Классификация мостовых кранов
В соответствии с требованиями ГОСТ все представленные на рынке модели делят на устройства общего и узкопрофильного назначения. Специализированные механизмы отличаются тем, что в их комплектацию включены захваты узкой направленности. К примеру, при работе с металлоломом используются магнитные мостовые краны, с сыпучими материалами — грейферы. Общепромышленные модели оснащаются крюком с автоматической защёлкой, что позволяет использовать их для перемещения грузов на стропилах.
ГОСТ 27584-88 Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия
1 файл 614.74 KBОтдельные виды мостовых кранов разрабатываются для эксплуатации в определённых отраслях производства с учётом особенностей поставленных задач, условий работы. Такую технику выпускают, к примеру, для металлургических предприятий. Они отличаются способностью выдерживать длительную эксплуатацию в условиях воздействия агрессивных сред, высоких температур, оснащаются специальными захватами (ковочными, литейными, для работы со слитками).
Также бывают однобалочные мостовые краны и двухбалочные. Если мост состоит из одной балки, грузоподъёмное оборудование отличается сравнительно небольшим весом. Но это отрицательно сказывается на их грузоподъёмности: она не превысит 10 т. При этом возможна комплектация дополнительной консольной тележкой, что расширит сферу применения оборудования.
Двухбалочные модели допускает использование не только стандартной грузовой тележки, но и дополнительных навесных механизмов. За счёт этого увеличивается сфера использования техники, расширяются возможности управления за счёт применения дистанционных пультов. Это мощные мостовые краны, активно задействованные на производственных предприятиях различных отраслей промышленности.
По конструкции
В зависимости от способа установки металлоконструкций на крановом пути различают подвесные и опорные модификации оборудования. В первом случае крепление выполняется на нижний, а во втором случае – на верхний горизонтальный пояс пролётной балки.
Важным преимуществом подвесных механизмов является сравнительно невысокая стоимость и простота монтажных работ. Но грузоподъёмность таких механизмов не превышает 8 т. Конструкции отличаются небольшой высотностью, что позволяет увеличить рабочую зону в сравнении с опорными аналогами, имеющими большую производительность (до 500 т).
По способу перемещения
Мостовые модели стандартного исполнения перемещаются в ходе выполнения работ по параллельным путям. Но конструкция мостовых кранов позволяет использовать их в модификации, учитывающей особенности технологического процесса, характер размещения производственного оборудования. Для решения специализированных задач возможна установка грузоподъёмной техники со следующими принципами перемещения.
- Радиальным. Механизм подъёма на балке сможет вращаться вокруг площадки, которая жёстко закреплена в центре цеха, по кольцевому рельсу.
- Поворотным. Работы в отличие от предыдущего варианта могут выполняться в любой точке, ограничения в передвижениях связаны только с протяжённостью проложенных подкрановых путей.
- Хордовым с меньшей площадью обслуживания в сравнении с радиальным. Из-за особенностей конструкции радиус вращения при этом останется неизменным.
- Кольцевым с передвижением механизмов по рельсам разного диаметра. Конструкция в этом варианте несколько усложняется из-за необходимости использования ходовых колёс, отличающихся между собой по размеру во избежание проскальзывания.
По грузоподъемности
Грузоподъемность мостовых кранов – одна из основных характеристик техники. Наибольшее распространение получили модели, у которых этот параметр составляет 1‑50 т. В большинстве случаев для промышленного использования этого достаточно. Для выполнения узкопрофильных задач задействуют технику грузоподъёмностью до 500 т (к примеру, для монтажа турбины гидроэлектростанции).
По типу привода
Выпускаются мостовые модели с ручным и электроприводом. В первом случае в качестве основного рабочего механизма для передвижения применяются тали червячного типа. Это оптимальный вариант при необходимости регулярной работы с небольшими грузами в ходе сборочных или ремонтных работ на машиностроительных предприятиях.
Электрический привод для мостового крана используется чаще, так как позволяет успешно работать с грузами высокой тоннажности без физических усилий со стороны оператора. Для передвижения конструкций используется до 4 электродвигателей (зависимости от требований к производительности). Для передачи вращения на колёса задействуют только редуктор или его комбинацию с трансмиссией.
Кран грейферный – это… Что такое Кран грейферный?
кран грейферный — Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера. [ГОСТ 27555 87 ИСО 4306/1 85] Тематики кран Обобщающие термины вид грузозахватного органа EN grabbing crane FR appareil de levage à benne pre neuse … Справочник технического переводчика
Грейферный кран — Подъёмный кран, грузозахватным приспособлением которого является Грейфер. Г. к. широко используются для производства погрузочно разгрузочных работ в портах, на складах промышленных предприятий, строительных площадках, ж. д. станциях и т.… … Большая советская энциклопедия
ГРЕЙФЕРНЫЙ КРАН — грузоподъёмный кран, оборудованный грейфером … Большой энциклопедический политехнический словарь
Мостовой кран (тип) — Мостовой кран, Франция, 2007 Краном мостового типа (англ. Overhead crane) назыв … Википедия
ГОСТ 27555-87: Краны грузоподъемные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 27555 87: Краны грузоподъемные. Термины и определения оригинал документа: 79. База В Расстояние между осями опор крана, измеренное по его продольной оси Определения термина из разных документов: База В 80. База выносных опор Во… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Крановое оборудование — Термины рубрики: Крановое оборудование Аварийное состояние кранового пути База выносных опор База крана Балласт Башня крана … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Индексация кранов — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Индексы (краткое кодированное название) определяют тип крана … Википедия
Кран мостовой мульдо грейферный
Главное отличие от общепромышленного крана – наличие мощного магнитного устройства, которое монтируется на траверс или непосредственно на сам кран. Если крепление производится к траверсу, то количество электромагнитов варьируется. Встречается два варианта формы магнитов:
- прямоугольная (для увеличения площади прилипания и поднятия плоских, больших по площади грузов);
- круглые (используют для поднятия и перемещения тяжелых грузов).
В данном виде кранов широко используются шихты. Кран мульдовый с грейфером или магнитом необходим для работы с электромагнитом, который обеспечивает загрузку/разгрузку мульды или металла, его переворачивание и транспортировку.
Основная сфера применения – это металлургические заводы, а именно цеха, где необходима эксплуатация мульды, а также предприятия, занимающиеся обработкой вторичного металла.
Другие параметры
В то же время, учитываются и другие важные характеристики балки, среди которых можно выделить следующие.
Размер пролета или площадь рабочей зоны крана – ее возможный диапазон 3-28,5 м. У однопролетных он равен 3-15 м, у двухпролетных составляет от 7,5 до 12 м.
Кран-балка — схема и характеристика установки
Подъемная высота. Для подвесных модификаций этот показатель достигает от 6 до 36 м, для опорного – от 6 до 18 м, но можно на заказ изготовить модель с высотой подъема до 36 м.
Электрическое напряжение. Для работы устройств подводится с помощью гибкого кабеля трехфазный ток с напряжением 380 В и частотой 50 герц.
Скорость перемещения грузов. У опорных устройств – 24-60 м/мин, у подвесных – не более 30 м/мин.
Температурные условия. Большинство современных моделей могут работать в диапазоне температур от -20 до +40 градусов, а модификации низкотемпературного исполнения способны функционировать и при 40-градусных морозах.
Монтаж и демонтаж
Установка крана требует проведения предварительных работ, они начинаются с монтажа подкрановых путей. Их укладывают на эстакаде или земле. Существуют 3 варианта монтажа:
- Пошаговый. В его основе лежит сборка узлов, она осуществляется на подкрановых путях.
- Укрупненная сборка. Крупные элементы собирают на земле, а потом поднимают на требуемую высоту. Так поступают с электрооборудованием и механизмами.
- Полноблочный. Этот способ основан на полной сборке, она осуществляется на полу. Мост собирают целиком, затем выполняют монтаж, технология требует мощной техники.
Монтажными работами должны заниматься специалисты, они же осуществляют демонтаж мостового крана, делают заземление. Он требует строго соблюдения норм безопасности. К нему прибегают, когда нужно заменить старый подъемный механизм. Он необходим и после завершения работы на участке.
Есть несколько вариантов демонтажа, каждый из них зависит от того, что предполагается делать с краном дальше. Если он подлежит утилизации, с него снимают подкрановые балки. Конструкцию освобождают от кабеля, убирают электромостовой двигатель, сматывают тросы. На металлолом отправляют пролетные балки и другие узлы, выполненные из металла.
Если кран переносят в другое место, от него отъединяют ходовые механизмы мостового крана и устройства для перемещения грузов. В таком виде конструкцию транспортируют на рабочую площадку, где снова собирают.
Подвесные и опорные краны
Еще один параметр, по которому различаются мостовые краны, — их расположение на подкрановых путях. Опорный кран перемещается по рельсам подобно локомотиву, подвесной кран расположен под путями и опирается на нижнюю полку двутаврового профиля, служащего подкрановыми путями.
Как правило, подвесными бывают однобалочные краны (или кран-балки). Подвесной двухбалочный кран — крайне редкое явление. Его преимуществом является то, что, в силу специфики конструкции, груз может, перемещаясь вдоль моста, выходить в стороны за пределы подкрановых путей. Для этого в конструкции моста предусмотрены консоли — части пролетных балок, выдающиеся дальше подкрановых путей. Эта функция полезна при работе в помещении с дефицитом свободного места, когда необходимо хоть как-то «распихать» груз.
Технические характеристики
Эксплуатационные возможности и область применения таких устройств определяют следующие характеристики:
- размер увеличения стрелы (он измеряется в метрах и находится в интервале от двадцати пяти до сорока метров);
- высота подъёма груза (отдельные краны могут поднимать груз на ста метров и более);
- скорость подъёма груза (это параметр достигает 200 м/мин);
- параметр, определяющий вращение башни (от 0,2 до 1 об/мин);
- скорость перемещения ходовой части.
Перечисленные параметры определяются перечнем решаемых задач. Все виды башенных кранов соответствуют принятой классификации. Она утверждёна существующими стандартами.
Маркировка включает последовательность заглавных букв и набора цифр. Первые три буквы указывают вид изделия. Например, К (кран) Б (башенный) М (модульный). Последующие цифры указывают: номер группы, вид базовой модели, порядковый номер исполнения всего агрегата.
- Номер группы определяет величину грузового момента.
- Вид базовой модели свидетельствует о том, является башня поворотной или нет. Номера от 01 до 69 обозначаются механизмы с поворотной башней. Номера от 71 до 99 с фиксированной башней.
- Порядковый номер исполнения свидетельствует об изменениях конструкции.
В конце маркировки указывается климатическое исполнение конкретного изделия. Например, буква «У» указывает на применение крана в умеренном климате, «ХЛ» в холодном климате.
Классификации грейферов по типу челюстей
Как было упомянуто выше, захватывающие элементы грейфера называются челюстями. Их количество варьируется от двух до восьми. Форма челюстей во многом определяет, с какими грузами способен работать захват. Ковшеобразные грейферы нередко используются для проведения копательных работ и добыче ископаемых. С целью улучшения черпающих характеристик режущие кромки ковша дополняются заостренными зубьями. Клещеобразные захваты удобны для погрузки круглого леса, трубных изделий и других цилиндрических объектов продолговатой формы. Вильчатые грейферы находят свое применение как оборудование сельскохозяйственного предназначения. Они незаменимы для высокопроизводительной погрузки сена, соломы, силоса и прочих волокнистых материалов, как в рулонном, так и рассыпном виде.
Сыпучие, мелкокусковые и склонные к высыпанию (вытеканию) грузы перегружаются при помощи закрытого или полузакрытого грейферного ковша. Остальные типы грузов обрабатываются открытыми грейферами, лопасти которых при смыкании не образуют сплошной поверхности.
Отдельно стоит заострить внимание на траектории движения челюстного захвата. У копательных устройств челюсти смыкаются по «роющей » траектории, позволяя тем самым глубже внедряться в разрабатываемый грунт. Лопасти, двигающиеся по подгребающей траектории, наоборот, не должны врезаться в материал
Их основная задача — сгребать сыпучие и мелкокусковые грузы, послойно лежащие на поверхности. Отсюда и назначение у них совсем иное — погрузочное
Лопасти, двигающиеся по подгребающей траектории, наоборот, не должны врезаться в материал. Их основная задача — сгребать сыпучие и мелкокусковые грузы, послойно лежащие на поверхности. Отсюда и назначение у них совсем иное — погрузочное.
При проведении работ в ограниченном пространстве, например, при рытье колодца или скважины, важен такой параметр как максимальный размах челюстей грейфера. Чем меньше общая ширина размаха, тем лучше. В идеале: ширина размаха должна совпадать с шириной копания. На сегодняшний день, существуют грейферные модели с неизменяемой шириной размаха, обеспечиваемой благодаря кинематической схеме движения челюстей по фиксированным направляющим.
При копании и погрузке неоднородных по твердости пород предусмотрены грейферы с независимым смыканием челюстей. Классический вариант, когда конструкция привода предполагает одновременное равномерное закрывание всех челюстей, терпит в данном случае неудачу. Если одна из челюстей во время смыкания встречает на своем пути сопротивление и останавливается, то это блокирует работу остальных. Независимое (поочередное) челюстное схождение решает возникающую проблему. Это реализуется путем интеграции пружинных механизмов в тягу каждой челюсти, приводящих к перераспределению усилий на элементы грейфера с целью более плотного обхватывания груза.
Встречаются грейферные захваты, имеющие индивидуальный привод каждой челюсти. Отдельное исполнительное устройство на каждую «клешню» позволяет в существенной мере повысить ее мощность. Более того, это решает проблему неравномерного смыкания, описанную выше.
Вращение грейфера вокруг своей оси осуществляется за счет роторной установки. Оснащение подъемно-погрузочного механизма ротатором позволяет захватывать грузы из любого положения, что особенно актуально при подъеме контейнеров и емкостей, имеющих строго определенные места захвата.
Из чего состоит мостовой кран
Представление о том, из чего состоит мостовой кран, позволяет понять основной принцип его конструкции, работы, ограничений и уровня безопасности.
Главная конструктивная часть — пролетная балка (мост крана), служит базой для перемещения тельфера, опирается на концевые балки (тележки), которые обеспечивают перемещение всей конструкции вдоль крановых путей.
Для повышения надежности шасси концевых тележек опорного мостового крана используется принцип разделения на приводное и опорное колесо. Оба вида колес монтируются на буксы, позволяющие распределить нагрузки и обеспечить смазку подшипников осей. Сход колеса с крановых путей предотвращает кольцевая реборда или гребень. Колеса могут иметь одну или две реборды.
Однобалочный кран состоит из одной пролетной балки (двутавра). Двухбалочные мостовые краны представляют собой более массивную конструкцию из двух параллельных жестко соединенных коробчатых пролетов.
Работа мостового крана обеспечивается дополнительным оборудованием и системами:
- Подкрановые или крановые пути представляют собой проложенные на капитальных конструкциях или подвешенные к потолку помещения направляющие для движения тележек (концевых балок);
- Система ручного или электрического привода обеспечивает движение мостового крана по путям;
- Электрический тельфер или ручная таль обеспечивает подъем груза и перемещение его по пролету крана;
- Система управления и блокировки обеспечивает передачу и выполнение команд оператора, предотвращает нештатные ситуации и самопроизвольное движение мостового крана. Система безопасности представляет собой сложный комплекс устройств от нулевой блокировки с ключ-картой до ограничителей хода, концевых выключателей и ограничителей грузоподъемности.
- Тормозная система, в которой применяются механические колодки с гидротолкателями, ограничивающие выбег осевые генераторы с тормозными реостатными цепями;
- Ток в систему питания электрического мостового крана подается по троллеям. Для питания тельфера может использоваться подвеска с бугелем или клипсовая система. Пуск любых механизмов может быть заблокирован автоматически (срабатывание ограничителей) или вручную кнопкой останова (нулевой блокировки).
Мостовой однобалочный опорный кран с электрическим тельфером
Для повышения эффективности и безопасности мостового крана предусмотрено внедрение инверторов питания, выбор скорости движения по крановым путям, изменение грузоподъемности, высоты подъема груза, расширение области захвата подвесным краном.
На заметку
Для того чтобы информация о том, что такое мостовой кран была представлена в максимально полном объеме, мы решили дополнить статью ответами на часто задаваемые вопросы наших клиентов.
Галерея мостового крана, что это?
Это конструкция в виде мостков с ограждением, по которой можно пройти вдоль крановых путей для обслуживания техники.
Режим работы
Конструкция мостового крана сильно зависит от интенсивности его эксплуатации в будущем. Согласно ГОСТ 27584-88, режимы работы кранов имеют обозначения от 1К до 7К. В зависимости от этого рассчитываются технические характеристики мостового крана, а также мощность металлоконструкции (пролетной и концевых балок).
Режимам 1К-3К, как правило, соответствуют краны, предназначенные для незначительных и редких работ, главным образом для подъема какого-либо цехового оборудования с целью его ремонта и технического обслуживания. Эксплуатация мостовых кранов с одной пролетной балкой, согласно ГОСТам, должна проходить в режиме не тяжелее 3К.
Средний режим работы 4К-5К имеет большинство кранов, занятых в технологических процессах основного производства на самых различных промышленных предприятиях.
Краны тяжелого (6К) и весьма тяжелого (7К) режима работы чаще всего встречаются на металлургических производствах. Это настоящие монстры среди грузоподъемных механизмов, они «пашут» беспрерывно сутками напролет, в загрязненной атмосфере и при повышенных температурах. На фото — мостовой кран на литейном производстве в процессе работы.
Преимущества
Вся продукция обладает массой плюсов:
- длительный период эксплуатации с гарантией 20 лет;
- высокий уровень безопасности;
- возможность установки ручного или радиоуправления;
- отличная продуктивность в работе;
- быстрый доступ ко всем узлам, взаимозаменяемость деталей;
- высокое качество материалов и сборки.
Мостовые краны сертифицированы согласно ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». При проектировании крана учитываем температурный режим работы, интенсивность работы и другие факторы, влияющие на работоспособность крана. Проконсультируем по нюансам и смонтируем на месте.
Виды и технические характеристики мостовых кранов
В зависимости от конструкции, мостовые краны бывают подвесные и опорные, двухбалочные и однобалочные, требующие при монтаже специального оборудования и навыков.
Существуют и козловые краны, относящиеся к категории подъемных устройств мостового типа.
Основание для опорных мостовых кранов – наземные рельсовые пути с ходовыми колесами.
Известны ли вам технические характеристики трактора Нью Холланд, кабина которого предусмотрена для работы в хардовом режиме?
А здесь можно узнать фактическую цену картофелесажалки для мини-трактора.
Начальная установка подвесных мостовых кранов происходит на земле. Первый этап – сборка концевых балок с пролетной частью, затем с помощью грузоподъемного крана конструкция поднимается на необходимое место для закрепления к подкрановым путям.
В балках двутаврового типа устанавливаются рельсы подвесных кранов, при этом ходовая часть грузового подъемника прикреплена к нижним полкам.
Основным отличием однобалочного крана от двухбалочного является количество направляющих балок.
Прочность двухбалочных мостовых кранов намного выше, но благодаря низкой стоимости однобалочные мостовые краны эксплуатируются в производстве намного чаще.
В зависимости от функции грузоподъемности установка мостовых кранов производится с помощью различной вспомогательной грузоподъемной техники:
- для монтажа мини-кранов грузоподъемностью от 100 до 2000 кг, которые в основном оснащены модульными системами и не требуют эксплуатации рабочей площади цехового помещения, используется другой мостовой кран. Завершающий этап поднятия осуществляется при помощи автокрана. Профиль для крановых путей изготавливается из стали или алюминия. Грузоподъемность мостового крана с алюминиевыми путями – до 1000 кг;
- краны малой грузоподъемности предназначены для перемещения и подъема груза весом от 1-2 до 16-20 т. Основой сборки такого оборудования являются унифицированные узлы, в основном однобалочные, которые отличаются друг от друга техническими параметрами, конструкцией и системой управления;
- мостовые краны большой грузоподъемности предназначены для подъема и перемещения груза весом от 16 (20) до 100 т. Это индивидуальные заказы с применением уже испытанных идей. Предназначение, пролет, порядок работы и ее скорость, даже при одной и той же грузоподъемности, делают структуру мостового крана нестандартной, что невозможно при массовом производстве.
Мостовые краны, предназначенные для поднятия груза свыше 100 т, изготавливаются исключительно по индивидуальным заказам, причем технические параметры не ограничиваются. Как правило, такому оборудованию присваивают имя.
Внимание! Все виды монтажных и установочных работ выполняются работниками предприятия, прошедшими аттестацию, в строгом соответствии с технологическими и проектными документами завода-изготовителя, в которых четко прослеживаются особенности установки. В процессе монтажа необходимо придерживаться правил безопасности, действующих на конкретном предприятии, и учитывать общее устройство самого мостового крана
В процессе монтажа необходимо придерживаться правил безопасности, действующих на конкретном предприятии, и учитывать общее устройство самого мостового крана.
Устройство подъемного механизма
Талями в стационарном исполнении часто оснащаются также тележки двухбалочных кранов. Такая компоновка называется тельферной (или модульной) схемой. В основном она применяется на кранах относительно небольшой грузоподъемности — до 50-60 тонн. Это связано с тем, что тельферы большей грузоподъемности практически нигде в мире не производятся. Исключение составляет Китай, производящий тельферы до 100 тонн, однако продукция Поднебесной пока не пользуется широким спросом за ее пределами.
Краны талевой конструкции отличаются высокой ремонтопригодностью при определенных условиях — унификации оборудования на предприятии и наличии определенного запаса деталей. Вышедший из строя на ответственном участке работ подъемный механизм легко заменяется таким же механизмом с соседнего крана, который временно простаивает. Также краны модульной схемы отличаются большей компактностью и легкостью.
У больших двухбалочных мостовых кранов устройство тележки представляет собой так называемую развернутую схему. Грузоподъемный механизм состоит из следующих основных частей:
- электродвигателя;
- редуктора;
- упругой муфты, соединяющей двигатель с редуктором;
- тормоза (механического, гидравлического или электромагнитного;
- канатного барабана.
В случае с модульной компоновкой все составляющие «упакованы» в корпус тельфера, в развернутой же схеме все они расположены отдельно друг от друга на открытом воздухе. Это несколько затрудняет приобретение запасных частей в случае поломки. Электродвигатель производит одно предприятие, редуктор — другое и т. д. Если кран начнет ломаться в послегарантийный период — придется заключать договора с десятком различных поставщиков. Но зато конструкция мостового крана с развернутой тележкой позволяет создавать механизмы очень большой грузоподъемности — 200-300 и более тонн.