле — что это такое, где в коробке передач находится деталь

Многие водители в процессе эксплуатации ТС рано или поздно сталкиваются с различными неисправностями автомобиля. Что касается коробки передач, кроме самой КПП, с пробегом нередко внимания требует кулиса коробки передач, особенно в случае с МКПП.

На практике кулиса АКПП также может работать со сбоями, однако именно на механике кулиса МКПП выходит из строя заметно чаще. Далее мы поговорим о том, что такое кулиса в коробке передач, как работает механизм, а также какие неисправности кулисы КПП обычно встречаются.

Читайте в этой статье

Что такое кулиса в коробке передач автомобиля

Вы считаете, что кулиса в автомобиле — это обычный рычаг, при помощи которого осуществляется удобное переключение передач? Должны вас огорчить, но это не так. Нам есть о чём поговорить, изложенная ниже информация будет очень полезной для вас.

Кулисой мы называем тягу привода управления коробки передач. Эта деталь в устройстве авто является составной, сложной и многокомпонентной. Она обеспечивает связь между рычагом переключения скоростных режимов и штоком. Связующий механизм в коробке передач сложно рассмотреть или потрогать, поскольку располагается он между рычагом и коробкой передач, фактически, под днищем автомобильного кузова. В некоторых случаях для этого механизма отводится место возле карданного вала, также он может находиться под рычагом переключения скоростных режимов.

Признаки неисправности кулисы

Чаще всего проблемы с кулисой устраняются методом регулировки

илизамены ремкомплекта , реже требуется замена узла.

В большинстве моделей автомобилей кулиса коробки передач является довольно надежным узлом, способным без проблем прослужить до 100 тысяч километров пробега без ремонта. Исключением являются автомобили, которые изначально не отличаются высоким качеством сборки – с ними бывает всякое. Износ кулисы можно определить по появлению таких признаков, как:

  • увеличение люфта рычага переключения передач;
  • проблемы с переключением передач;
  • невозможность регулировки механизма.

Если передачи начали включаться чрезмерно туго, или включается не та передача, которая должна включиться, в первую очередь нужно попытаться отрегулировать привод, если он визуально пребывает в нормальном рабочем состоянии. Если сочленения шарниров работают с большим люфтом, кулису придется менять.

Люфт не влияет на скорость передвижения и производительность КПП, но ездить с ним крайне не комфортно, поэтому лучше выполнить ремонт с заменой.

Требования к системе рулевого управления

Система рулевого управления преобразует соз­даваемые водителем вращательные движения рулевого колеса в изменение угла поворота управляемых колес автомобиля. Конструкция и схема системы призваны обеспечить удобное и безопасное рулевое управление автомобиля во всех ситуациях и на всех скоростях. Вся си­стема рулевого управления, от рулевого колеса и до управляемых колес, должна в этих целях обладать следующими свойствами.

Передача инициируемых водителем руля­щих движений на рулевом колесе без люфта особенно важна при движении по прямой. Это гарантирует безопасное, неутомительное для водителя управление автомобилем, пре­жде всего на средних и высоких скоростях.

Поэтому рулевой механизм должен быть очень жестким. Это необходимо для обеспе­чения точной управляемости и преодоления отклонения от заданного угла поворота ру­левого колеса под действием изменяющихся возвратных сил, возникающих, например, при изменении бокового ускорения.

Слабое трение в рулевом механизме по­зволяет водителю получать через реактивные силы тактильную обратную связь, дающую информацию о коэффициенте сцепления между дорогой и шинами. Слабое трение также помогает колесам выровняться для движения по прямой. В системах рулевого управления с мускульной энергией слабое трение обеспечивает небольшие движущие силы. В системах рулевого управления с усилителем оно повышает эффективность управления.

Кинематические параметры рулевого управления и конструкция управляемой оси автомобиля должны быть такими, чтобы во­дитель мог чувствовать величину сцепления между шинами и дорогой.

Требования к рулевому управлению

Требованиями к функционированию системы рулевого управления являются:

Легкое, безопасное рулевое управление автомобилем. Сюда, к примеру, относится тенденция рулевого управления автоматиче­ски возвращаться в положение прямолиней­ного движения при отпускании руля.

Максимально возможное демпфирование колебаний, передаваемых от колес автомо­биля на рулевое колесо при движении по не­ровным дорогам. Но этот процесс не должен приводить к потере обратной связи в рулевом управлении.

Для обеспечения чистого качения колес и, соответственно, предотвращения их из­быточного износа вся рулевая кинематика должна удовлетворять условию Аккермана. Это означает, что оси управляемых колес должны пересекаться в одной точке с осью задних колес (рис. «Условие Аккермана» ).

Достаточно жесткая схема всех компонен­тов рулевого механизма означает, что даже малые инициируемые водителем рулевые движения преобразуются в изменение на­правления управляемых колес, обеспечивая безопасную и точную управляемость авто­мобиля.

Угол поворота рулевого колеса от упора до упора по соображениям комфорта дол­жен быть как можно меньше при парковке и движении с небольшой скоростью. Однако на средних и высоких скоростях рулевое управ­ление не должно быть столь чувствительным.

Требования законодательства, предъявляемые к системам рулевого управления автомобилей

Требования законодательства, предъявляе­мые к системам рулевого управления автомо­билей, описаны в международных правилах ECE-R79. К этим требованиям, наряду с базовыми функциональными требованиями, относятся максимально допустимые управ­ляющие силы для исправной и неисправной систем рулевого управления. Эти требования регламентируют прежде всего поведение ав­томобиля и рулевого управления при въезде на круг и выезде с круга. Для автомобилей всех категорий: после отпускания рулевого колеса при движении автомобиля по окруж­ности на скорости 10 км/ч, радиус поворота автомобиля должен увеличиться или как ми­нимум остаться тем же.

Для автомобилей категории М1 (легко­вые автомобили с числом посадочных мест до 8): когда автомобиль в тангенциальном направлении выезжает из круга с радиусом 50 м на скорости 50 км/ч, в системе рулевого управления не должно возникать никаких не­обычных вибраций. В автомобилях категорий М2, М3, N1, N2 и N3 это поведение должно демонстрироваться на скорости 40 км/ч или, если это значение не достигается, то на мак­симальной скорости.

Это поведение также предписывается в случае неисправности у автомобилей с гидро- или электроусилителем рулевого управления. У автомобилей категории М1 это должно быть возможно в случае отказа сер­вопривода рулевого управления для въезда со скоростью 10 км/ч в течение 4 секунд в круг радиусом 20 м. Управляющее усилие на рулевом колесе не должно превышать 30 даН (табл. «Нормы рабочих усилий в системе рулевого управления» ).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий