Шликерное литье

Использование шликерного литья

Шликерное литье из глины используется очень широко как в промышленности, так и в эстетических промыслах.

Товарное производство охватывает санитарную керамику, производство фигурных компонентов облицовки помещений, плитки и печных изразцов.

Отдельно нужно отметить производство высоковольтных изоляторов. Фарфоровые изоляторы совмещают недорогую стоимость с прекрасными работающими от электричества свойствами, стойкостью к температурным перепадам и отменной долговечностью. Минусом же их считается большая хрупкость. В наши дни они стали уступать собственные позиции на рынке изделиям из сегодняшних пластиков.

Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основные проблемы при шликерном литье

Загустевание раствора в форме

Раствор  может загустеть, просто находясь в оправке. Поэтому перед сливом лучше активировать залитый в форму шликер путем легкого взбалтывания, вращения  или легкого потряхивания

Забивание литника

Если применяется форма с небольшим литником, до начала слива нужно прочистить отверстие тонким шпателем.

Очистка отверстия тонким шпателем

Забилось отверстие литника

Некоторые начинающие мастера  вырезают кратер литника, не притрагиваясь к отверстию и боясь нанести вред отливке. Чтобы отверстие литника оставалось свободным, можно вставить в них  обрезки коктейльных трубочек.

Забилось отверстие литника

Форму нужно перевернуть над емкостью для слива и ровно и сильно подуть в трубочку

Важно добиться полного вытекания. Особо внимательно надо относиться к формам сложного рельефа. После того, как шликер слит, обрезок трубочки надо залить водой

В том же положении, литником вниз, оправку следует поставить на пластиковую поверхность

После того, как шликер слит, обрезок трубочки надо залить водой. В том же положении, литником вниз, оправку следует поставить на пластиковую поверхность.

Установка формы после слива шликера в исходное положение

После слива раствора форму надо установить в перевернутом положении. Если вернуть ее в исходное, образуются потеки шликера по стенкам изделия, и толщина стенок меняется. Разная толщина стенок  приведет к росту напряжений в ходе обжига и даже возникновению трещин вдоль потеков. Отливка может быть безнадежно испорчена.

Неполное слитие шликера из формы

Неполный слив также может привести к потекам и трещинам при обжиге. Если сливается изделие замысловатой конфигурации, при сливе форму лучше встряхивать под разными углами, добиваясь полного слива шликера.

Заливаем раствор в форму

Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.. Теперь ждем

Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор

Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.

Как это сделать правильно?

Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.

Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.

Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика. 

В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.

Оборудование и материалы для литья

Для литья используется шликер определенной консистенции. На ощупь он должен быть маслянистым. В состав шликера, помимо глины и воды, включают различные добавки, меняющие консистенцию и другие свойства суспензии. В качестве добавок используют

Шликер для будущего изделия

  • Другие сорта глины
  • Песок
  • Шамот
  • Электролиты
  • Красители

Важнейшим оборудованием являются формы для литья. От продуманности конструкции и качества изготовления напрямую зависит качество конечного изделия. В шликерном литье применяются гипсовые формы. Оправка обычно делается из двух частей. Для точного совмещения двух частей на одной из них предусматриваются выступы, а в другой — соответствующие им по профилю впадины. В художественном литье, отличающемся малыми сериями, части формы скрепляются резинками. Гипсовая форма для шликерного литья обладает ограниченным сроком службы, и при планировании выпуска больших партий (например, изразцов) необходимо предусмотреть изготовление нескольких оправок на каждое изделие.

Формы для шликерного литья

Важно! Форму необходимо делать только из высококачественного скульптурного гипса. Гипс должен быть пуховым, не содержать посторонних включений и комков. Оправки, изготовленные из высококачественного гипса, способны выдерживать более сотни отливок

Если же гипс низкокачественный, то после десятка отливок стенки начинают выкрашиваться и осыпаться

Оправки, изготовленные из высококачественного гипса, способны выдерживать более сотни отливок. Если же гипс низкокачественный, то после десятка отливок стенки начинают выкрашиваться и осыпаться.

Формы, пришедшие в негодность, можно раскрошить молотком, просеять через мелкое сито и добавлять в гипсовый раствор для отливки новых оправок в пропорции не более чем 1:10.

Керамическая консультация — Все вопросы

Терра сигиллата (латынь terra sigillata) — глинистое покрытие на поверхности керамики. Применяется с древних времен до наших дней как декоративное средство в художественной керамике и в бытовой керамике ручной работы.

Состав: 100% глина, очень редко — с добавлением неорганических пигментов. Цвет определяется видом глины после обжига. Особенность терра сигиллаты заключается в чрезвычайно малом размере частиц глины и практически полном отсутствии более крупных частиц. Благодаря этому покрытие хорошо мажется, образует тонкий ровный слой, хорошо сцепляется с поверхностью изделия, не образует при сушке и обжиге шелушений или трещин. Лощение слоя терра сигиллаты в кожетвердом, почти высохшем, состоянии дает слабый блеск, характерный для изделий этого вида, сохраняющийся при низкотемпературном обжиге.

Приготовление: Техника приготовления проста, готовая терра сигиллата может долго храниться, поэтому готовить ее можно в любой удобный момент и впрок. Используют любую глину, обычно — красную, так как в ней, по сравнению с белой, содержится намного больше тонкодисперсной фракции. По этой же причине предпочтительна очищенная карьерная глина, а не готовая керамическая масса, содержащая отощители и плавни — для нашего случая балласт. 2-3 кг глины распускают в высокой емкости 8-10 литров, например, в ведре или пластиковой широкогорлой бутыли, полностью заполненной водой. Чтобы увидеть процесс оседания, можно в первый раз распустить меньшее количество глины в 3-5 литровой стеклянной банке. Для облегчения роспуска в воду добавляют чайную ложку кальцинированной соды или жидкого стекла, или даже две-три ложки. Распускать нужно тщательно. Не должно остаться никаких мелких липких комочков. Распущенная смесь должна быть похожа на молоко, а не на густые сливки. Можно использовать миксер, можно контролировать роспуск, пропуская смесь через мелкое сито — никаких нераспущенных комочков не должно быть. Цель роспуска — создать условия для свободного оседания частиц глины. Теперь нужно оставить ведро в покое на 15-20 часов. То есть, например, с 6 вечера до обеда следующего дня

Это важно. За это время суспензия расслоится: на самом дне будут лежать крупные и мелкие песчинки, в нижней трети будет находиться глина с частицами крупного размера, которые еще не успели полностью осесть

Донный осадок и нижнюю треть нужно будет выбросить, хотя в них содержится почти вся распущенная глина! Верхняя треть тоже не нужна, она слишком водянистая. Нас интересует средняя треть, размер частиц в ней — примерно 0,1 мкм = одна десятитысячная доля миллиметра. Ее нужно выделить, например, медленно и аккуратно слить, не допуская смешивания с нижней третью. Или использовать сифон. Посмотрите в интернете, как это делается (поиск по terra sigillata, картинки). Выделенную жидкость можно вылить в широкое блюдо и оставить подсыхать. Лучшая консистенция для хранения — как мягкое сливочное масло, и до этой консистенции терра сигиллата будет сохнуть пару-тройку дней или неделю, после чего ее можно переложить в банку с крышкой. Для нанесения можно в любой момент добавить воды. Точные пропорции воды-глины-соды-жидкого стекла-времени оседания позволят ускорить процесс роспуска и увеличить выход готовой для работы пасты.

Нанесение: Наносить на хорошо уплотненную поверхность необожженного почти высохшего изделия одним, двумя или тремя очень тонкими слоями. Каждый слой наносят после легкого подсыхания предыдущего. Часто покрытие прекрасно держится и на утильном пористом черепке. Покрытие лощат гладким камешком, когда слой терра сигиллаты высохнет до кожетвердого состояния. Техника лощения важна для получения однородного эффекта. Если под рукой есть терра сигиллата разного цвета, например, дающая в обжиге темно-коричневый и светло-желтый цвет, можно попробовать сделать рисунки в стиле греческих ваз. По лощёной поверхности можно процарапать «матовый» рисунок или надпись.

Обжиг: Обжигать обычным образом, однако лоск может исчезнуть при обжиге выше 1000-1100°С.

Состав шликера

Сам по себе шликер – это кашеобразная масса, в состав которой входят каолин, шпат полевой, кварц. А также этот термин актуален и для подкрашенной глины, разведенной в воде, которую широко использовали еще в древние времена. В наши дни шликер представляет собой суспензии, основой которых являются вода и глина. Именно такие смеси применяют для производства керамических фигурок и посуды литьем в пористые формы.

Влажность суспензий для фарфора и фаянса составляют от 30 до 33% и от 33 до 37% соответственно. Отметки в 40% может достигать параметр шликеров из красножгущихся видов глины

Важно учитывать, что чем ниже показатель влажности, тем выше скорость формирования керамического слоя на внутренних стенках форм

Параллельно необходимо обратить внимание на меньшую усадку в процессе сушки, а, следовательно, деформацию изделий

Глиняное литье – процесс

Залейте шликер в хорошо просушенную гипсовую форму доверху (рис. 35.1). Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадаться по тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы.

Процесс всасывания влаги с одновременным нарастанием глиняного слоя на стенках формы называется у керамистов «насасыванием черепка».

Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер нужно слить (35.2). На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, — стенки будущего сосуда. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать (35.3). Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах, и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенки затвердевают и становятся тоньше

Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же не спеша извлеките отливку из нижней половины формы (35.4)

Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней. После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностьювосстанавливается и в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копией первого. В одной форме можно выполнить около двухсот отливок. Конечно, сосуд, в основе которого лежит тело вращения, можно изготовить и другим способом, например на гончарном круге. Но есть сосуды, для которых литье чуть ли не единственный способ формовки. К ним относится прямоугольная декоративная ваза, изображенная на рисунке (рис. 36).

Модель вазы изготовляют из прямоугольного деревянного бруска, к которому приклеивают ножки и горлышки, выточенные на токарном станке (36.1). На одной или двух стенках модели вырезают рельеф. Готовую модель зачищают наждачной бумагой и пропитывают горячей олифой два-три раза. Форма по этой модели отливается в той же последовательности, что и круглая ваза, только вместо цилиндрической опалубки применяется прямоугольная, собранная из четырех дощечек (36.2). Опалубку и поддон смазывают разъединительной мастикой и наливают в нее жидкий гипс так, чтобы в нем оказалась ровно половина модели. Замковое соединение получают вырезанием в нижней половине формы по углам конических углублений (36.3а), которые смазывают мастикой. После заливки второй половины формы (36.4) гипс заполняет эти углубления, образуя шипы. При сборке формы шипы точно войдут в соответствующие углубления и обеспечат точность соединения обеих половин.

Готовую форму освобождают от модели, сушат, а затем выполняют отливку уже известным способом (36.5).

Форма для гипса на примере копилки

Перед начинающим мастером с самого начала возникает вопрос: как создать форму для отливки из гипса копилки в виде поросенка или других изделий? Есть разные варианты изготовления форм для отливки. Одна из наиболее удобных – использование силикона.

Шаги создания поделки из гипса

В представленном ниже видео показан процесс изготовления полой фигурки из гипса. Для изготовления фигурки потребуется опалубка. Можно использовать для нее ДСП и мебельные конфирматы. Внутренние размеры опалубки несколько больше мастер-модели. Этим зазором мы определяем толщину стенок создаваемой формы. В выбранной нами мастер-модели имеются отверстия, которые необходимо закрыть. Это можно сделать с помощью бумаги и клея. Отверстие для монет также нужно запечатать. Потом установим запечатанный пятачок на свое место. На следующем этапе вырезаем из картриджа термоклея четыре сантиметровых цилиндра. Приклеиваем цилиндры на копыта хрюши и ко дну опалубки. Высота шпилек определит толщину стенок формы со стороны ног примерно 1 см. Подготовленная опалубка имеет отверстия по центру боковых панелей. В отверстиях закрепим болты. Их назначение будет понятно позже. Для изготовления верхней половины формы нужно закрыть нижнюю часть модели. Используем простой свечной парафин, которым заполняем половину опалубки. После застывания парафин не даст попасть силикону в нижнюю часть формы. Готовим к заливке силикон для изготовления форм Эластолюкс. К 100 массовым частям силикона добавим 2,5 части катализатора. Перемешаем так, чтобы мешалка полностью была погружена в силикон. Это позволит массе силикона для формы не набрать в себя воздушные пузырьки. Для того, чтобы весь воздух вышел из полостей модели, медленно залейте силикон в форму. Через 8 часов Эластолюкс застынет. Приступаем к изготовлению второй половины формы. Открываем опалубку для извлечения парафина. Эластолюкс не пристает к панелям ДСП так же, как и парафин. Опалубка разбирается без усилий. Для облегчения последующего разделения половин формы обрабатываем силикон силикон для создания форм разделительным составом. В точности повторяем описанную ранее процедуру. Разборная форма для отливки готова.

Приступаем к изготовлению гипсовой свиньи-копилки.

Собираем опалубку и вкладываем в нее половину формы. В том месте, где есть риск поломки фигурки при вытягивании изделия, делаем разрез. В нашем случае это область хвостика. Разводим в воде гипс. Поскольку в цельногипсовую копилку не вставить монеты, мы изготовим полую фигурку. Поэтому объем вливаемого гипса рассчитаем в размере четверти общего объема свинки. Ставим вторую часть формы и закрываем все это верхом. Добавляем к нашей конструкции нехитрый штатив и приводим во вращение форму. Время вращения опалубки зависит от быстроты схватывания гипса. В нашем случае 4 минуты. Через 4 часы мы извлекли модель из формы. Сделанный заранее надрез формы дает возможность извлечь поросячий хвост без поломки. В месте соединения половин формы имеются наплывы гипса, которые легко отделяются от модели ножом. Последний штрих – продавить тонкий слой гипса, закрывающий отверстие для монет. Остается только покрыть золотой или другой краской ваше изделие!

https://youtube.com/watch?v=rQI3Bk9Wzxg

Почитайте здесь  про работу с алюминием для отливки разных поделок. Еще метод по теме статьи.

Технология

Процесс производства любых изделий по шликерной технологии основан на двух физических явлениях. Имеются в виду впитывающее свойство гипса, и способность глины отдавать влагу. Схема реализации производственного процесса предусматривает создание двух видов продукции: толстостенной и тонкостенной

При этом важно заметить, что по сравнению с ручной лепкой и созданием изделий на гончарном кругу описываемое литье является более сложной процедурой. В некоторых случаях на ее реализацию требуется несколько недель. На подготовительном этапе разрабатывается эскиз будущего творения

На этой стадии настоятельно рекомендуется учитывать все особенности применяемой технологии. И речь, в частности, идет о размещении в формах литников, которые должны находиться в местах, обеспечивающих лучшее заполнение формы. Второй этап – это изготовление по созданному эскизу модели. Она представляет собой точную копию будущего керамического или фарфорового изделия, за исключением размеров, поскольку будет немного больше. Небольшой припуск дается на возможную усушку в процессе обжига

На подготовительном этапе разрабатывается эскиз будущего творения. На этой стадии настоятельно рекомендуется учитывать все особенности применяемой технологии. И речь, в частности, идет о размещении в формах литников, которые должны находиться в местах, обеспечивающих лучшее заполнение формы. Второй этап – это изготовление по созданному эскизу модели. Она представляет собой точную копию будущего керамического или фарфорового изделия, за исключением размеров, поскольку будет немного больше. Небольшой припуск дается на возможную усушку в процессе обжига.

Модель можно изготовить из:

  • гипса;

  • пластилина;

  • силикона;

  • дерева;

  • керамики.

Получившийся макет будет шаблоном для создания гипсовой формы. Стоит учесть, что этот материал является оптимальным для рассматриваемого вида литья керамики, поскольку наиболее эффективно впитывает воду, содержащуюся в шликере. После застывания гипса форму разъединяют и готовят к использованию по назначению. Сама суспензия разводится до нужной консистенции и тщательно перемешивается перед самой отливкой.

Процесс литья выглядит следующим образом.

  1. Заливка шликера.

  2. Удаление излишков смеси.

  3. Подсушивание заливки.

  4. Отделение керамического слоя от формы.

После подсушки половинки формы необходимо разделить с максимальной осторожностью. При необходимости можно выполнить правку отдельных деталей изделия. Следующий шаг – это обжиг отливки в муфельной печи

В зависимости от особенностей изделия на его поверхность может наноситься глазурный шликер, после чего выполняется еще один обжиг

Следующий шаг – это обжиг отливки в муфельной печи. В зависимости от особенностей изделия на его поверхность может наноситься глазурный шликер, после чего выполняется еще один обжиг.

Производство

Тех­но­ло­гия про­из-ва К. обыч­но вклю­ча­ет: под­го­тов­ку фор­мо­воч­ной мас­сы – при­го­тов­ле­ние по­рош­ков ис­ход­ных ком­по­нен­тов (с тре­буе­мым раз­ме­ром час­тиц) из­мель­че­ни­ем или хи­мич. ме­то­да­ми, пе­ре­ме­ши­ва­ние по­рош­ков ме­ж­ду со­бой и с жид­кой вре­мен­ной тех­но­ло­гич. связ­кой (ВТС; во­да, ор­га­нич. по­ли­ме­ры, пла­сти­фи­ка­то­ры); из­го­тов­ле­ние за­го­то­вок (по­лу­фаб­ри­ка­та) за­дан­ной фор­мы и раз­ме­ра разл. ме­то­да­ми фор­мо­ва­ния; уда­ле­ние ВТС (суш­ка, вы­жи­га­ние); об­жиг (спе­ка­ние) для уп­роч­не­ния и по­лу­че­ния ке­ра­мич. из­де­лий. Тра­диц. ви­ды К. из­го­тов­ля­ют на ос­но­ве гли­ны, при­род­ных ми­не­ра­лов; тех­нич. К. – обыч­но из син­те­тич. ма­те­риа­лов, ко­то­рые об­жи­га­ют в разл. га­зо­вых сре­дах (воз­дух, азот, во­до­род, ар­гон, ге­лий и др.) или ва­куу­ме; ино­гда ис­поль­зу­ют го­ря­чее прес­со­ва­ние, мик­ро­вол­но­вый (вы­со­ко­час­тот­ный) на­грев, а так­же золь-гель про­цес­сы, са­мо­рас­про­ст­ра­няю­щий­ся вы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ный син­тез и др.

Фор­мо­воч­ные ке­ра­мич. мас­сы при­ме­ня­ют­ся по­рош­ко­об­раз­ные, пла­стич­ные (с со­дер­жа­ни­ем до 50% жид­кой ВТС) и жид­ко­те­ку­чие – ли­тей­ные шли­ке­ры (50–70% ВТС). Ли­тей­ный шли­кер (кон­цен­три­ров. сус­пен­зии) при­го­тов­ля­ют из не­пла­стич­ных по­рош­ков, до­бав­ляя в тон­ко­мо­ло­тую смесь ис­ход­но­го сы­рья тер­мо­пла­стич­ные ве­ще­ст­ва (напр., па­ра­фин, воск), олеи­но­вую ки­сло­ту и не­ко­то­рые ПАВ, уда­ляе­мые впо­след­ст­вии.

Вы­бор ме­то­да фор­мо­ва­ния К. оп­ре­де­ля­ет­ся в осн. фор­мой из­де­лий. Для фор­мо­ва­ния ке­ра­мич. за­го­то­вок ис­поль­зу­ют: прес­со­ва­ние по­рош­ко­вых масс, фор­мо­ва­ние пла­стич­ных масс (вы­дав­ли­ва­ние, рас­кат­ка, до­прес­сов­ка, об­точ­ка) или ли­тьё жид­ко­те­ку­чих масс. От­фор­мо­ван­ные из­де­лия под­вер­га­ют суш­ке (в слу­чае при­ме­не­ния во­до­рас­тво­ри­мой связ­ки) или вы­жи­га­нию ор­га­нич. связ­ки.

Об­жиг К. – важ­ный тех­но­ло­гич. про­цесс, обес­пе­чи­ваю­щий не­об­хо­ди­мую сте­пень спе­ка­ния. При точ­ном со­блю­де­нии ре­жи­ма об­жи­га соз­да­ёт­ся ма­те­ри­ал оп­ре­де­лён­но­го фа­зо­во­го со­ста­ва и с за­дан­ны­ми свой­ст­ва­ми. Для ка­ж­до­го ви­да К. ха­рак­те­рен свой тем­пе­ра­тур­ный ре­жим об­жи­га: напр., стро­ит. К. об­жи­га­ют при темп-ре ок. 900 °C, ог­не­упор­ную К. – ок. 2000 °C. В за­ви­си­мо­сти от со­ста­ва ке­ра­мич. мас­сы и темп-ры об­жи­га спе­ка­ние мо­жет про­ис­хо­дить как с уча­сти­ем жид­кой фа­зы (в фар­фо­ро­вых, стеа­ти­то­вых и др. из­де­ли­ях со­став­ля­ет до 50% по мас­се и бо­лее), так и без уча­стия жид­кой фа­зы (напр., в ко­рун­до­вой К.). Спе­ка­ние в твёр­дых фа­зах, по­лу­чив­шее рас­про­стра­не­ние в про­из-ве тех­нич. К. на ос­но­ве чис­тых ок­си­дов и бес­ки­сло­род­ных со­еди­не­ний, про­ис­хо­дит при бо­лее вы­со­ких темп-рах, чем спе­ка­ние с уча­сти­ем жид­кой фа­зы. В ре­зуль­та­те спе­ка­ния раз­ме­ры из­де­лий умень­ша­ют­ся, а ме­ха­нич. проч­ность и плот­ность воз­рас­та­ют. Не­ко­то­рые ви­ды К. пе­ред об­жи­гом по­кры­ва­ют гла­зу­рью, ко­то­рая при вы­со­ких темп-pax (1000–1400 °C) пла­вит­ся, об­ра­зуя стек­ло­вид­ный во­до- и га­зо­не­про­ни­цае­мый слой. Из­де­лия хо­зяйств. и ху­дож. К. ук­ра­ша­ют ке­ра­ми­че­ски­ми крас­ка­ми и зо­ло­том. Для при­да­ния по­верх­но­стям из­де­лий тех­нич. К. ря­да спец. свойств на­но­сят ке­ра­ми­че­ские по­кры­тия, ко­то­рые по­вы­ша­ют эро­зи­он­ную и хи­мич. стой­кость, обес­пе­чи­ва­ют за­дан­ные оп­тич., элек­трич., ка­та­ли­ти­че­ские и др. экс­плуа­тац. ха­рак­те­ри­сти­ки.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике

Формы для ювелирных изделий

Для начала осмотритесь вокруг и спросите себя: «Есть ли у меня в наличии муфельная печь и тигель для плавки металла?» Если нет, то ломать голову над тем, как из гипса сделать форму для заливки печатки из серебра, не имеет смысла. Потому как металл плавят при температуре +600…+700 °C.

Если все в порядке, то приготовьте рукавицы, фартук, очки и принесите огнетушитель. Правила безопасности никто не отменял, не так ли?

Далее понадобится воск для моделирования. Из него делается заготовка изделия. Ее тщательно полируют, и припаивают литники – трубочки. Через них в форму будет заливаться металл. Готовая модель выглядит примерно так.

Далее прототип помещают в металлическую форму, и заливают гипсом. Но не обычным, а формомассой. Ее отличие в том, что она выдерживает высокие температуры. Далее форму запекают, в процессе воск испаряется и оставляет внутри полость, повторяющую форму изделия. На последнем этапе внутрь заливают металл.

Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного. 

  • Для начала раскатайте шарик глины. Положите его на ровное и гладкое основание, например, на глазурованную плитку.
  • Для лепки вам потребуется шликер – жидкий глиняный раствор. Консистенция – как у жидкой сметаны.
  • Катается из глины жгут одинаковой толщины. Получается колбаска из глины.
  • На основание будущей пиалы укладываете колбаску, промазываете стык жидким раствором.
  • Повторяете процедуру, укладываете поверх еще один жгут. 

Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Как выбрать силикон для отливки гипсом

Почти всегда для работы используется Двухкомпонентный силикон, состоящий из основы и катализатора (вещества, отвечающего за отвердевание). Ка-тализаторы бывают оловянными или платиновыми. Силикон на олове благодаря оптимальному соотношению «цена-качество» популярнее. Кроме того, силикон на платиновой основе вступает в реакцию почти со всеми природными объектами.

Другим параметром, который стоит выбрать, является твердость. Существует несколько вариантов твердости по специальной шкале (шкала Альберта Шора), но обычно вещества для работы с мягкими материалами обозначают буквой А, для работы с твердыми – буквой D.

Также разделяют и числовое значение показателя твердости. Силикон с показателем от 10 до 15 подойдет для работы с небольшими легкими формами, показатель от 20 до 70 значит, что из такого силикона можно отлить форму для тяжелой статуи или другого крупного изделия

Буквенные и цифровые обозначения присутствуют в названии силикона, обращайте на них внимание при выборе

Какой гипс лучше для литья. Форма из строительного силикона для декоративного камня своими руками

У каждого в жизни когда-то случается он, такой долгожданный и немного пугающий — РЕМОНТ! Для отделки стен коридора, части кухни и гостиной был выбран декоративный камень. Всего 80 кв.м. Стоимость данного камня 300 руб. за упаковку 0,33 кв.м. Всего на эту площадь понадобится 243 упаковки, а это чуть больше 72к рублей. По грубым подсчетам понадобится 1215 кг гипса, что в розницу обойдётся почти в 9к рублей. Выгода колоссальная.

Прочитав множество информации, конечно же, выбор пал на изготовление форм из полиуретана. Но в силу того, что в моём городе вообще никто не занимается продажей компаунда, а по всей стране его реализуют единицы, а пересылка возможна только при мелком ОПТе — остановился на колхозном изготовлении: строительный силикон и картофельный крахмал:

Начинаем месить «тесто»:

Через минут 5 получается вот такая тестоподобная масса:

Сам процесс не снимал, главное хорошо утрамбовать:

Через час снял опалубку и обнаружил это:

Но это легко исправить, замешав небольшую часть массы:

Ещё через 3 часа извлек форму:

Силикон вступил в реакцию и нагрел пластилин:

Как по мне — отличная получилась форма:

А вот, куда пошли остатки силикона, т.к. 2 тубы оказалось много:

Качество оттиска:

По затратам:

Плитка гипсовая 0.33 кв.м — 300 руб. (одна штука 21 руб.)

Герметик силиконовый универсальный 2 тубы (оказалось много) — 310 руб.

Крахмал картофельный 500 г — 40 руб.

Уголок алюминиевый 30х30 — 230 руб.

На этом пока всё, в будущем, если зайдет пост, покажу, что произошло с формами после отливки 80 кв.м и пост о том, как делал форму уже для другой плитки.

За качество фото не пинайте сильно.

Всем спасибо за внимание!

Необходимое оборудование и материалы

Для отливки изделий из гипса не требуется высокопрофессиональное оборудование. Процесс вполне доступен в любительской домашней мастерской.

Важно: подготовка, сам процесс литья и завершающие операции связаны с появлением большого количества пыли. Обязательно должна быть обеспечена качественная вентиляция и уборка помещения. Не стоит заниматься этим в жилых помещениях и в домах, где живут аллергики

Кроме того, смесь воздуха и пыли в определенной концентрации взрывоопасна. Избегайте использования открытого огня в мастерской

Не стоит заниматься этим в жилых помещениях и в домах, где живут аллергики. Кроме того, смесь воздуха и пыли в определенной концентрации взрывоопасна. Избегайте использования открытого огня в мастерской.

Формы для отливки из гипса

Основным оборудование является форма для отливки. Для ее изготовления сначала следует подготовить модель изделия. Для этого подходит пластилин, полимерная глина, любой пластичный материал. Если делают копию, то моделью является сам оригинал. Обязательно нужно наметить на модели линию стыка половинок будущей формы.

Важно правильно подобрать материал для опоки. Если готовится маленькая формочка для литья кулона или деталей масштабной модели техники — подойдет жесткий картон. Для литья крупных отливок лучше взять многослойную фанеру — ее не разопрет большой массой гипса

Для литья крупных отливок лучше взять многослойную фанеру — ее не разопрет большой массой гипса.

Опока из жесткого картона для литья из гипса

Понадобятся также:

  • Емкость для смешивания гипса с водой.
  • Стакан с носиком для заливки гипса.
  • Резинки для стягивания частей формы.
  • Кисточки для смазки.
  • Дрель для сверления отверстий.
  • Шпатели и ножи.
  • Картон и скотч.

Гипс для литья следует выбирать самый лучший. Строительный алебастр можно применять, в крайнем случае, его лучше просеять через сито 0.2 мм, убедиться в том, что он достиг «пуховой» консистенции, не содержит комочков и посторонних включений.

Смазка формы для литья из гипса

Смазку для формы можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно из натертого на терке детского мыла, воды и подсолнечного масла.

Другие техники

Существует также несколько традиционных методов ручного строительства , таких как защемление , мягкая плита , жесткая плита и конструкция катушки .

Другие методы включают продевание волокна шерсти животного происхождения или искусственной шерсти через бумажную глину для наращивания слоев материала. Результат можно обернуть на формы или разрезать, высушить, а затем соединить жидкой и мягкой бумажной глиной.

При формовании очень тонких листов керамического материала обычно используется «ленточное литье». Это включает заливку шликера (который содержит полимерное «связующее» для придания прочности) на движущуюся несущую ленту, а затем пропускание его под неподвижным « ракельным ножом » для регулировки толщины. Затем подвижный шликер сушат на воздухе, и образованная таким образом «лента» снимается с несущей ленты, разрезается на прямоугольные формы и обрабатывается далее. Можно уложить до 100 слоев ленты, чередующихся со слоями проводящего металлического порошка. Затем они спекаются («обжигаются») для удаления полимера и, таким образом, изготовления «многослойных» конденсаторов, датчиков и т. Д. По данным Д. В. Ричерсона из Американского керамического общества , каждый день производится более миллиарда таких конденсаторов. (Около 100 штук в обычном сотовом телефоне и около тысячи в обычном автомобиле.)

Литье из геля – еще один метод создания инженерной керамики.

Изготовление форм для литья из гипса

Наиболее используемыми материалами являются сам гипс и силикон.

Формы из гипса являются традиционными и привычными для многих поколений мастеров. Они более требовательны к уровню мастерства при изготовлении. В последние десятилетия их все больше теснят формы из силикона.

Формы, которые сделаны из силикона, отличаются высокой точностью, возможностью проработки мелких деталей, легкостью изготовления и снятия ее с отливки. Несколько дороже обходится исходный состав, но это компенсируется повышенной технологичностью и долговечностью.

При проектировании и изготовлении формы важно обращать внимание на:

  • Тщательность проработки деталей.
  • Способ соединения половинок формы и их последующей разборки
  • Способ фиксации половинок друг относительно друга
  • Расположение отверстий для литья. Оно должно позволить жидкому гипсу проникать во все уголки формы и полностью заполнять ее.
  • Конфигурация опоки должна давать пузырькам воздуха свободный выход.

Для фиксации частей опоки друг относительно друга обычно используют резиновые ленты. Для маленьких изделий подходят резинки для денег, для более крупных их вырезают из велосипедных или автомобильных камер.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий